kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории в 5 классе "В Афинском театре"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "В Афинском театре" знакомит учащихся с особенностями древнегреческого театра и историей его возникновения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 5 классе "В Афинском театре"»

Открытый урок в 5 классе «В Афинском театре»

Учитель: Польшенская О.Ф.
Предмет:
История древнего мира
Класс:
5
Автор УМК: Учебник История древнего мира под ред. А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой М., «Просвещение» 2014.

Тема урока: В афинском театре.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ресурсы:

1. Панель

2. Задания для работы в группах.

3. Рабочие листы с отпечатанным текстом на каждого ученика

4. «Глиняные билеты»

5. Исторический документ

Цель урока: выявление особенностей древнегреческого театра.

План урока:

  1. История возникновения театра.

  2. Здание театра, актёры и хор

  3. На представлении трагедии и комедии

Основные понятия: амфитеатр, скене, орхестра, места для зрителей, трагедия, комедия;

Планируемые результаты (связаны с формированием УУД):


Предметные

Метапредметные

Личностные


научатся

получат возможность научиться

Описывать внешний вид греческого театра, его устройство; выделять особенности театральных постановок в Греции.

Работать с текстом учебника и историческим источником; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное; высказывать собственное мнение, суждения;

Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают её, выделяют главное.

Регулятивные: самостоятельно формируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события и поступки

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Формируют чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; осознают и фиксируют своё эмоциональное состояние на уроке.















Этап урока «Мотивация»

Приветствие учителя.

У нас на уроке присутствуют гости – учителя истории.

Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Послушайте стихи и попробуйте догадаться, о чем пойдет речь на уроке.

Уж полон зал. Вот-вот начало,
Надет костюм, наложен грим.
И ты готов, к восторгу зала,
К нему прийти совсем уже другим!

Оваций шум и крики «Браво!»
Приятны, что уж там таить?!
Но всё же главное – не слава,
Когда выходишь ты на сцену жить!

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль…

Догадались, о чем идет речь? А что такое театр?


Этап урока «Актуализация знаний»

В соответствии с Указом Президента РФ Владимира Путина 2019 год объявлен в России годом театра.  Его цель –сохранить и популяризировать лучшие отечественные театральные традиции. 

13 декабря 2018г. в музыкальном театре г. Ростов-на-Дону состоялась церемония открытия Года театра. В этом мероприятии приняли участие лучшие театры нашей области. Среди театральных трупп на сцене актеры казачьего драматического театра, который находится в Новочеркасске. На слайдах презентации мы видели фото постановок этого театра.


Ребята, историю какого государства вы изучали на прошлых уроках?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Древнегреческий театр», «В афинском театре».

Какие задачи стоят перед нами на уроке? Наша задача - познакомиться с особенностями древнегреческого театра и с историей его возникновения.

Чему должны научиться? Описывать внешний вид греческого театра, его устройство; выделять особенности театральных постановок в Греции.


План урока

1. История возникновения театра.

2. Здание театра, актёры и хор.

3. На представлении трагедии и комедии.


Для решения этих задач сформулируем проблему: в чем отличие древнегреческого театра от современного?


Ответим на вопросы кроссворда. Вспомним материал прошлого урока «В Афинских школах и гимнасиях».

1. В переводе с греческого это слово обозначает «сопровождающий ребенка». (Кем был этот человек? Какова его роль?) ПЕДАГОГ

2. Как называлась металлическая или костяная палочка с острым концом, которой ученики писали буквы? (А на чем писали? Как исправляли ошибки?) СТИЛЬ

3. В Греции встречались люди, гордившиеся тем, что знали наизусть поэмы этого человека. О ком идет речь? (Автором каких поэм является?) ГОМЕР

4. Как в Афинах называлось умение отстаивать свое мнение при выступлении в Народном собрании и судах? КРАСНОРЕЧИЕ

5. Как называлось заведение, где свои знания пополняли взрослые афиняне?

