Просмотр содержимого документа
«Опыт организации цикла занятий "Навыки самоопределения учащихся"»
Данный цикл классных часов, представленный в виде ряда отдельных занятий, в целом направлен на развитие навыков самоопределения учащихся.
Культура самоопределения рассматривается в современных концепциях воспитания как центральное звено культуры личности, как условие реализации человеком своих сил и способностей. Самоопределение личности является важнейшим механизмом ее социализации и индивидуализации. Условием самоопределения становится понимание себя, других людей, своей и других культур. Данный процесс наиболее актуален в старших классах, когда подросток сталкивается с решением новых задач. Решения, принимаемые в юности, вомногом определяют дальнейшую его жизнь. Кроме того этот период является наиболее пластичнымв плане формирования целостного представления о себе; для определения путей личностного развития и самосовершенствования.
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные конфессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоречивые концепции.
С целью помочь учащимся понять себя, определить отношение к себе и к окружающему миру, найти свое место в жизни, подготовлен ряд классных часов, которые апробированы со старшеклассниками.
Условия реализации: наличие помещения, удобного для работы вгруппах кооперативного обучения, аппаратура для просмотра видеоматериалов, визуальные стимулы (фрагменты фильмов, м/ф, видеоролики).
Ожидаемые результаты реализации цикла:
формирование личностных качеств, необходимых для конструктивного и ответственного поведения в обществе;
повышение социальной компетенции;
формирование готовности в решении моральных дилемм
усвоение нравственных ценностей.
Разработанные классные часы могут проводиться как по отдельности, так и в видевсего цикла. Кроме того, при возможности количество занятий может увеличиваться за счет обширного потенциала стимульного материала.
В структуре каждого занятия выделяются следующие смысловые блоки:
Приветствие. Ритуал придумывают сами участники.
Объявление ведущим темы занятий.
Разминка. Проводится упражнение-энергизатор с целью создания положительного настроя на работу и сплочения учащихся.
Основная работа по теме.
Подведение итогов. В форме открытого обсуждения формулируются результаты, достигнутые на уроке.
Занятие № 1Тема: «Колесо жизненного баланса».
Цель: содействие в формировании гармоничнойЯ-концепции, развития навыка самоанализа, принятия себя. Формирование способности формулировать свои цели и находить способы достижения этих целей.
Учитель совместно с учениками определяет главные сферы жизни школьника. По каждой сфере дает пояснения.
Дети ставят оценки положению дел в той или иной области. Десятка – это наивысший балл, а единица — наименьший. 1-3 балла критические значения (ямки в нашей жизни) 4-7 балла нормальная наполненность 8-10 балла приятная удовлетворённость жизнью.
После по каждому лучу внутри круга откладываются равные отрезки таким образом, чтобы центр окружности был принят за ноль, а сама окружность – за «10»; внутри круга размещаются оценки.Закрашиваются оценённые части секторов.Обращается внимание на получившуюся фигуру. Если она близка к кругу — это очень хорошо, то есть области жизни имеют равное наполнение. Ямки, особенно глубокие, говорят о необходимости наполнения указанных областей жизни. В идеале, колесо жизненного баланса должно быть равномерным и оценки должны быть высокими (8 и выше), тогда можно говорить о том, что человек удовлетворён жизнью и гармоничен, и что в его жизни все сбалансировано.
УЧЕБА
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
ОТДЫХ
ДУХОВНОСТЬ
ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ
ДРУЖБА
ЗДОРОВЬЕ
СЕМЬЯ
Что же делать тем, у кого колесо далеко неидеально? Как можно и нужно исправить ситуацию?
С ребятами работа строиться по следующему алгоритму:
в первую очередь, анализируется получившуюся картинку;
каждый определяет, в каких сферах он хотели бы начать изменения в ближайшее время;
выделяются 1-2 наиболее «провальных» области;
чем именно определяется удовлетворённость или неудовлетворённость в этих секторах?;
какую оценку хотелось бы видеть тут через 3 месяца, 6 месяцев, год, 5 лет?;
обозначить для себя необходимые действия для достижения наполненности;
изменения в какой сфере повлияют больше всего на остальные области?;
какие действия повлекут одновременное наполнение нескольких областей сразу?
Каждый участник в результате вырабатывает индивидуальный план развития.
По желанию участники делятся своими планами.
Подведение итогов.
Занятие №2.Тема «Социум».
Цель: Формирование социально ориентированного сознания и поведения учащихся.
Человек — это часть целого, которое мы называем Вселенной, часть, ограниченная во времени и в пространстве. Он ощущает себя, свои мыслии чувства как нечто отдельное от всего остального мира, что является своегорода оптическим обманом. Эта иллюзия стала темницей для нас, ограничивающей нас миром собственных желаний и привязанностью к узкому кругу близких нам людей. Наша задача — освободиться из этой тюрьмы, расширив сферу своего участия до всякого живого существа, до целого мира, во всем его великолепии.
Альберт Эйнштейн
Упражнение «Цветик-семицветик».
Проводиться инструктаж: учащимся объясняетсяважность его результатов задания для класса, порядок выполнения задания. Каждому ученику раздают по цветку с семью лепестками. Затем предлагается записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый участник формирует семь желаний.
Затем следует обсуждение полученных результатов.
Выделяют три критерия направленности желания учеников: для всех людей, для родных и друзей, для себя. Объясняется предпочтительность направленности желаний для всех людей. Это говорит о высоком уровне воспитанности, если вспомнить про колесо жизненного баланса, то окажется что несколько секторов имеют высокие баллы. В итоге это положительно влияет на жизнь человека.
Далее происходит работа в группах.Дети рассаживаются по кругу отдельными коллективами по 5-8 участников. В каждом таком коллективе выбирается модератор, который следит за выполнением правил группы, секретарь, докладчик. Учитель предлагает выработать правила взаимодействия в группе.
Правила принимаются следующие:
Каждый высказывается по очереди.
Выражать только собственное мнение.
Выслушиваются все мнения
Всем предоставляются равные права и возможности.
Высказывания не критикуются
Идет последовательное обсуждениеОбсуждаются такие явления как эгоизм, альтруизм. Докладчики от каждой группы формулирует и озвучивает коллективный ответ.
Эгоизм - поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других.
Альтруизмпонятие, которым осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага.Если люди, склонные к альтруизму, смогли помочь человеку, они искренне рады этому. Такие всегда очень рады, если другие люди добиваются успеха, а также очень сильно сопереживают тем, у кого есть какие-то проблемы.
Ребята приводят примеры из художественных произведений и реальной жизни.
Например:
Отношение к родным. Человек, способный прежде думать об интересах родных, а затем о своих – воспитывает в себе и проявляет альтруизм.
Волонтерство, помощь нуждающимся. Работая в качестве волонтера или иначе помогая людям, попавшим в сложную ситуацию, человек приучается сопереживать и быть альтруистом.
Внимательное отношение к людям. Человек, умеющий понять интересы и почувствовать заботы других людей – идет по пути альтруизма.
Подарки. Человек, преподносящий подарок от души, проявляет свой альтруизм.
Наставничество. Человек, обучающий кого-либо не за вознаграждение, а из любви к общему делу – проявляет альтруизм.
В кругах обсуждаются преимущества альтруизма.
Примеры некоторых ответов:
Альтруизм даёт возможности – для помощи окружающим и собственного самосовершенствования.
Альтруизм придаёт уверенность – в собственных силах и возможностях.
Альтруизм раскрывает потенциал – то, чего человек никогда бы не сделал для себя, он может сделать во имя общего блага.
Альтруизм даёт богатство – неиссякаемое богатство души.
Ведущий демонстрирует отрывки из художественных фильмов и документальные видеоролики по данной теме.
Подведение итогов.
Занятие №3.Тема «Настоящий друг».
Цель: осознание учащимися важности дружбы и настоящих друзей в жизни человека.
Учитель предлагает назвать песни, стихи, пословицы и поговорки о дружбе?
Индивидуальная работа.
Каждый участник письменно отвечает на следующие вопросы:
Есть ли у тебя настоящие друзья?
Выбираешь ли ты вдрузья тех, кто похож на тебя? Чем они похожи на тебя? Чем отличаются?
Как другие относятся к твоим друзьям?
Что твои родители говорят о твоих друзьях?
Запиши несколько качеств, какими ты хотел бы, чтобы обладал твой друг.
Настоящий друг всегда…
Настоящий друг никогда…
После желающие зачитывают свои записи.
Тестирование.
Любительские психологические тесты могут применятся не столько с целью диагностики, сколько для самоанализа учащимися тех или иных личностных свойств и для побуждения их к саморазвити.
Тест «Настоящий друг».
Ребятам предлагается 20 высказываний-«правил дружбы» они должны выразить свое согласие или не согласие с ними, поставив в бланке для ответов знак «+», если полностью согласны с утверждением, знвк «-», если полностью не согласны с утверждением, и «0», если не уверенны.
Я считаю, что настоящий друг:
Делится новостями о своих успехах.
Оказывает эмоциональную поддержку.
Добровольно помогает в делах при необходимости.
Стремиться, чтобы его другу было приятно в его обществе.
Защищает друга в его отсутствие.
Терпим к остальным друзьям своего друга.
Хранит доверенные ему тайны.
Не критикует друга публично.
Не ревнует друга к остальным людям.
Не надоедает, не стремиться быть назойливым.
Не поучает.
Уважает внутренний мир друга.
Не использует доверенныю ему тайну.
Понимает состояние и настроение своего друга.
Уверен в своем друге.
Первым прощает ошибки друга.
Радуется успехам и достижениям своего друга.
Не забывает поздравить друга (например, с днем рождения).
Помнит о друге, когда того нет рядом.
Ни в чем и никогда не завидует другу.
Обработка результатов:
За каждый ответ «да» ставиться 2 балла, за ответ «не знаю» - 1 балл, за ответ «нет» - 0 баллов. Подсчитывается общая сумма.
Интерпретация результатов:
Если вы набрали от 0 до 14 баллов, то вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо до сих пор вам не везло на друзей. Скорее всего вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого свами трудно дружить. Вам надо научиться доверять другому человеку. Помните, что дружбе можно научиться, если очень, очень захотеть.
От 15 до 29 баллов. У вас уже есть опыт настоящей дружбы, но были и серьёзные ошибки, в результате которых вы разочаровались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 30 до 40 баллов. Вы – настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
Подведение итогов.
Занятие №4.Тема «Настоящие ценности».
Цель: создание ситуаций ценностного самоопределения.
Для данной цели подходят следующие приемы, которые подбираются с учетом аудитории и актуальности темы.
Прием. Анализ этического содержания пословиц или высказываний.
Афоризмы, высказывания замечательных людей, пословицы заключают в себе глубокую мудрость, открытие которой побуждает учащихся к размышлениям над нравственными проблемами. Материал для анализа подбирается неоднозначный, смысл которого не лежит на поверхности, и создаются ситуации размышления; при этом учитывается актуальная ситуация в коллективе.
Работа проходит в кругах; распределяются роли в каждой группе.
Например, предлагается раскрыть значение следующего высказывания: «Посеешь слово – пожнешь поступок, посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу», позволяющее выстроить беседу об ответственности человека за свою судьбу, о задачах и направлении самосовершенствования.
Прием. Обсуждение афоризмов-парадоксов.Позволяет с новой, неожиданной стороны рассмотреть нравственные проблемы. НапримерБернард Шоу говорил: «Свобода означает ответственность. Вот почему многие ее боятся».
Прием. Анализ проблемных вопросов.
Рассматриваются вопросы, в которых четко просматривается противоречие между чем-то известным и новым или иным взглядом на общеизвестное.
Примеры:
Можно ли дружить с человеком, который менее интересен, менее развит, чем ты? Ведь дружба должна обогащать?
Существует понятие «бескорыстная дружба». Означает ли это, что может быть «корыстная» дружба?
Подведение итогов.
Занятие №5 Тема «Поговорим о нравственности».
Цель: создать условия для приобретения определённого нравственного опыта и для создания ценностных отношений в коллективе.
Упражнение-разминка.
Учащиеся образуют круг. Учитель предлагает каждому участнику сообщить своему соседу : «Мне нравиться, что ты…» и далее можно называть черту характера, качество, какие-то действия, поступки. Это выполняется по очереди, двигаясь по часовой стрелке.
В зависимости от актуальности ситуации могут задействоваться следующие приемы.
Прием 1. Альтернативный выбор. Метод, позволяет, как стимулировать развитие ценностного опознавания, так и диагностировать уровень воспитанности детей.
Пример ситуации.
«Классный руководитель объявил ребятам, что на елку в театре удалось достать 18 бесплатный билетов, и сказал: «Вас в классе 35 человек. Я всех вас люблю и не могу решить, кому не идти. Сделайте это сами».
Вопросы, предлагаемые для обсуждения.
Как бы ты поступил в этой ситуации?
А.) предложу тянуть жребий, чтобы не было обидно никому;
Б.) предложу решить голосованием, как считает класс, кто достоин получить билет;
В.) предложу отдать билеты, тем кто заслужил хорошей учебой и активной работой;
Г.) подниму руку сам, что не пойду, уступлю другим;
Д.) другое решение..
Какой вариант поступка свидетельствует об истинно добром, чутком отношении к другому?
Такие ситуации позволяют самостоятельно проектировать свои действия на основе проникновения во внутренне состояние изображаемого персонажа.
Сюжет 1. Один участник – отец, другой – сын, возвратившийся домой на час позже, чем обещал родителям.
Сюжет 2. Воскресенье. Ты собираешься идти с друзьями на каток. Но мама просит тебя в это время погулять с маленьким братом.
Прием 3. Анализ проблемных ситуаций.
Лучшим материалом являются ситуации, взятые из книг, фильмов, публицистики, близкие опыту учащихся. Недопустимо обсуждение ситуаций и поступков, задевающих конкретную личность. Необходимо, что бы участники вырабатывали отношение к самому действию, а не к тому , кто его совершил; решили для себя нравственную проблему.
Например, анализ следующей ситуации позволяет подросткам научиться различать понятия «смелость», «храбрость», «лихачество».
«Два друга ехали на автобусе и стали свидетелями такой сцены. Пассажиры, спеша сойти на остановке, сгрудились у выхода. Двое мужчин добрались до выхода в тот момент, когда автобус тронулся.один из них выскочил на ходу, другой остановился, прыгать не стал. «Струсил», - прокомментировал его действия один из приятелей. В этот момент пассажирповернулся лицом к ребятам, и они увидели на лацкане его пиджака Звезду Героя России…».
Подведение итогов.
Литература
Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб: Речь, 2008.
Никитина Н.Н., Шустова И.Ю. Развитие навыков самоопределения у юношества. М. Педагогическая литература, 2010.
Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. СПб: Речь, 2007.
Журнал «Библиотечка для учреждений дополнительно образования детей», №2, 2014.