kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационно-исследовательская работа "Научно-методические условия реализации ФГОС ООО в условиях вечерней школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная педагогика переживает «всеобщую стандартизацию»: Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) в Ульяновской области распространится на 8 класс, а в пилотных школах на 9 классы, совсем скоро вступят в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) и профессиональный стандарт педагога.

Стандарты предъявляют новые требования к педагогам и учащимся, меняют акценты в системе взаимоотношений «ученик – учитель – общество – государство», вводят новые понятия. Задача каждого педагога – все  эти «теоретические» положения превратить в современные уроки. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационно-исследовательская работа "Научно-методические условия реализации ФГОС ООО в условиях вечерней школы"»

Киселёва М.А.,

заместитель директора по УВР

МБОУ ОСШ № 4 города Ульяновска

Научно-методические условия реализации ФГОС общего образования и профессионального стандарта педагога в условиях вечерней школы

Современная педагогика переживает «всеобщую стандартизацию»: Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) в Ульяновской области распространится на 8 класс, а в пилотных школах на 9 классы, совсем скоро вступят в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) и профессиональный стандарт педагога.

Стандарты предъявляют новые требования к педагогам и учащимся, меняют акценты в системе взаимоотношений «ученик – учитель – общество – государство», вводят новые понятия. Задача каждого педагога – все эти «теоретические» положения превратить в современные уроки.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определил новые задачи педагогической деятельности учителя и требования к проектированию процесса обучения в школе. В профессиональном стандарте педагога, который сегодня широко обсуждается практиками, в списке обобщённых трудовых функций в педагогической деятельности учителей определено действие построения образовательного процесса, направленного на достижение учащимися целей образовательной программы. Важно разобраться, определено ли содержание функции по проектированию процесса обучения в рамках учебного предмета, какие рекомендации существуют в дидактике и методике по реализации этой функции, имеют ли они научное обоснование, а также выявить, насколько готов учитель вечерней школы реализовать положения системно – деятельностного подхода ФГОС общего образования в процессе проектирования урока.

Традиционно в должностные обязанности учителя входит умение планировать урок и реализовывать этот план, анализировать эффективность урока. Сегодня в профессиональном стандарте педагога определена обобщённая трудовая функция: педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Определено, что для этого учитель должен владеть трудовыми действиями. Это разработка и реализация программ учебных дисциплин, осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации, планирование и проведение учебных занятий, систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению. Учитель должен владеть методикой проектирования рабочей программы по учебному предмету, технологической карты изучения учебной темы, урока.

Это позволяет говорить о функции проектирования методического обеспечения освоения учебного предмета. В справочной литературе методическое обеспечение определяется как процесс и результат оснащения чьей-либо деятельности (или проекта, программы) необходимыми методическими средствами и информацией, способствующими её эффективному осуществлению и реализации. Таким образом, можно рассматривать методическое обеспечение как совокупность средств (учебные программы, технологические карты, оценочные листы и др.), которые помогут учителю эффективно реализовать ФГОС общего образования, обеспечивать три группы образовательных результатов.

Педагогическое проектирование – одна из функций, связанных с разработкой эффективной деятельности, как учителя, так и обучающихся. Проектирование педагогического процесса – это специально организованный процесс, направленный на изменение внутреннего образа обучающегося, поэтому и требуется детальная разработка каждой его составляющей (по мнению М.Т. Громковой). Детализация и алгоритмизация деятельности учителя в области проектирования учебных программ, уроков дают возможность, с одной стороны, свести к минимуму отрицательное влияние различных факторов, с другой – обеспечить необходимые психолого – педагогические условия реализации процесса обучения на основе системно – деятельностного подхода.

Алгоритм проектирования рабочей программы заложен в требованиях к её структуре. Это нормативный документ, и он разрабатывается на основе приказов Министерства образования и науки. Поэтому весь алгоритм создания этого документа связан с его структурой, содержанием примерных и авторских программ по предмету. На основе программы учитель разрабатывает урок. Проектирование современного урока – это главная составляющая педагогической деятельности учителя, но здесь нормативов нет, есть только рекомендации. Это объясняется наличием множества субъективных факторов в реализации урока: возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся вечерней школы, стилем педагогической деятельности учителя и уровнем его профессионализма, уровнем сформированности учебной деятельности обучающихся и их учебными возможностями, способностями и др.