ГИМНАСИЙ

6.Название этой школы происходило от слова «пале» - «борьба». Что это такое? (Какова цель её посещения? С какого возраста посещали школу?) ПАЛЕСТРА


Посмотрите внимательно на кроссворд, который у нас получился, по вертикали можно увидеть имя греческого бога, с чьим именем связывают появление театра. (Дионис)

Этап урока «Изучение нового материала»

  1. История возникновения театра.

Зарождение театра было связано с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделия.

Греки верили во многих богов, одним из наиболее почитаемых был Дионис.

В одном из мифов рассказывается, как Дионис под звуки флейт и свирелей приходит в Грецию, в этой стране начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, вся жизнь возрождается заново. В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия – Великие Дионисии. Изображая лесных богов - сатиров, греки надевали козлиные шкуры, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Весёлое шествие ряженых двигалось по улицам города и останавливалось где-нибудь на площади. Ряженые разыгрывали сценки из мифов про Диониса. Это были первые театральные зрелища. Позже поэты стали сочинять для представлений пьесы, несвязанные с мифом о Дионисе.


  1. Здание театра, актёры и хор

В греческих городах с конца VI в. до н.э. начинают строить для театральных представлений специальные сооружения.

Театр – по-гречески «Место для зрелищ».

Давайте узнаем, как выглядел древнегреческий театр, из каких же частей он состоял?

Историками найден план древнегреческого театра, но названия частей театра стерты временем. Предлагаю вам роль исследователей.

И работать вы будете в группах. Я предлагаю вам получить глиняные билеты и занять место в том секторе, который указан на нем. Задание – прочитать документ. Объяснить, что означает данный элемент театра и указать правильное его расположение на схеме, которая размещена на доске. Ответить на предложенные вопросы. Выполнить задание необходимо в течение 5 минут.

1 группа «театрон»

2 группа «скене»

3 группа «орхестра»

Задания для работы в группах.

1 гр. Каково назначение театрона?

Кто мог присутствовать на представлении?

Как выглядели билеты в театр?

Что такое «зрелищные деньги?»


2 гр. Каково назначение орхестры?

Кто выступал на этой площадке?

Какую роль играл хор?


3 гр. Что такое скене?

Каково ее назначение?

«Основные элементы древнегреческого театра».

В V в. до н. э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения, характерный для всей эпохи античности. Театр имел три главные части: орхестру, места для зрителей - театрон и скене.

Одна часть театратеатрон (древнегреческое слово - смотреть)- места для зрителей - разделялась проходами на секции, напоминающие клинья. В первом ряду сидели почетные гости: жрецы Диониса, стратеги, победители Олимпийских игр. Остальные места были платными: на «билете» из свинца или обожженной глины буквой указывалась секция, где разрешалось занять любое место. Чтобы сделать посещение театра доступным даже беднейшим гражданам, государство в Афинах выдавало деньги для покупки входных билетов. Это были «зрелищные деньги». Большую часть зрителей составляли мужчины граждане и приезжие греки. Женщины, постоянно занятые домашними дела­ми, посещали театр значительно реже мужчин. Рабы попадали в театр только в качестве слуг, сопровождавших господ.

Другая часть театра – орхестра - круглая или полукруглая площадка, посередине которой находился жертвенник или статуя Диониса. На орхестре выступали актеры и хор. Без песен и танцев не проходило ни одно представление. Участники хора в зависимости от содержания спектакля изображали или друзей главного действующего лица, или горожан, или воинов. Здание театра имело форму огромной чаши, которая усиливала звуки, человеческий голос. Если бросить монету в центре сцены, звон её будет слышен на самых дальних скамьях

Третья часть театра называлась скене. Это была примыкавшая к орхестре постройка. К ее стене прикрепляли разрисованные доски или полотнища, изображавшие то вход во дворец, то портик храма, то берег моря. Внутри скене хранились костюмы и маски актеров.


Сейчас послушаем выступление групп. Узнаем, какую информацию они получили.


Чтобы не сидеть на самом верху, греки шли в театр еще до рассвета. Брали с собой узелок с пирожками и фляжку с вином, теплый плащ, подушечку, кото­рую подкладывали под себя на каменную скамью. Театр редко бывал полупустым. Ведь это было главное зрелище для греков наряду с олимпийскими играми.


