kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок родного языка на тему "Речевой этикет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в 5 классе по теме «Речевой этикет»

Цель урока

- обучающая: формирование представлений о речевом этикете;

- развивающая: развитие навыков связной и диалогической речи учащихся;

- воспитательная: воспитание культуры общения, самосознания детей.

Ход урока:

  1. Организационный момент (3 мин).

Приветствие учителя с учащимися. (Слайд 1).

                  Начинается урок.

                  Он пойдет ребятам впрок.

                  Постарайтесь всё понять,

                  Хорошо  запоминать.

Ребята повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите: «Здравствуй или привет!»

Теперь я вижу, что настроение у вас хорошее. Можно начинать урок. Благодарю вас, спасибо, садитесь.

Спинки держим прямо! Следим за правильной осанкой!

Запись даты и темы урока.

 Учитель: Открываем тетради и аккуратно записываем дату и тему урока.

Тема сегодняшнего урока «Правила этикета».

Слайд 2

Объяснение нового материала (10 мин).

 Быть вежливым  - одно из правил  этикета.

Слайд 3

Посмотрите внимательно на доску и скажите, где ребята ведут себя не по правилам этикета

Этикет определяет все наше поведение. Это не только те правила, которыми мы следуем за столом или в гостях, но и умение правильно общаться

      III. Повторение пройденного материала.                                                                  

     – С чего чаще всего начинается любое общение?

  С этого  и я начала урок  с вами.

(С приветствия)

     – Какое самое распространенное приветствие? (ЗДРАВСТВУЙТЕ)

     – Какие вы ещё знаете слова  приветствия? (Добрый день, добрый вечер, доброе утро, привет)

Задание 1Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице

 

ИЗВИНИТЕРРОААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО

ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО

ДО СВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА

ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП

 

 

Вежливые слова нужно не только знать, но и уметь правильно писать.

Задание 2   Словарно-орфографический диктант.

До св_дания, п_жалу.ста,                

изв_ните,

сп_сибо, здра_ствуйте,

 

Проверка (Слайд 4)

Придумайте предложения с волшебными словами

Как часто в школе мы забываем не только вежливые слова, но и правила поведения. И сейчас я это проверю. Если вы поступаете так как я вам прочитаю вы соглашаетесь и  говорите волшебные слова  Это я, это я, это все мои друзья

 

Игра  Это я, это я, это все мои друзья

Кто заходя в школу  со всеми вежливо здоровается

Кто на уроках кричит  как можно громче, чтобы учитель   услышал

Кто в столовую бежит  первым, чтобы не опоздать

Кто уступает  дорогу старшим и маленьким детям

Кто внимательно слушает учителя и делает домашнее задание

Чтение правил поведения в школе (слайд 5)

 

Работа в тетрадях

 

Задание3

 

  1. Доброе слово

язык не усохнет.

 

  1. Ветры горы разрушают,

 

и кошке приятно.

  1. От доброго слова

 железные ворота откроет.

 

  1. Доброе слово

слово народы подымает.

 

Задание 4

Разыграйте речевую ситуацию по парам.  Используйте « Вежливые слова»:

  1. Как обратиться к продавцу  и узнать, поступил
    ли новый номер журнала «Трамвай»?
  2. Обратитесь к прохожему и узнайте, как доехать до Комсомольского озера
  3. Ты идешь по улице с другом. Он поздоровался с
    незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли
    поздороваться и тебе?
  4. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у
    передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с
    ними, а если надо, то как это сделать?
  5. Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»?
  6. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Дима увидел свою учительницу и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Наталья Ивановна!»

Физминутка  Кто внимательный

Подведение итогов 1 урока Оценивание учащихся

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок родного языка на тему "Речевой этикет"»

Разработка урока в 5 классе по теме «Речевой этикет»

Цель урока

- обучающая: формирование представлений о речевом этикете;

- развивающая: развитие навыков связной и диалогической речи учащихся;

- воспитательная: воспитание культуры общения, самосознания детей.

Ход урока:

  1. Организационный момент (3 мин).

Приветствие учителя с учащимися. (Слайд 1).

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Хорошо запоминать.

Ребята повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите: «Здравствуй или привет!»

Теперь я вижу, что настроение у вас хорошее. Можно начинать урок. Благодарю вас, спасибо, садитесь.

Спинки держим прямо!!! Следим за правильной осанкой!!!

Запись даты и темы урока.

Учитель: Открываем тетради и аккуратно записываем дату и тему урока.

Тема сегодняшнего урока «Правила этикета».

Слайд 2

Объяснение нового материала (10 мин).

Быть вежливым - одно из правил этикета.

Слайд 3

Посмотрите внимательно на доску и скажите, где ребята ведут себя не по правилам этикета

Этикет определяет все наше поведение. Это не только те правила, которыми мы следуем за столом или в гостях, но и умение правильно общаться

III. Повторение пройденного материала.

– С чего чаще всего начинается любое общение?

С этого  и я начала урок с вами.

(С приветствия)

– Какое самое распространенное приветствие? (ЗДРАВСТВУЙТЕ)

– Какие вы ещё знаете слова приветствия? (Добрый день, добрый вечер, доброе утро, привет)

Задание 1Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице


ИЗВИНИТЕРРОААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО

ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО

ДО СВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА

ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП




Вежливые слова нужно не только знать, но и уметь правильно писать.

Задание 2 Словарно-орфографический диктант.

До св_дания, п_жалу..ста,

изв_ните,

сп_сибо, здра_ствуйте,


Проверка (Слайд 4)

Придумайте предложения с волшебными словами

Как часто в школе мы забываем не только вежливые слова, но и правила поведения. И сейчас я это проверю. Если вы поступаете так как я вам прочитаю вы соглашаетесь и говорите волшебные слова Это я, это я, это все мои друзья


Игра Это я, это я, это все мои друзья

Кто заходя в школу со всеми вежливо здоровается

Кто на уроках кричит как можно громче, чтобы учитель услышал

Кто в столовую бежит первым, чтобы не опоздать

Кто уступает дорогу старшим и маленьким детям

Кто внимательно слушает учителя и делает домашнее задание

Чтение правил поведения в школе (слайд 5)


Работа в тетрадях


Задание3


  1. Доброе слово

язык не усохнет.


  1. Ветры горы разрушают,


и кошке приятно.

  1. От доброго слова

железные ворота откроет.


  1. Доброе слово

слово народы подымает.


Задание 4

Разыграйте речевую ситуацию по парам. Используйте « Вежливые слова»:

  1. Как обратиться к продавцу и узнать, поступил
    ли новый номер журнала «Трамвай»?

  2. Обратитесь к прохожему и узнайте, как доехать до Комсомольского озера

  3. Ты идешь по улице с другом. Он поздоровался с
    незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли
    поздороваться и тебе?

  4. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у
    передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с
    ними, а если надо, то как это сделать?

  5. Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»?

  6. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Дима увидел свою учительницу и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Наталья Ивановна!»

Физминутка Кто внимательный

Подведение итогов 1 урока Оценивание учащихся

Урок2

Организационный момент (3 мин).

Сядет то кто вспомнит вежливые слова

Объяснение нового материала (10 мин).

Что такое этикет? Составьте правильное предложение из данных слов и запишите в тетрадь

Правила поведения человека среди других людей

Ребята, вы должны соблюдать правила этикета не только в школе, но и на улице, в транспорте, в общественных местах

Слайд 7 посмотрите и скажите, где ребята поступают правильно?

Устно составьте предложения по картинкам

Слайд 8 Правила поведения в транспорте

Работа в тетради Выберите нужные слова и вставьте в предложения

Задание 5

  1. (Красиво Некрасиво) рассматривать пассажиров в общественном транспорте.

  2. Входя в салон автобуса,( не надо надо) здороваться со всеми людьми, там находящимися

  3. За проезд в общественном транспорте каждый пассажир самостоятельно за себя( платит едет без билета).

  4. Молодому человеку вовсе( не обязательно обязательно) оплачивать проезд своей спутницы.

  5. Если Вы пользуетесь проездным документом, держите его всегда( наготове прячьте)

  6. Чистые сумки и рюкзаки ( можно нельзя) ставить на свободные места, если в транспорте нет людей

  7. Если Вы едете в транспорте со своим знакомым, и вам не терпится поговорить, можете пообщаться, но только( вполголоса громко).

  8. Согласно этикету в транспорте ( нельзя можно) причёсываться, пользоваться ножницами или пилкой для ногтей

Каждая парта записывает свое предложение.

Физминутка

(кулак ладонь ребро Запись в воздухе чисел)

«У меня зазвонил телефон»

А теперь поговорим о том, как мы говорим. Многим известна героиня романа Ильфа и Петрова «12 стульев» Эллочка — людоедочка, словарный запас которой состоял из 30 слов на все случаи жизни. Мне кажется, что современные «Эллочки» обходятся гораздо меньшим количеством слов, позаимствованных с рекламных роликов. Подслушаем телефонный разговор одной из них. 

Задание 6


Работа в парах

Два ученика читают диалог.

Алло, можно Эллу?

 Привет, подружайка! Это я.

 Ты выйдешь гулять?

 Не могу: родаки дома.

 Ты фейерверк видела? Ну, как?

 Ну, кайф! Классно! Потряска!

 Знаешь, Мадонна приезжает.

 Да, я от нее торчу.

 Будешь смотреть ее концерт?

 Без базара, я же не лох какой-нибудь.

 До свидания, Элла.

Чао, бамбино!         

 

 - Что необычного в этом диалоге?


В наше время этот диалог считается распространённым. Но вы должны знать, что использование таких слов – один из показателей невоспитанности и необразованности. Зная слова И.С. Тургенева «... нам дан во владение великий и могучий язык», поэтому мы должны соблюдать речевой этикет. Теперь прочитаем диалог, показав культурное общение.

Переводчик


Здравствуй, дорогая подруга.

Я не смогу пойти, так как родители дома.

Да! Очень красиво. Зрелище потрясает!

Да, я восхищена ее пением.

Конечно, я же современная девушка.

Пока, подружка!


Задание 7 Решение ситуативной задачи.

Работа в парах.

Мальчик собирается позвонить другу, чтобы спросить домашнее задание, а трубку берет, не друг, а его мама. Как правильно построить диалог с мамой друга?


- Вам приятно слышать, когда вас за что-нибудь хвалят?

Комплимент

А вы умеете говорить людям приветливые слова? Что же это за слова? (Комплимент)

Мы прибыли на последнюю станцию «Давайте говорить друг другу комплименты…». А вы любите читать сказки?

Задание 8

Представьте себе, что вы попали в сказочную страну и находитесь среди сказочных героев.

Кощей бессметный

Сивка-бурка

Баба-Яга

Золушка

Выберите подходящий для каждого героя комплимент. Устно составьте предложения с обращениями, используя подходящий комплимент.

  1. Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь. БАБА -ЯГА

  2. Ты так долго живёшь на свете, и ты наверняка очень мудрый. КОЩЕЙ

  3. Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая добрая и трудолюбивая. Золушка.

  4. Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться. Сивка-БУРКА

Молодцы, вы научились делать комплименты!

Возьмёте ли вы в свою жизнь вежливые слова?

Выставление оценок.





Творческие задания на дом :

1.Кто здоровается при встрече первым, если встретились младший и старший?

Ответ: первым здоровается младший, но руки не подает.

2. Кто здоровается при встрече первым, если встретились мальчик и девочка?

Ответ: первым здоровается мальчик, но руки не подает.

3. Кто здоровается при встрече первым, если встретились два мальчика?

Ответ: первым здоровается тот, кто лучше воспитан.

4. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

Ответ: Да.

5. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них ученик увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Мария Ивановна». Правильно ли он поступил?

Ответ: Нет. Следовало сказать общее «здравствуйте».

6. Вы с друзьями идете по улице мимо вашего дома. Вдруг ты решаешь пригласить друзей в гости. Придя домой, ты застаешь маму за уборкой. Приходиться извиниться перед друзьями и попрощаться с ними. Кто виноват в сложившейся ситуации?

Ответ: виноват ты. Прежде чем пригласить гостей, надо узнать у членов семьи, в первую очередь у родителей, будет ли это удобно.

7. Всегда ли нужно пропускать вперед девочек?

Ответ: нет. Например, мальчик выходит из автобуса первым и останавливается рядом, готовый помочь девочке при выходе.

8. В транспорте рядом сидят мальчик и девочка. Он – у окна, она – со стороны прохода. Подошла женщина с ребенком на руках. Кто должен уступить место?

Ответ: место уступает мальчик. А девочка или пересаживается, или встает и пропускает маму с малышом.

9. Следует ли благодарить человека, уступившего вам место в транспорте?

Ответ: Да.

10. Кто должен первым закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили Ответ: обычно телефонный разговор оканчивает тот, кто его начал. Но, если вы звоните старшим, не торопитесь, пусть конец разговору положат они.














ПРИЛОЖЕНИЕ

Задание 1 Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице


ИЗВИНИТЕРРОААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО

ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО

ДО СВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА

ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП




Задание 2 Словарно-орфографический диктант.

До св_дания, п_жалу..ста,

изв_ните,

сп_сибо, здра_ствуйте,


Задание3


Доброе слово

язык не усохнет.


Ветры горы разрушают,


и кошке приятно.

От доброго слова

железные ворота откроет.


Доброе слово

слово народы подымает.


Задание 4

Разыграйте речевую ситуацию по парам. Используйте « Вежливые слова»:

  1. Как обратиться к продавцу и узнать, поступил
    ли новый номер журнала «Трамвай»?

  2. Обратитесь к прохожему и узнайте, как доехать до Комсомольского озера

  3. Ты идешь по улице с другом. Он поздоровался с
    незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли
    поздороваться и тебе?

  4. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у
    передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с
    ними, а если надо, то как это сделать?

  5. Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»?

  6. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Дима увидел свою учительницу и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Наталья Ивановна!»

Задание 5 Выберите нужные слова и вставьте в предложения

  1. (Красиво Некрасиво) рассматривать пассажиров в общественном транспорте.

  2. Входя в салон автобуса,( не надо надо) здороваться со всеми людьми, там находящимися

  3. За проезд в общественном транспорте каждый пассажир самостоятельно за себя( платит едет без билета).

  4. Молодому человеку вовсе( не обязательно обязательно) оплачивать проезд своей спутницы.

  5. Если Вы пользуетесь проездным документом, держите его всегда( наготове прячьте)

  6. Чистые сумки и рюкзаки ( можно нельзя) ставить на свободные места, если в транспорте нетлюдей

  7. Если Вы едете в транспорте со своим знакомым, и вам не терпится поговорить, можете пообщаться, но только( вполголоса громко).

  8. Согласно этикету в транспорте ( нельзя можно) причёсываться, пользоваться ножницами или пилкой для ногтей

Каждая парта записывает свое предложение.


Задание 6 Прочитайте диалог

Два ученика читают диалог.

Алло, можно Эллу?

Привет, подружайка! Это я.

Ты выйдешь гулять?

Не могу: родаки дома.

Ты фейерверк видела? Ну, как?

 Ну, кайф! Классно! Потряска!

Знаешь, Мадонна приезжает.

Да, я от нее торчу.

Будешь смотреть ее концерт?

Без базара, я же не лох какой-нибудь.

До свидания, Элла.

Чао, бамбино!    


     Переводчик


Здравствуй, дорогая подруга.

Я не смогу пойти, так как родители дома.

Да! Очень красиво. Зрелище потрясает!

Да, я восхищена ее пением.

Конечно, я же современная девушка.

Пока, подружка!


Задание 7 Решение ситуативной задачи.

Работа в парах.

Мальчик собирается позвонить другу, чтобы спросить домашнее задание, а трубку берет, не друг, а его мама. Как правильно построить диалог с мамой друга?



Задан6ие 8 Выберите подходящий для каждого героя комплимент. Устно составьте предложения с обращениями, используя подходящий комплимент.

  1. Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь.

  2. Ты так долго живёшь на свете, и ты наверняка очень мудрый.

  3. Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая добрая и трудолюбивая.

  4. Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок родного языка на тему "Речевой этикет"

Автор: Ивакина Людмила Петровна

Дата: 10.01.2022

Номер свидетельства: 597196

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Методическая разработка урока русского языка для  11 класса "Роль односоставных предложений в художественном тексте" "
    ["seo_title"] => string(129) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-dlia-11-klassa-rol-odnosostavnykh-priedlozhienii-v-khudozhiestviennom-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "228996"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441556934"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по родному (черкесскому) языку в 5 классе"
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-po-rodnomu-chierkiesskomu-iazyku-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "302971"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457363855"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(87) "razvitiie-kommunikativnoi-kompietientsii-uchashchikhsia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "112176"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408383822"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Технологическая карта урока французского языка в 8 классе «Le français, c’est super!»"
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_frantsuzskogo_iazyka_v_8_klasse_le_francais_cest_"
    ["file_id"] => string(6) "593805"
    ["category_seo"] => string(17) "francuzskiy-yazyk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1638894373"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства