Основные принципы организации игр и требования к ним с учётом ступени обучения
Основные принципы организации игр и требования к ним с учётом ступени обучения
В статье рассматриваются принципы организации игр с уетом возраста учащихся. Данная статья будет полезна учителям иностранного языка при выборе методов и приемов организации игрово деятельности на уроках иностранного языка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные принципы организации игр и требования к ним с учётом ступени обучения»
Основные принципы организации игр и требования к ним с учётом ступени обучения
К основным принципам организации игр относятся:
отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.
развитие игровой динамики.
поддержание игровой атмосферы (поддержание реальных чувств учащихся).
взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей.
перехода от простейших игр к сложным игровым формам.
Игровое воображение создает у детей план наглядных представлений о действительности, формирует способность ими оперировать.
Исследователь творческих игр А.П. Усова предлагает классификацию игр, где среди игр - действий, в которых изображается само действие, строительно-конструктивных игр, она выделяет игры ролевые. Ролевыми она считает те игры, в которых ребенок создает тот или иной образ.
игры - драматизации, основанные на исполнении какого-либо сюжета, сценарий которого не является жестким каноном; игры - импровизации, где действующие лица знают основной сюжетный стержень игры, характер своей роли, а сама игра развивается в виде импровизации; игры на преодоление этапов, когда определяются этапы, на каждом из которых выполняется определенная задача познавательного характера; деловые игры, в которых разыгрываются ситуации, построенные на выявлении функциональных связей и взаимоотношений между разными уровнями управления и организации.
Известный психолог Л.С.Выготский дает психологическую классификацию игр, исходя из того, что игра заключает в себе действия, связанные с деятельностью ребенка:
- подвижные, которые связаны с выработкой умения перемещать себя в среде и ориентироваться в ней;
- строительные, связанные с работой над материалом, учат точности и верности движений, вырабатывают ценные навыки, разнообразят и умножают наши реакции;
- условные, которые возникают из чисто условных правил, связанных с ними действий, и организуют высшие формы поведения.
Другие отечественные психологи - С.Л. Рубинштейн и Д.Б. Эльконин -выделяют интеллектуальные игры и ролевые игры, причем они обращают внимание на то, что если первая категория игр является «субъективно-объективной», то ролевые игры относятся к «субъективно-субъективным»1.
М.Ф. Стронин, автор ряда книг, посвященных обучающим играм, которые используются в обучении иностранным языкам, выделяет два вида таких игр:
подготовительные, способствующие формированию речевых навыков; творческие игры, цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений.
Таким образом, все типы игр можно подразделить на следующие группы:
- подвижные;
- строительные;
- интеллектуальные;
- условные.
При этом мы особое внимание уделяем дидактическим играм, в которые входят языковые, или подготовительные, и речевые, или творческие. Языковыми играми являются орфографические, лексические, фонетические и грамматические, целью которых является формирование соответствующих навыков, а речевыми играми являются:
-ситуационные, в основе которых лежит ситуация из жизни, для решения которой применяются знания реального учебного предмета;
- ролевые, предполагающие выполнение определенных ролей индивидуально каждым участником игры или в группе;
- деловые - предполагается конкретная проблема, имеется дело; роли иправила игры вырабатываются участниками в ходе самой игры.
В процессе обучения могут быть использованы и другие игры (или варианты их проведения), разработанные отечественными и зарубежными методистами.
Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15-20 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке.
Как уже говорилось выше, грамматические игры способствуют формированию речевых навыков.
Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая
многократного их повторения, утомляет школьников своим однообразием, а затрачиваемые усилия часто не приносят быстрого удовлетворения.
Применение игровых методов обучения поможет сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Например, ряд грамматических игр могут быть эффективными при введении нового материала.
Формированию и развитию лексических и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых - освоение правописания изученной лексики. Большинство игр можно использовать в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и вторичного закрепления.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка. Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет форма интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные - важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеурочной работы познавательного характера. Игры - путешествия. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта этих игр - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.
Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.
Учитель, используя в своей работе все виды игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
1 Лейтес Н.С. Широта одаренности, призвание, судьба - М.: Просвещение, 1996 - 170 с