Какие особенности Древнегреческого театра вы можете назвать?

Греческие театры были под открытым небом. Они вмещали тысячи зрителей. Театр Диониса в Афинах вмещал 17 000 зрителей.

Главные театральные представления проводились в марте, кроме того, устраивались в декабре и январе.

Театральные представления начинались часов в семь утра и продолжались до захода солнца 3 дня подряд. Ставили подряд по 5 представлений.


Видео «Об актерах» (3 минуты)

Вопросы к видеофрагменту:

1. Кто мог стать актером? (только мужчины)

2. Сколько актеров можно было увидеть на сцене?(3)

3. Почему труд актера считался нелегким? (постоянные упражнения, поиск жестов)

4. Какие элементы помогали рассказать о персонаже? (маски, костюмы, цвет ленты)

5. Что такое котурны? Для чего они нужны были актеру? (обувь на очень высокой подошве, быть выше)

6. Каким образом зрители выражали свои эмоции после просмотра спектакля? (аплодисменты, камни)


Какие были виды представлений? В чем их различие?


3. Трагедии и комедии.

В Греческом театре было 2 главных жанра представлений – трагедия и комедия. «Трагедия» с греческого языка значит «песнь козлов».

Чем можно объ­яснить происхождение этого странного названия?

Вспомните, как возникли театральные представления?

Трагедиями назывались представления серьез­ного содержания, это подвиги героев мифов, часто кончавшиеся гибелью действующих лиц. Трагедии греки отдавали предпочтение.

Примером греческой трагедии может служить трагедия Эсхи­ла «Прометей прикованный».

Комедия - произведение, изображающее такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. В комедии - действующими лицами являлись обычные люди, современники автора и зрителей.

В дни театральных представлений проводился конкурс среди авторов и актеров на лучшее произведение.

Особенно понравившихся актеров и авторов награждали неожиданным образом – им дарили козла (почему?), амфору с вином (почему?), аплодисменты.

Для греков представления являлись событием государственного значения. Для них это было не просто развлечение, но что-то вроде праздничного религиозного обряда. Зритель был наивен и впечатлителен. Несчастья героев трагедии заставляли его рыдать. Если актёр высказывал благородные мысли, раздавались нескончаемые аплодисменты. И наоборот, безнравственным и подлым героем спектакля возмущались так сильно, что переставали отделять актёра от роли. Однажды, когда герой трагедии сказал, что деньги ценнее совести, все зрители набросились на актёра. Автору трагедии пришлось вмешаться и успокоить публику сообщением, что мошенник будет наказан в конце спектакля. Если зрители были недовольны, они свистели и стучали сандалиями. Театр был школой жизни для греков. Многое исчезло с тех времен, но театр жив до сих пор.

Физкультминутка. Предлагаю вспомнить изобретения в области культуры стран древнего мира.

1 ряд – ЕГИПЕТ

2 ряд – ФИНИКИЯ

3 ряд - ИНДИЯ

Если изобретение относится к вашей стране – поднимитесь из-за парт.


Изобрели древний алфавит без гласных букв. (Финикия)

Придумали игру в шахматы (Индия)

Из тростника папируса делали писчий материал (Египет)

Изобрели стекло (Финикия)

Строили гробницы – величественные каменные пирамиды (Египет)

Знаки письма – иероглифы (Египет)

В этой стране появились первые цифры (Индия)

Из улиток добывали пурпурную краску (Финикия)

Появилась поэма «Рамаяна» (Индия)

Представьте, что мы с вами в театре, скоро будет представление.

Сценка «Суд Париса» (6 минут)


«Суд Париса»

Эрида: Опять пируют боги –олимпийцы… Меня не пригласили. Но ничего, я отомщу сейчас. Чудесный плод с утра я сорвала в саду у Гесперид. И нацарапаю на нём одно лишь слово… «Прекраснейшей!»… вот так! Готово! Теперь на стол им положу… Посмотрим, что-то будет!

Гера: «Прекраснейшей!» - начертано на нём. Ну что ж, беру его себе по праву. Ведь я – царица средь богов, супруга громовержца Зевса. Конечно, я прекрасней всех средь смертных и богов.

