Управление учебным процессом складывается из планирования собственно деятельности учителя и деятельности учащихся на уроке, организации работы, стимулирования интереса к учению, активности школьников по освоению знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности, контроля за учебным познанием школьников.
Под технологией урока понимается построение системы целей (от о5щих к конкретным) для достижения в ходе его определенного результата развития учащегося, его способностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Управление учебным процессом складывается из планирования собственно деятельности учителя и деятельности учащихся на уроке, организации работы, стимулирования интереса к учению, активности школьников по освоению знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности, контроля за учебным познанием школьников.
Под технологией урока понимается построение системы целей (от о5щих к конкретным) для достижения в ходе его определенного результата развития учащегося, его способностей.
Урок как основная форма обучения включает несколько важнейших структурных элементов. Традиционно – то предварительная организация класса, изучение нового материала, закрепление пройденного, контроль и оценка знаний учащихся, домашнее задание, обобщение и систематизация знаний. Каждый из элементов урока имеет конкретные целевые установки, отвечающие общей триединой цели: образовательной, воспитательной, развивающей. В современных условиях используется гибкая структура урока, предусматривающая совокупность и взаимодействие важнейших элементов и их целей на разных уровнях и в самых разнообразных сочетаниях, что приводит к инновационным типам и формам обучения. Детализация структуры урока, его основных элементов позволила определить цели и разработать алгоритм деятельности учителя и учащихся (технологическую цепочку) на конкретных этапах урока (таблица).
Данная «технологическая цепочка» урока должна рассматриваться учителем как система, подчиненная определенным технологическим целям и требованиям:
четкая целенаправленность урока;
достаточное организационное и материальное обеспечение;
оптимальный психологический режим;
оптимальный темп и ритм работы на уроке;
систематическая последовательность, преемственность и завершенность учебных операций;
экономия времени на уроке;
непрерывный контроль и самоконтроль;
восстановление делового равновесия при его нарушении;
закрепление и оценка знаний и умений;
10)непрерывное совершенствование учебного процесса (обобщающее требование).
Организация урока – это индивидуальное педагогическое творчество. При его конструировании учитель учитывает как общие требования к уроку, так и свои индивидуальные возможности и способности. К общим званиям относятся:
многоцелевой характер;
реализация всех дидактических задач;
научность;
межпредметные связи (их интегрирование);
проблемность;
развитие познавательных способностей;
активизация умственной деятельности детей;
дифференцированный и личностно-индивидуальный подходы на основе учета особенностей учащихся;
9)комплексное использование средств обучения;
10)самостоятельная работа учащихся;
11)разнообразная и планомерная обратная связь.
Вместе с тем нетрадиционному уроку как авторскому произведению системность и целостность, единая логика совместной деятельность учителя и учеников, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения. Только при этих условиях процесс познавательной деятельности и поведение школьников становятся развивающими и управляемыми. Большинство учителей продолжают использовать технологию традиционного урока, который при умелой его организации может быть и воспитывающим и развивающим.
Каждая развивающая и развивающаяся педагогическая система строит учебно-познавательный процесс на основе концепций технологий развивающего обучения Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. В современных условиях, на наш взгляд, успешно используются отечественные концепции и технологии обучения В. С. Библера, С. Ю. Курганова, В. А. Караковского, Г. К. Селевко, В. А. Сухомлинского, педагогов-новаторов.
Примером технологии развивающего урока является урок, построенный по системе Л. В. Занкова, основанной на следующих принципах:
обучение на высоком уровне трудности;
быстрый темп изучения учебного материала;
ведущая роль теоретических знаний;
осознание всеми учащимися процесса обучения.
Цели урока – создание условий для развития, познавательной активности обучаемых. Реализация целей обеспечивает не только передачу и проверку знаний, умений и навыков, но и развитие познавательных интересов, эмоциональной сферы, гуманных и волевых качеств личности. Организация урока предусматривает совместную деятельность учителя и учащихся на основе инновационных подходов. Современный развивающий урок предполагает использование разнообразных форм и методов. Среди них лекция, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником и другими источниками, постановка проблем и проведение экспериментов, опытов, лабораторные работы, семинары, экскурсии, практикумы, зачеты и т. д. Немаловажную роль играют такие методы обучения, как полилог, диалог, дискуссии, дидактические игры, а также методы обучения, направленные на развитие наблюдательности, абстрактного мышления, практических действий (умений и навыков).
Сегодня школа обязана выработать такую систему обучения детей, которая бы предусматривала не только систему знаний, но и методы самообразования. Нужно последовательно обучать школьников сначала умению выделять главное, затем умению аргументировать свои мысли, свои выводы, учить умению творчески использовать знания на практике и, наконец, умению самостоятельно «открывать» знания, добывать их путем собственного эксперимента, анализа и обобщения.
Технология урока
Поэтапные цели урока
Действия учителя и учащихся
Мобилизующееначалоурока Предварительная организация класса
Цели:
– психологический настрой учащихся на предстоящее занятие;
– обеспечение нормальной обстановки на уроке
взаимное приветствие учителя и учащихся;
Изучениеновогоматериала
науроке
Цели:
– усвоение фактов и основных идей;
– усвоение метода исследования изучаемого материала;
– овладение методикой воспроизведения изучаемого материала
Закреплениепройденного
Цель:
– прочное усвоение знаний
Контрольиоценказнанийучащихся Цели:
– выработка критериев оценки знаний, умений, способностей, качеств
– выработка позитивной мотивации к получению знаний;
– воспитание объективной самооценки
проверка отсутствующих; проверка внешнего состояния помещения;
проверка рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся; организация внимания
педагогические задачи отработки нового материала; объяснение материала учителем; самостоятельное изучение материала на уроке