Цель урока: знакомство учащихся с культурным наследием казахского народа; воспитание духовно богатой и высоконравственной личности; привитие чувства бережного отношения к духовному наследию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Наследие Аль-Фараби»
Классный час «Наследие аль-Фараби»
Цель урока: знакомство учащихся с культурным наследием казахского народа; воспитание духовно богатой и высоконравственной личности; привитие чувства бережного отношения к духовному наследию.
Ход урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Когда узнаешь что-то новое, жизнь становится интереснее, а если ты узнаешь новое об истории родной страны, то понимаешь, что в жизни очень много загадок и тайн. Изучать историю своего государства можно не только по книгам. Прекрасными экскурсоводами могут стать памятники, священные места, древние города, архитектурные шедевры. Это все наше культурное наследие.
Первый Президент РК Н.А.Назарбаев писал: “Опираясь на культурное наследие, созданное на протяжении многих веков, необходимо развивать культуру сегодняшних и завтрашних времён”.
Не стоит забывать и великих людей Казахстана, которые внесли огромный вклад в развитие нашего государства. Одним из таких людей является Абу-Насыр Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки - полное имя Учителя Востока. В Казахстане в 2020 году отпразднуют 1150-летний Абу Насра аль-Фараби. Философ, математик, теоретик музыки – что известно о "втором учителе"?
Выступления детей:
1-й ученик: Аль-Фараби был из привилегированных слоев тюрков. О его положении свидетельствует слово "тархан" (сословие тюркской знати), которое есть в составе полного имени.
Абу Наср аль-Фараби родился в 870 году, в городе Фараб, (ныне Отырар Туркестанской области Казахстана) на месте впадения реки Арысь в Сырдарью, в то время город был крупным политическим, торговым и экономическом центром. По легенде, до падения Отырара в нем находилась огромная библиотека, уступавшая по величине лишь Александрийской. Ее создание приписывают аль-Фараби. Ученый-выходец из тюрков, о чем может свидетельствовать слово «тархан» в составе его полного имени. Получив первоначальное образование на родине, аль-Фараби затем учился и трудился в крупных городах Средней Азии Бухаре и Самарканде. Многие годы философ провел в Багдаде – культурном и политическом центре Арабского халифата. Здесь он изучал различные отрасли науки и языки. Кроме того, в Багдаде работала школа переводчиков, где изучали и переводили труды Аристотеля, Платона.
2-й ученик: По некоторым сведениям, аль-Фараби за всю свою жизнь овладел около 70 языками. Он в совершенстве владел тюркским, арабским, греческим, персидским языками – доказательство тому работы аль-Фараби. Он читал труды ученых в Бухаре, Самарканде, долгие годы провел в Багдаде.
В XII-XIII веках труды аль-Фараби начали переводить на латынь и иврит, а в 1930-1932 годах в Париже вышел в свет перевод на французский язык первой части "Большой книги о музыке".
В Казахстане к вопросам изучения наследия аль-Фараби обратились во второй половине ХХ века.
3-й ученик: 15 октября 1960 года академик Акжан Машанов (Машани) написал письмо президенту Академии наук Казахской ССР - академику Канышу Сатпаеву. Его просьба заключалась в поддержке исследований наследия аль-Фараби.
В 1970 году к 1100-летию аль-Фараби в Алматы, Москве и Багдаде провели международные конференции по наследию аль-Фараби. Организаторами были Акжан Машани и Агын Касымжанов.
В 2020 году по поручению президента Касым-Жомарта Токаева высоком организационном и содержательном уровне отпразднуют 1150-летний юбилей Абу Насра аль-Фараби.
4-й ученик: В 2007 году правительства Казахстана и Сирии договорились о сотрудничестве в строительстве историко-культурного центра и мавзолея аль-Фараби, реставрации мавзолея Султана Аз-Захира Бейбарса в сирийской столице. В Казахстане именем аль-Фараби названо крупнейшее учебное заведение – Казахский национальный университет, на его территории есть библиотека, также названная в честь великого философа. В Шымкенте педагогический институт культуры тоже носит имя аль-Фараби. В августе 2019 года в Стамбуле был открыт этнографический дом-музей аль-Фараби. Открытие этнографического дома-музея приурочено к празднованию 1150-летия аль-Фараби. В ведущих университетах Турции, Иордании, Италии, Китая, Египта, Болгарии и других стран открыты и успешно действуют научно-образовательные центры аль-Фараби. 1150-летие Аль-Фараби будет отмечаться под эгидой ЮНЕСКО в 2020 году в международном масштабе.
Работа с презентацией «Наследие аль-Фараби»
5-й ученик: В рамках международной программы “Великий Шёлковый путь”, принятой Организацией Объединённых Наций, был учреждён в 1989 году государственный археолого-этнографический музей-заповедник “Отрар”.
Город Отрар был не только одним из важнейших перевалочных пунктов “моста” между Европой и Азией. Здесь существовала огромная библиотека, основателем которой являлся великий ученый средневековья аль-Фараби.
Узлом караванных путей был Отрарский оазис, включавший в себя около 150 небольших городков, соединённых между собой цепью караван-сараев Великого Шелкового пути.
6-й ученик: Отрар – родина великого ученого и философа средневековья Абу Насра ибн Мухаммеда, вошедшего в историю под именем аль-Фараби. За философскую глубину и энциклопедичность познаний аль-Фараби ещё при жизни был прозван Вторым после Аристотеля учителем человечества. Благодаря ему в городах процветала не только торговля, но и необычайного совершенства достигли наука и искусство. До появления первых университетов в Европе ещё было три столетия, а на Востоке уже трудились великие мыслители!
Отрар в период монголо-татарского нашествия представлял собой первоклассную крепость. Около полугода жители и воины сдерживали нашествие войск Чингисхана, который затем ворвался в город из-за предательства одного из жителей. Отрар неоднократно приходил в упадок и вновь восстанавливался, после 1410 года разграбленный Шах Джаном окончательно опустел. О его прошлом напоминают обнаруженные при раскопках стены цитадели, бани и др.
Недалеко от развалин древнего Отрара находится мавзолей-мечеть Арыстан Баба, бывшего, по преданию, учителем Ходжи Ахмеда Ясави. Мавзолей представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть и является местом паломничества мусульман.
Работа в группах по составлению постера «10 цитат аль-Фараби»
Материал для постера:
*** О человеке говорят, что он разумен и что он разумеет, когда в нем сочетаются две вещи: 1) то, что он отлично различает действие, которые следует предпочитать или избегать, и 2) то, что он использует самое превосходное из всего, что познал благодаря отличной (способности) различия.
*** Удел беспечного прикидывающегося беспечным один, ибо а беспечного ведет к неудаче беспечность, так и прикидывающегося беспечным ведет к неудаче показанная беспечность.
*** Счастье мниться каждым человеком именно таким, каковым оно является в его представлении.
*** Человек не достигает счастья при обстоятельствах, которые имеют место повлечь за собой (либо) похвалу, либо порицание. Он достигает счастья при совокупности обстоятельств, которые влекут за собой и похвалу и порицание.
*** Душе, как и телу, присущи здоровье и болезнь. Здоровье души заключается в том, что состояния ее самой и ее частей бывают такими, благодаря которым совершаются всегда благие поступки, добрые дела и прекрасные действия.
*** Человек не может быть наделенным с самого начала от природы добродетелью или пороком, так же как он не может быть прирожденным ткачем или писцом. Но он может от природы быть предрасположен к состояниям, (связанным) с добродетелью или пороком... Точно так же он может иметь природное предрасположение к действиям, (сопряженным) с писанием или другим каким-либо искусством, и эти действие ему выполнить легче, чем какие-либо другие.
*** Человека порицают или хвалят за (состояния), возникающие именно в силу привычки.
*** Мы должны выяснить, каким должен быть наш путь, чтобы наши действия были правильными и аффекты наших душ такими, какими им следует быть, и каким он должен быть для достижения хорошего здравомыслия.
*** Правдивость по отношению к самому себе возникает только тогда, когда человек приписывает самому себе благие качества, добрые поступки, которые у него имеются. Когда человек приписывает себе что угодно, но не то, что ему присуще, то это вырабатывает в нем притворство.
*** Только добрые люди могут построить добрый город.