Афина: (забирает яблоко у Геры) Постой, ты не права. Взгляните на меня – я девственно прекрасна! По праву я должна забрать сей сладкий плод – богиня мудрости и справедливых войн.

Афродита: Смешно всё то, что вы тут нам наговорили (забирает яблоко у Афины). Отдайте яблоко скорее мне, ведь я – любви и красоты богиня.

Гера: Нет, яблоко должна съесть я! (вырывает яблоко у Афродиты).

Афродита: нет, я! Сейчас его возьму я у тебя!

Афина: нет, яблоко должно быть у меня. Но чтоб не спорить понапрасну, пойдёмте к громовержцу Зевсу, он рассудит нас.

(Три богини подходят к Зевсу. Афина протягивает ему яблоко.)

Афина: Смотри, отец наш, громовержец Зевс: вот этот плод на нашем мы нашли столе. «Прекраснейшей!» - начертано на нём.

Зевс: (вздыхая) Опять злодейка эта – вздорная Эрида, меж вами ссоры сеет и раздор. Но что хотите вы?


Гера: Ты рассудить нас должен. Здесь я – жена твоя, и дочь – Афина, златая Афродита (показывает на всех)… Кому велишь ты яблоко отдать?

Зевс: Ну, милые мои, я ссоры с вами не хочу. Считаю всех богинь прекраснейшими я. Пусть смертный вас рассудит. Быть может беспристрастным будет суд его. Гермес! (зовёт)

Гермес: (быстро появляясь возле Зевса) Я здесь, отец наш, громовержец!

Зевс: Лети в малоазийские долины. Там, возле крепостной стены Троянской, пастух Идей пасёт стада овец. Троянский он царевич Парис. Сопроводи к нему богинь. Пусть их рассудит он. Ему судьбою это предначертано… Идите!


Гермес слегка дотрагивается до Париса своим жезлом. Парис, как бы чувствуя яркий свет, слегка отстраняется, вскакивает, заслоняется рукой.

Парис: О, боги! Что это?! Откуда яркий свет?!

Гермес: Не бойся, пастушок. Благодари богов, высокую они тебе оказывают честь. Вот яблоко из сада Гесперид. На нём написано одно лишь слово «Прекраснейшей!». Заспорили богини, кому достанется сей сладкий плод. Вот Гера, Афродита и Афина, тебя назначил Зевс судьёй их красоте! Отдай же плод прекраснейшей!

Парис: О, боги, что мне делать?! Я смущён: краса божественная ослепляет! Кому же яблоко отдать?!

Гера: (отводя Париса в сторону) Не бойся, пастушок, я вижу, ты растерян. Твои сомнения сейчас я разрешу. Ты знаешь, кто я? Царица средь богинь, супруга громовержца Зевса. Конечно, я прекрасней всех! Ты присуди мне яблоко скорей. Отблагодарить сумею я достойно! Я подарю тебе над всей Элладой власть!

Парис: О, страшно мне! Что делать, я не знаю!

Афина: (подходя к ним) Что власть! Ты в битвах сам себе её добудешь! Лишь только яблоко присудишь мне, тебя я сделаю великим полководцем! Весь мир ты удивишь числом своих побед! И в блеске славы жизнь твоя продлится!

Парис: Военные походы, битвы, слава! Всё это кружит голову мою.

Афродита: Глупейший, ты не знаешь, что счастье лишь в любви! Прекраснейшую среди смертных женщин я в жёны подарю тебе – красавицу Елену. Как я – любви и красоты богиня – прекраснейшая средь богинь, так и Елена – отражение моё средь смертных. Владеть такою красотой – не это ли есть счастье.

Парис: Прекраснейшая среди смертных женщин – красавица Елена – обещана мне в жёны? И с ней мы жить здесь будем в шалаше! Гулять среди лесов и в солнечных долинах! И слушать щебетанье птиц! О, сладкие мечты! О, Афродита, я присуждаю яблоко тебе! (отдаёт яблоко Афродите).

Афина: Какое оскорбленье!

Гера: Глупейший смертный! Ты вскоре пожалеешь о выборе своём!
(Оскорблённые богини уходят вместе с Гермесом.)


Афродита: (положа руку на плечо Парису) Достойный выбор сделал ты, Парис. И знай, тебя я не забуду! Пора уж снаряжать корабль, мы отплываем в Спарту! Та, что обещана тебе – красавица Елена – жена спартанского царя. Но пусть тебя всё это не тревожит. Я помогу тебе во всём!

Назовите автора и название произведения? (Гомер. Илиада.)

Вы знаете, чем закончится история. Постановку можно отнести к комедии или трагедии? Объясните свой выбор.

Постановка относится к современному представлению или древнегреческому? Объясните свой выбор.

Этап урока «Первичное закрепление»

Проверим, насколько хорошо вы работали на уроке и усвоили полученную информацию.

Вопросы

Древнегреческий театр

Современный театр

Где происходят представления

В особом здании под открытым небом

В специальном закрытом здании

Вместимость

До 17 тыс. зрителей

До 1 тыс. человек

Как часто происходят представления

Несколько раз в году

Постоянно

Начало представления

С утра и до захода солнца: ставили подряд несколько спектаклей

Детские представления с 11 часов, взрослые – вечером

Билеты

Из свинца или обожжённой глины (места в театре были не пронумерованы и поэтому места занимали с ночи)

Из бумаги (есть нумерация ряда и места)

Кто может быть зрителем?

Любой, купивший билет (беднякам выдавались деньги для покупки билетов), в основном мужчины - граждане

Любой, купивший билет

Занавес

Нет

Есть

Кто играет в представлении

Профессиональные актеры

Профессиональные актеры

Как награждают актеров?

Корзина с инжиром и амфора с оливковым маслом, аплодисменты

Аплодисменты, цветы, театральные премии

Кто исполняет мужские и женские роли?

Мужчины (в представлении участвовало не более трех актеров)

Мужчины и женщины (число актеров не ограничено)

Жанры представлений

Трагедии и комедии

Самые разные


Игра «Да-Нет»

  1. Греческий театр был посвящен богу Дионису.

  2. Место в древнегреческом театре, где выступал хор, называется скена.

  3. Актеры во время спектакля одевали маски.

  4. Трагедия в переводе с греческого означает «песнь козлов».

  5. Лучшие авторы и актеры получали денежное вознаграждение.


Что мы изучали на уроке?

Справились с поставленными задачами?


Этап урока «Рефлексия»

На ваших партах лежат безликие маски, я хочу, чтобы вы с их помощью оценили свою работу на уроке и то, насколько хорошо вы усвоили материал урока.

Маску трагедии нарисуйте, если вам что-то на уроке было непонятно и работали вы плохо, маску комедии – если считаете, что на уроке работали хорошо и тему усвоили на «отлично».


ДЗ §39, ответить на вопросы после §

На «5» и «4» . Напишите рассказ от лица грека, который целый день провел в театре.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всеобщая история

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок истории в 5 классе "В Афинском театре"

Автор: Польшенская Оксана Федоровна

Дата: 20.01.2020

Номер свидетельства: 536673

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока истории "В афинском театре""
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekturokaistoriivafinskomtieatrie"
    ["file_id"] => string(6) "293173"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455432326"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Первое путешествие в музыкальный театр. ОПЕРА "
    ["seo_title"] => string(52) "piervoie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr-opiera"
    ["file_id"] => string(6) "178417"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424833675"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме «В афинском театре»"
    ["seo_title"] => string(76) "konspekt_uroka_po_istorii_drevnego_mira_v_5_klasse_po_teme_v_afinskom_teatre"
    ["file_id"] => string(6) "573837"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1613919662"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по теме В Афинском театре, 5 класс История Древнего Мира."
    ["seo_title"] => string(71) "konspekt_uroka_po_teme_v_afinskom_teatre_5_klass_istoriia_drevnego_mira"
    ["file_id"] => string(6) "517925"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1566209615"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Рабочая программа по истории Древнего мира "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-proghramma-po-istorii-drievniegho-mira-1"
    ["file_id"] => string(6) "153338"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420994595"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства