Просмотр содержимого документа
«Занятие "Нет насильственному поведению!"»
Занятие
«Нетнасильственному поведению!»
Тема: «Проблема насилия в современном обществе»
Цель: ознакомление с негативными общественными явлениями, формирующими тенденцию к насильственному поведению.
Задачи:
- ознакомить с причинами возникновения насилия, классификацией насилия, согласно формам его проявления;
- провести различия между насилием, агрессией и жестокостью;
- рассмотреть психологические характеристики видов проявления насилия.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, слайдовая презентация (Приложение 1.1), различные изобразительные средства, белая бумага формата А4, мяч.
Ход занятия
Упражнение «Назови себя».
Цель: развитие чувства принадлежности к группе; сближение друг с другом; приветствие.
Ход упражнения: участникам раздаются листы с клейкой полосой, на которых пишется имя и фиксируется на одежде. Ведущий: «Сейчас этот веселый мяч побежит по вашим рукам. Тот, у кого он окажется, должен назвать свое имя. Как только круг завершится, мяч покатится обратно, в другую сторону, и вы должны назвать имя, которым вас будут называть участники группы в период всего тренинга».
Рефлексия.
Как вы думаете, для чего именно в начале первого дня тренинга мы провели это упражнение?
Упражнение «Правила работы группы»
Цель: формирование единого рабочего пространства и выработка правил поведения в группе на протяжении всех тренинговых занятий.
Ход упражнения: Ребята для того чтобы наша работа была слаженной мы с вами должны выработать ряд правил которые помогут нам в работе. Вы можете устанавливать здесь любые правила, которые кажутся разумными, и которые мы будем соблюдать в течение всех тренинговых занятий, чтобы каждому было комфортно в группе. Какие правила вы введете? Придумайте и напишите на листе список правил.
Вступительное слово.
Цель: введение в тему занятия, активизация внимания на проблеме насильственного и агрессивного поведения.
Информация для ведущего. «К сожалению, в современном обществе все пропагандирует насилие и агрессию. Сцены насилия мы видим практически ежедневно на экране телевизора, в книгах, журналах. Демонстрируемое практически ежедневно насилие по средствам ТВ и видео укрепляет мнение детей и подростков о насилие как ценности и средстве усвоения приемлемого поведения. Увиденное агрессивное, жестокое, насильственное поведение, конечно же, переносится в повседневную жизнь….». Далее можно задать детям ряд вопросов: «Как вы считаете, актуальна ли эта тема в классе или школе? Почему? и т.д.». Далее ведущий озвучивает результаты проведенного социологического опроса, на основе которого была разработана программа тренинговых занятий направленных на профилактику жестокого, агрессивного и насильственного поведения личности. Заостряет внимание на цели и задачах занятия.
Мозговой штурм.
Цель: ознакомление с ключевыми понятиями, расширение знаний учащихся в области деструктивных форм поведения.
Ход упражнения: участникам занятия раздаются листы формата А4 с заголовками «Жестокость – это…», «Агрессия – это…», «Насилие – это…», и просят описать предложенные понятия. Для наглядности и расширения знаний ключевые понятия проецируются на экране через слайдовую презентацию.
Рефлексия.
Как люди выражают свои негативные эмоции и действия?
На что они могут быть направлены?
Как мы говорим об этом?
Упражнение «Формула насилия»
Цель: осмысление этапов формирования насильственного поведения в обществе как явления.
Ход упражнения:участникам предлагается лист формата А4 с заголовком «Формула насилия», где нужно написать формулу используя эти три понятия жестокость, агрессия, насилие. Какое поведение жестокое, агрессивное или насильственное тяжелее для эмоционального состояния личности?
Мозговой штурм «Виды насилия»
Цель:ознакомление с негативными общественными явлениями, формирующими тенденцию к насильственному поведению.
Ход упражнения: Какие явления в обществе могут, воспитывать, ли даже учить насильственному, агрессивному жестокому поведению? Психолог предлагает подросткам рассмотреть следующие виды проявления жестокого поведения в обществе:
Информационное насилие.
Физическое насилие.
Эмоциональная (психологическая) насилие.
Семейное насилие.
Насильственное бездействие. Равнодушное отношение к эмоциональному состоянию человека.
Рефлексия.
Последствия применения жестокости, агрессии, насилия?
Что нужно, для того чтобы остановить насилие?
Но прежде чем это делать что нужно? (Прежде чем бороться с насилием, нужно разобраться в себе).
Мозговой штурм
Цель: закрепление полученной информации.
Ход упражнения: предлагается разработать памятки «Причины и факторы, влияющие на формирования насильственного поведения». Бланк памяток: «Социальные факторы», «Поведенческие факторы», «Личностные факторы».
Рефлексия.
Какие факторы преобладают в повседневном поведении подростков?
Упражнение «Итоги»
Цель: получение обратной связи от участников группы о прошедшем тренинге.
Инструкция: Сядьте удобнее. Сейчас мы с вами будем передавать друг другу мяч, делиться впечатлениями от сегодняшнего занятия и высказывать пожелания всем участникам группы. Когда кто-то будет говорить, прошу вас внимательно слушать, уважая своих одноклассников.
Рефлексия.
Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?
Какие открытия вы сделали для себя?
Участникам предлагается поделиться эмоциями, мнением о занятии.