Специалисты методических служб разного уровня предлагают учителям рекомендации по проектированию учебных программ, технологических карт учебной темы, урока. Но, к сожалению, они отражают позиции методистов в логике общепринятых традиций планирования процесса обучения. После названия темы описывается цель – что нужно делать учителю, а затем планируемые результаты учеников. Как видим, логика отсутствует или не соответствует позициям деятельностного подхода, такие рекомендации не имеют теоретического обоснования. Современный урок должен быть результативным, действенным, имеющим непосредственное отношение к интересам обучающегося, его родителей, общества, государства. Для того чтобы урок отвечал таким требованиям, необходимо сначала технологично его спроектировать, а затем технологично реализовать. Технологичное построение обучения в целом обозначает технологизацию этого процесса. Технологизация предполагает уточнение учебных целей и последовательность процедур их достижения, с подробным описанием содержания деятельности участников этого процесса

Технологичное проектирование педагогического процесса состоит в детальном описании всех его составляющих: целей, содержания, процессов учения и преподавания, в отборе средств обучения таким образом, чтобы гарантированно получать требуемый результат – достижение запроектированных образовательных целей. Проектирование урока традиционно было представлено в конспектах учителя, где он описывал три группы целей: обучающие, воспитательные, развивающие. Цели были сформулированы относительно деятельности учителя как его действия по поводу освоения обучающимися учебной темы. А дальше в зависимости от дидактической цели урока (изучение нового материала, его закрепление, систематизация, контроль усвоения) учитель определял этапы урока и логику выполнения учебных заданий. Этот подход демонстрирует, что логика в планировании процесса обучения отсутствует: сначала формулируется, что будет делать учитель, а затем – чего должны достичь дети.

Психологом Б. Блумом была исследована эффективность целеполагания в современном образовании. Им была описана технология эффективного целеполагания, включающая классификацию целей в когнитивной области познания. Ценным в данном исследовании является то, что психологом были проанализированы неэффективные способы формулирования целей обучения и выявлено, что наиболее эффективным способом целеполагания является постановка целей через результаты обучения, выраженные в действиях обучающихся: «...знает конкретные факты, понимает, интерпретирует, умеет выполнять, применяет правило...» [цит. Никитина Н.Н., 7; с. 102]. Эта концепция была взята за основу при проектировании целей образования во ФГОС. Декомпозицию целей образования во ФГОС представляют образовательные результаты, что соответствует деятельностной парадигме образования, главными методологами которой являются Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, А.Г. Асмолов. Цели общего образования описаны как система ключевых задач. Поэтому и проектирование целей современного урока должно соответствовать требованиям системно – деятельностного подхода с позиций ФГОС.

Проектирование урока учителем вечерней школы в условиях реализации ФГОС ООО начинается с формулирования целей урока. С этих позиций учитель должен определять цели урока как систему задач ученика в рамках учебной темы в соответствии с тремя группами образовательных результатов (предметные, метапредметные, личностные). Задачи ученика по освоению предметных результатов описаны в «Примерных программах по учебным предметам». Это нормативный документ, поэтому эти задачи должны быть однозначно сформулированы учителями образовательных учреждений страны.

Технологичное описание целей современного урока – это описание в первую очередь планируемых результатов учеников, потому что измерять и оценивать в конце урока учитель должен действия учеников, и на основании их результатов проводится рефлексия по поводу эффективности педагогической деятельности, решённых педагогических задач. Это принципиальный вопрос, потому что то, как формулирует педагог цели урока, демонстрирует его понимание деятельностного подхода к процессу обучения и оцениванию его результатов.

После описания целей (планируемые действия – результаты учеников в рамках учебной темы) учителю легко осознать, что, он будет оценивать на уроке и с помощью каких заданий. Это можно оформить в виде таблицы и назвать оценочным листом, таблицей требований к образовательным результатам. В ней обязательно должна быть графа, где можно дать возможность ученику провести самооценку своих результатов.

Следующим шагом в проектировании урока будет формулирование педагогических задач – действий учителя. Педагогическая задача – это описание ситуации, которая раскрывает взаимодействие учителя и обучающихся по поводу достижения определённой цели. Все задачи в любой педагогической ситуации являются задачами социально-педагогического управления и помощи учащимся в организации их развивающей деятельности. По сути, учитель должен определить условия того, как ситуацию «незнания» перевести в ситуацию «знания». Проектирование педагогических задач выстраивается в логике от планируемых результатов учеников к действиям учителя, направленным на их достижение. Но, к сожалению, эта трудовая функция (показатели её сформированности) не выделена в профессиональном стандарте педагога, о ней можно догадываться по набору действий учителя, которые он должен уметь выполнять в разных педагогических ситуациях.

Когда определены задачи учителя, появляется возможность отобрать способы и средства для их решения. Главное – выделить базовую технологию обучения, так как в её логике и будет выстраиваться процесс обучения на уроке, определяться последовательность действий учителя и учеников. При этом технология также должна соответствовать идеям деятельностной парадигмы образования. Можно ориентироваться на классификацию современных технологий построения учебного процесса на проблемной, деятельностной, смысловой, альтернативной, ситуативной, диалоговой основах. После определения целей, педагогических задач и технологий наступает важный этап разработки технологической карты сценария урока. Понятие «сценарий урока» (Т.А. Сергеева, Н.М. Уварова) не является синонимом понятию «конспект урока». В сценарии есть возможность детализировать деятельность участников урока, спрогнозировать образовательные результаты. Продумывая сценарий учебного занятия, педагог должен смоделировать ситуацию учения (учебную ситуацию). Согласно концепции ФГОС учебная ситуация является дидактической единицей процесса обучения. Сценарий урока предполагает подробное описание действий учителя по решению педагогических задач, действий обучающихся по освоению содержания учебного материала и достижению образовательных результатов в ходе решения учебной задачи. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока в форме таблицы, позволяющий структурировать и детализировать содержание и процесс урока по выбранным параметрам.

Опыт проектирования технологической карты урока, начиная с 90-х годов прошлого века, позволяет нам утверждать, что после описания всех вышеуказанных компонентов можно заполнять таблицу. В таблице выделены следующие элементы: этапы урока, содержание деятельности учителя, содержание учебной деятельности, планируемые результаты (можно ещё включить оформление доски, но этот элемент чаще используют молодые учителя, что помогает в организации урока). Алгоритм проектирования технологической карты сценария урока определяет последовательность действий педагога в этом процессе:

1. Формулирование темы урока в соответствии с тематическим планом.

2. Формулирование образовательных результатов деятельности учеников:

2.1. Предметные (ПР).

2.2. Метапредметные (МПР)

2.3. Личностные (ЛР).

3. Заполнение формы оценки результатов (таблица требований к результатам изучения учебной темы или оценочный лист).

4. Формулирование педагогических задач учителя по достижению учениками планируемых результатов.

5. Определение базовой технологии и сопутствующих технологий для достижения планируемых результатов урока.

6. Описание сценария урока в таблице:

Этапы урока

Содержание деятельности учителя


Содержание деятельности учеников


Планируемые результаты


Оформление доски (или примечание)







Очень важно понимать логику заполнения карты урока. Это поможет учителю осознанно выбирать способы и средства достижения планируемых результатов учеников.

6.1. Заполняется первая графа, этапы урока определяются в соответствии с этапами базовой технологии и типом урока (изучение нового знания [понятие, правило, факты, закономерности] или способа действия; закрепление знаний и умений, способов действий по теме; их обобщение и систематизация; контроль и оценка планируемых результатов по теме).

6.2. Заполняется четвёртая (именно четвёртая!) графа; для каждого этапа урока (технологии) прогнозируется достижение учениками планируемых результатов, которые были сформулированы перед таблицей, их нужно распределить по этапам.

6.3. Заполняется вторая графа, формулируются педагогические задачи учителя и приёмы, методы, формы работы, средства обучения, логика заданий, вопросов, которые он использует для того, чтобы управлять учебной деятельностью по достижению планируемых результатов.

6.4. Заполняется третья графа, описывается деятельность учеников, формы её организации (индивидуальная, коллективная, парная, самостоятельная) по достижению планируемых результатов на каждом этапе урока.

6.5. Заполняется пятая графа, здесь может фиксироваться оформление доски или особые замечания, необходимые для организации процесса обучения, создания условий его успешного протекания.

Таким образом, детальное проектирование технологической карты сценария урока позволит не только описать целостно и системно достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС, спроектировать образовательный процесс по освоению темы, но и осознать эффективность педагогической деятельности, дать обоснованную оценку реализации трудовых функций в профессиональной педагогической деятельности учителя.

Таким образом, для современного учителя – реализующего ФГОС ООО и отвечающего требованиям профессионального стандарта педагога – нужно не только уметь пользоваться готовой научно-методической продукцией, адаптируя ее к задачам своего урока, но и:

  1. Владеть формами и методами обучения.

  2. Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.

  3. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

  4. Владеть ИКТ – компетентностями.

  5. Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

Овладение новыми методиками организации педагогической деятельности - одна из основных задач стоящих перед учителем. Частично она решается на курсах повышения квалификации педагогов, которые учитель должен проходить каждые 3 года. Не менее важную роль должно играть и самообразование преподавателя. Но одной из главных проблем является отсутствие специальной литературы, позволяющей ознакомится с теоретическими основами новых технологий, чтобы впоследствии самостоятельно использовать их на практике.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Киселёва Мария Александровна

Дата: 12.06.2017

Номер свидетельства: 421502


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства