СЛАЙД1
МБОУ ДПО (ПК) «Центр развития образования
г.о. Самара
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
Кировского района
Августовская конференция
« Новые образовательные стандарты: творческие поиски, методические находки»
Секция «ФГОС в действии: основная школа
после уроков»
Внеурочная деятельность – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов. Благодаря таким занятиям раскрываются личностные качества, постигаются определенные морально-нравственные ценности и культурные традиции.
СЛАЙД 2
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время,в связи с переходом на новые стандарты второго поколения, происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВН, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные и т.п.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
В процессе формирования личности, воспитание играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
СЛАЙД 3
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
• приобретение учащимися социального опыта;
• формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
• приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Одно из важнейших условий результативности воспитания – организация разнообразных видов деятельности обучающихся и воспитанников с учетом их возрастных особенностей, участвуя в которых приобретается нравственный опыт, опыт социальных отношений, формируются коммуникативные и творческие способности, происходит становление патриота и гражданина, человека ответственного за свое здоровье, за свои поступки, за выбор будущей профессиональной деятельности.
Задачи внеурочной деятельности:
1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся.
2. Формирование навыков социального общения.
3. Формирование духовных ценностей и способности к духовному развитию и реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной и социально-ориентированной деятельности.
4. Формирование, поддержка и распространение идей духовного единства, межнационального согласия, толерантности, а также сохранение и развитие самобытной культуры, традиций, родного языка, знаний об истории народов, проживающих на территории РФ.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Формирование этических представлений о семейных ценностях, семейных ролях и отношения к семье, как основе Российского общества.
7. Выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики.
8. Организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности.
9. Воспитание и выработка потребности вести здоровый образ жизни.
10. Вовлечение в спортивно- и культурно-массовые мероприятия.
11. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
12. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
13. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Основные принципы:
• Включение учащихся в активную деятельность.
• Доступность и наглядность.
• Связь теории с практикой.
• Учёт возрастных особенностей.
• Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
• Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
СЛАЙД 4
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
• игровая деятельность;
• познавательная деятельность;
• проблемно-ценностное общение;
• досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
• художественное творчество;
• социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
• трудовая (производственная) деятельность;
• спортивно-оздоровительная деятельность;
• туристско-краеведческая деятельность.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:
• спортивно-оздоровительное,
• художественно-эстетическое,
• научно-познавательное,
• военно-патриотическое,
• общественно полезная и проектная деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Направление внеурочной деятельности определяет эффект, а вид деятельности определяет результат.
СЛАЙД 5
При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую (фактический результат), но и приобрёл знание о себе и окружающих, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
СЛАЙД 6
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями, как носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии за пределами дружественной среды школы юный человек действительно становится гражданином, свободным человеком.
СЛАЙД 7
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.
У учеников могут быть сформированы:
коммуникативная,
этическая,
социальная,
гражданская компетентности
СЛАЙД 8
Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности.
Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма
Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.
Важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности.
СЛАЙД 9
Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам:
• разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;
• подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;
• выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
• диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности.
СЛАЙД 10
Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности»
Основан на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности. Он может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учётом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности ярко отображены в методическом пособии Д.В.Григорьева, П.В.Степанова «Внеурочная деятельность школьников».
СЛАЙД 11
Форму методического конструктора и общие правила разработки программы внеурочной деятельности Вы можете посмотреть на блоге Кировского ТИМО. - СЛАЙД 12
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.