Просмотр содержимого документа
«Разработка модели поведения учителя, влияющая позитивно на развитие одаренности лицеистов.»
Разработка модели поведения учителя, влияющая позитивно на развитие одаренности лицеистов.
Учительство - не труд, а отреченье, Умение всего себя отдать, Уйти на долгий подвиг и мученье, И в этом видеть свет и благодать. Учительство - когда в глазах холодных Зажжется понимания заря, И ты поймешь: старался не бесплодно И знания разбрасывал не зря.
МОТИВАЦИЯ: Притча.
Человек шел по улице с тяжелым камнем. Прохожий спросил у него, зачем он это делает. «Я раб. Мне приказали, и я обязан нести». Другому, несущему тяжелый камень, задали тот же вопрос. Он ответил: «Мне заплатили, чтобы я его перенес. Работа тяжелая, но все таки неплохая». И у третьего человека, несущего тяжелый камень, спросили, почему он это делает. «Я строю храм», - последовал ответ.
Учитель – это:
• Свеча, которая светит другим, сгорая сама;
• Человек, который может делать трудные вещи легкими;
• Человек, который с добротой выводит блуждающего на его дорогу.
Во всем мире проблема одаренности вызывает все больший интерес после того, как в течение многих лет она либо замалчивалась, либо подвергалась яростным нападкам. Отношение к ней было неоднозначным. С одной стороны, существовали школы для одаренных детей, проводились многочисленные соревнования (интеллектуальные, музыкальные, спортивные и др.), позволявшие выявлять детей с выдающимися способностями. С другой стороны, идеи равенства неоправданно распространялись и на сферу способностей. Элитарность в обучении, тесты для идентификации одаренности часто подвергались резкой критике. В последние годы интерес к этой проблеме заметно усилился. Открылись новые школы для детей с высоким уровнем развития способностей. Понятие "одаренность" приобрело широкую значимость в нашей стране.
Подготовка учителя для одаренных детей.
Одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности и познавательным стилем и сферами интересов, следовательно, программы для них должны быть индивидуализированы. Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе этих детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения. По силам ли задачи изменений в содержании, процессе, результатах и атмосфере обучения неподготовленному к этому учителю? Чаще всего нет. Данные исследований подтверждают ответ, подсказанный здравым смыслом:
Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей;
Неподготовленные к работе с высокоинтеллектуальными детьми учителя равнодушны к их проблемам (они просто не могут их понять);
Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям: ведь они создают определенную угрозу учительскому авторитету;
Такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.
Таким образом, необходимо ставить и решать задачу подготовки учителей специально для одаренных. Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в "своем" учителе. Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся. Это:
учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету;
учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;
учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.
Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко. Исследования говорят, что подготовленные учителя значимо отличаются от тех, кто не прошел соответствующего обучения. Они используют методы более подходящие для одаренных; они больше способствуют самостоятельной работе учащихся и стимулируют сложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблем, оценку информации и т.д.). Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию риска.
Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге ХХI века, хотя проблема одаренности занимала умы человечества уже с давних времен. Конфуций, Овидий, Платон, Т. Джеферсон и др. придавали особое значение образованию интеллектуально одаренных юношей и девушек. История развития цивилизации неоднократно доказывала, насколько важны для развития общества открытия, изобретения, совершенные талантливыми людьми, что делало их социально значимыми. Анализ проблем одаренных детей показал, насколько каждой стране необходима радикальная перестройка системы обучения, которая бы позволила одаренному ребенку свободно проявлять свои особенности, развиваться в силу своего дарования как уникальной личности. Появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, ставящие основной своей целью выявление, обучение и развитие одаренных детей. Работа с одаренными сегодня предстает как важное, приоритетное направление образовательной политики, и ключевое место в организации творческой образовательной среды для развития одаренности учащихся принадлежит учителю. В связи с этим возникает вопрос – какой учитель должен сопровождать одаренного ребенка в процессе становления? Какие требования предъявляются к личности учителя? Очевидно, что возникает потребность в новом типе учителя-исследователя, который будет способен не только работать в режиме развития инноваций, осваивать их многообразие, но и создавать свои педагогические новшества и непосредственно применять их в своей педагогической деятельности по отношению к одаренным. Анализ деятельности отечественных и зарубежных исследований доказывает, что наибольшего успеха в обучении достигают именно те педагоги, которые отошли от традиционных путей. Успеха достигают педагоги, которые работают по инновационным авторским и экспериментальным программам, не боятся экспериментировать, участвуют в конкурсах, конференциях, соревнованиях. Работа учителя с творчески одаренными учащимися в условиях массовой школы, естественно, требует систематической дифференциации и индивидуализации их обучения и воспитания. Вместе с тем имеется немало педагогов и у нас, и за рубежом, которые считают, что для творчески одаренных детей и учащихся необходимы свои учебные программы, особое содержание образования, а главное - следует создавать условия для педагогического стимулирования их творческого саморазвития. Процесс развития творческих способностей учащихся возможен, как нам представляется, только при взаимодействии учителя и ученика. В совместной творческой деятельности педагог выбирает такой вид взаимодействия, в ходе которого происходит развитие когнитивных процессов, структуры мотивационной сферы, формирование «Я-концепции» личности. Отечественный исследователь В.И. Андреев сформулировал закон сотворчества, действующий в процессе творческого саморазвития . Он утверждает, что эффективность творческого саморазвития личности находится в прямой зависимости от ее продуктивности в процессе сотворчества и кооперации в решении творческих задач. Готовность учителя к работе с одаренными школьниками определяется также наличием у него креативности мышления, глубокого знания предмета, психолого-педагогической компетентности. Среди качеств, необходимых учителю одаренных детей, выделяют следующие: чуткость, доброжелательность, высокий уровень интеллектуального развития, оптимистичное отношение к действительности, чувство юмора, позитивную Я-концепцию, личностную зрелость учителя, эмоциональную стабильность. Наиболее благоприятный стиль работы учителя с одаренными детьми – совместное творчество с учениками. Следует отметить также, что учитель должен уметь планировать работу с учащимися с установкой на повышение мотивации и интереса, использовать индивидуальный подход, создавать необходимые условия для умственного развития ребенка. Именно учитель создает атмосферу, которая вдохновляет ученика или разрушает его уверенность в себе, поощряет или подавляет его интересы, развивает или игнорирует способности. Успешность работы учителя с одаренными детьми во многом зависит от правильности выбранной им стратегии работы с ними. Таким образом, профессиональные качества учителя основываются на следующих умениях: строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка, модифицировать учебные программы, работать по специальному учебному плану, консультировать учащихся, оказывать помощь в самостоятельном получении знаний. На наш взгляд, очень важную роль играет также глубокое знание учителем особенностей одаренных детей, способов и условий их развития. Встреча с одаренным ребенком часто является и для педагога, и для психолога своеобразным экзаменом, так как одаренные дети представляют собой или своим поведением такие нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее «учительские» стереотипы бесполезны. Очевидно, что основными компонентами профессиональной квалификации педагога для работы с одаренными являются, с одной стороны, психолого-педагогические знания, умения и навыки, с другой стороны, профессионально-личностная позиция педагога. Недостаточный психологический уровень подготовки учителя для работы с одаренными, проявляющими нестандартность в поведении, мышлении, приводит к тому, что оценивая своих учеников, учителя отмечают в них демонстративность, желание все делать по-своему (упрямство), истеричность, нежелание и неумение следовать положительным образцам и т.д.. Многие психологи считают, что такие оценки часто являются следствием неадекватного понимания учителем личности и развития одаренного ребенка. Обзор исследовательской литературы по данной теме показал, что педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную послевузовскую подготовку. К сожалению, такой уровень подготовленности на сегодня имеют далеко не все педагоги. Неподготовленные в этом плане учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, не понимают их проблемы. Иногда неподготовленные учителя могут быть враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение. В заключение необходимо отметить, что на наш взгляд, работа учителя с одаренными детьми – это сложный, динамичный и непрекращающийся процесс. Он требует от администрации и учреждения и педагогов, прежде всего, хороших знаний в области психологии и педагогике, сотрудничества с психологами, учителями и администрацией других образовательных учреждений, родителями. От учителя требуется постоянное пополнение знаний, совершенствование мастерства, гибкость, он должен обладать творческим мышлением, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию. Готов ли учитель одаренного ребенка вступить в процесс постоянного саморазвития вместе со своими учениками? Это действительно непросто, и не каждый педагог обладает такими мощными творческими ресурсами.
Дополнение:
Практическое занятие:
На одном райском острове с климатическими условиями, подходящими для всех решили устроить страну одаренных людей. Там создали все самые современные условия проживания, это самая модернизированная цивилизация. Там построили самые современные школы для одаренных детей. Сейчас там устроен международный конкурс по принятию педагогов на работу. Резюме можно отправить по факсу. Пройдя многоступенчатый отборочный конкурс, как самых опытных и лучших педагогов школы . Вас выбрали в комиссию по отбору педагогов. Но для этого вам нужно выполнить задание по созданию модели современного учителя- новатора.