3. Работа в группах Посмотрите друг на друга внимательно. На какие две группы можно разделить всех вас? - Сегодня мы поговорим о том, чем мальчики отличаются от девочек, а девочки отличаются от мальчиков. Какими качествами должен обладать мальчик, и какими качествами должна обладать девочка. Для разговора на эту тему я приглашаю разделиться на группы: мальчики и девочки. (Слайд 8-9) 1 группа — мальчики. У каждого из вас, конечно же, есть друг во дворе, в классе, из параллельного класса. Назовите вы своих друзей. — В чём проявляется ваша дружба? (ответы детей) 2 группа — девочки. Назовите вы своих друзей, и в чём проявляется ваша дружба? (ответы детей) Учитель: — Слушая вас и знакомясь с именами ваших друзей, я пришла к выводу, что мальчики не имеют друзей среди девочек, а девочки не имеют друзей среди мальчиков. А почему так? (Мы уже поняли, насколько разные мальчики и девочки.) ФО: «Взаимооценивание» Выберите 1 фразу для соседа по парте: • Ты молодец. • Я доволен твоей работой на уроке. • Ты мог бы поработать лучше. 3. Чтение стихотворения Учитель: У Эдуарда Успенского есть стихотворение, давайте послушаем. Если был бы я девчонкой- Я бы время не терял! Я б на улице не прыгал, Я б рубашки постирал, Я бы вымыл в кухне пол, Я бы в комнате подмёл, Перемыл бы чашки, ложки. Сам начистил б картошки, Все свои игрушки сам Я б расставил по местам! Отчего я не девчонка? Я бы маме так помог! Мама сразу бы сказала: «Молодчина ты, сынок!» — А вот у поэта И. Гамазкова есть шуточное стихотворение о дружбе двух мальчиков. Оно называется «Суровая дружба». Послушайте его и скажите, в чём проявлялась дружба этих мальчиков? Я стукнул Мишку по плечу, Что мне с ним интересно. А он меня: «Привет, молчун!» Слегка портфелем треснул… А я ему — щелчок по лбу, Что, мол, сегодня я приду. Он сдачи дал поспешно. Мол, приходи, конечно! У Мишки видели синяк! Так это верный дружбы знак! А у меня — две шишки, Подарочек от Мишки. Мы не девчонки «Сю-сю-сю», Не ходим парой чинно. Уж если дружим, так вовсю! Сурово! Как мужчины! — В чём проявлялась дружба двух мальчиков? — Настоящая ли это была дружба? 4. Упражнение «девочки и мальчики» (Слайд 10) Ребята, очень важно уметь строить дружеские отношения между мальчиками и девочками Задание мальчикам: Записать, какими вы хотите видеть девочек. (ум, правдивость, доброту, аккуратность, за то, что всё умеют) ^ Задание девочкам: Записать, какими вы хотите видеть мальчиков. (ум, силу, ловкость, справедливость, правдивость, доброту) (Затем выходит один представитель от группы и защищает ответ.) Вывод: — Я думаю, мальчикам теперь понятно, каким им следует быть, чтобы их уважали девочки и хотели с ними дружить. — Девочки, стараемся воспитывать в себе эти качества, чтобы вас мальчишки ценили. 5. Просмотр отрывка из видеофильма «Последний гол» Существует такое выражение «Ну какой военный не мечтает стать генералом». Ну, а каждый мальчик наверное хочет быть похожим на рыцаря. Конечно же, настоящий рыцарь никогда не станет обижать девочку, а будет стремиться, к тому, чтобы завоевать дружбу среди девочек. Очень часто мальчики считают девочек трусливыми, слабыми, вообще, не подходят они для серьёзных занятий борьбой, игры в хоккей, в футбол. Вспомните эпизод мультфильма «Цветик-семицветик» как девочку Женю мальчики не приняли играть, потому что она слабая. А ведь порой это совсем не так. Сейчас я покажу отрывок из фильма, в котором девочки нисколько не уступают мальчикам. — Посмотрите и скажите, справедливо ли девочек считать трусливыми и слабыми, чтобы с ними не дружить? (просмотр отрывка фильма) В жизни немало примеров, где девочки и женщины достигали выдающихся результатов и ни в чем не уступали мужчинам. Женщина-космонавт, женщины-спортсмены, женщины-военнослужащие, женщины-герои ВОВ. Они проявляли отвагу, смелость, выносливость. (Слайд 11) ^ 6. Разговор о нравственных качествах и ценностях, свойственных мальчикам и девочкам (Слайд 12) Задание мальчикам: Что такое мужской характер? Какие качества характеризуют мужской характер? В чём ценность мужского характера? ^ Задание девочкам: Как вы думаете, какими качествами обладает обаятельная девочка? В чём ценность обаяния? Вывод: Все это помогло нам еще раз увидеть, насколько разные: мальчики и девочки. Но неужели у нас нет ничего общего? Нам вместе учиться, вместе жить. И у нас есть выбор: можно оставить так, как есть, т.е. девочки сами по себе, а мальчики сами по себе, или можно объединиться в единый мир и жить в мире и согласии друг с другом. Сегодня мы слышали много интересного друг о друге, о мирах друг друга. Я предлагаю спеть песню, как и начался наш урок, песней. Но это уже будет другая песня, о том, что «одни поем мы песни, одни читаем книжки» (звучит песня) (Слайд 13) Ровесницы, ровесники… Девчонки и мальчишки, Одни поём мы песенки, Одни читаем книжки. Мальчишки, девчонки, Девчонки, мальчишки, Мы учимся вместе, друзья! Всегда у нас весело в классе, Да здравствует дружба – Ура! ^ 5. Ответы учащихся на вопросы о себе и о друге. (Слайд 14) Что такое дружба и чем она отличается от товарищества? Хороший друг и хороший товарищ - одно и то же? Как рождается настоящая дружба? Какими качествами должен обладать настоящий друг? Есть ли у вас друг? На чём основана дружба? (Общие интересы; восхищение качествами друга; желание быть похожими на него; взаимопомощь, поддержка в трудных ситуациях; равноправие в отношениях, учитывание интересов другого человека; критичность.) Можно ли обижаться на друзей? К каким недостаткам друга вы относитесь отрицательно, как помогаете ему справиться с ним? Как должен вести себя настоящий друг, если о вас плохо говорят другие? Может ли быть дружба между мальчиками и девочками? На чём она основана? Как вы понимаете: «Дерево сильно корнями, а человек - друзьями»? Выводы: Мы называем своими товарищами тех, с кем работаем, учимся, отдыхаем. Быть товарищем - значит, помогать друг другу в беде, в трудные минуты испытаний. 6. Информация (Слайд 15) Дружба - высшая форма товарищества. Быть другом - значит, быть требовательным к себе, уметь признавать свои ошибки, не обижаться на справедливую критику. Не стоит утаивать недостатки друга - это и твои недостатки. Друзья всегда хотят быть вместе, они интересуют друг друга. У друзей есть общие интересы, наблюдается определённое сходство в поведении. Друзья доверяют друг другу свои секреты, а в трудную минуту всегда могут рассчитывать на помощь друга. Вывод: у М и Д есть много похожих черт характера и главное – уметь уважать друг друга и ладить между собой, ведь нам учиться вместе много лет. Между девочками и мальчиками дружба, безусловно, может быть. Она основана на тех же принципах, что дружба между однополыми детьми. За исключением того, что однополые дети легче доверяют друг другу свои секреты, а также существуют сугубо мальчишеские и девчоночьи интересы, а вследствие этого мальчишеские и девчоночьи ролевые игры, например, «Дочки – матери», «В войну» |