Воспитательные: - Воспитывать аккуратность, внимание. Создать условия для формирования навыков взаимопомощи, сотрудничества.
- Воспитывать положительное отношение к животным. Материалы и инструменты для работы: цветная и белая бумага, ножницы, клеевой карандаш, линейка простой карандаш.
Основные понятия(словарная работа): кинолог(кинология), дрессировщик, ветеринарный врач.
Методы проведения занятия: применение загадок и художественное чтение, беседа, работа с раздаточным материалом (карточки), самостоятельная творческая работа, физкультминутка в форме театрализации (повторить движения, повадки поведения собак).
Методическое оснащение: дидактические карточки с изображением собак и щенков, подбор загадок, подбор стихов о собаках (С.Михалков «Трезор», «Щенок»), образец, технологическая карта изготовления поделки.
Ход занятия:
1.Организационный момент
-приветствие
- проверка готовности к занятию
- сообщение темы
Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы мне скажите, что мы сегодня на занятие будем мастерить
Верно, сегодня на занятии мы будем выполнять поделку-игрушку собаку. Для этого нам понадобится цветная бумага или тонкий картон, ножницы, линейка с карандашом.
2.Основнойэтап: Прежде чем мы начнем с вами работать, я бы хотела с вами поговорить о собаках. У кого дома живут собаки? Ребята, это домашнее животное? Почему? (ответы детей). Какие породы собак вы знаете? (ответы детей). Скажите мне, пожалуйста, чем схожи все породы собак? ( ответы детей). Верно, у всех собак круглая голова, четыре лапы, хвост, все они покрыты шерстью, все живут рядом с человеком потому, что это домашнее животное и за ними ухаживает человек. А сейчас скажите мне, чем отличаются собаки друг от друга? (ответы детей). Правильно, у собак разные морды: вытянутые и плоские, разные по размеру туловища и высота лап, разные по размеру и форме уши, хвосты, разные по окрасу и длине шерсти. Ребята, вы сказали, что человек ухаживает за собакой, кормит ее ,наверное, за то, что она служит человеку? Скажите мне где, в каких видах деятельности собака помогает исполнять человеку его работу (службу)? (ответы детей). Молодцы, вы все верно назвали . Это служебные собаки, которые служат в армии, в полиции, в МЧС , собаки-поводыри, помогают охотникам в лесу, сторожат наши дома. А еще декоративные собаки, которых держат в доме за то, что они красивые, ласковые, умные, настоящие друзья. Собак на службе можно увидеть в цирке, где они развлекают детей, ими восхищаются.
Словарная работа:
Ребята, кто может объяснить, что обозначает такие слова, как кинолог, дрессировщик, ветеринарный врач? (ответы детей). Кинология – это наука о собаках, а кинологи, это люди, которые занимаются воспитанием собак. Дрессировщик- это человек, который обучает, дрессирует животных, в том числе и собак (в цирке). Ветеринарный врач – это человек, который лечит заболевших животных, собак в том числе.
Закрепление теоретического материала. Работа с карточками.
Поднимите, пожалуйста, карточки с изображением гладкошерстных собак и если, кто сможет, назовите породу (ответы детей.) Правильно, это такса, долматин, боксер, доберман. А сейчас поднимите карточки с изображением декоративных собак (пудель, болонка, шар-пей и др.). Ребята, я подниму карточку, а вы покажите мне щенка этой мамы. Как вы догадались, что именно этот щенок потерялся? (по внешнему виду). Вы очень много работали, и я предлагаю поиграть (физкультминутка).
Я сейчас немножко побуду дрессировщиком. Кто такой дрессировщик? А вы мои подопечные, мы будем готовить номер для выступления. Задание: положите,, лапки,, друг другу на плечи и пройдите мелкими шагами до доски, а теперь повернулись и допрыгали на свои места на носочках. Хорошо. Почешем ,,лапками,, за ушком и покружимся за ,.хвостиком,,.(можно ,,пролаять,, тихонечко заданную мелодию) 1-3минутки.
Показ с объяснением технологии выполнения игрушки (работа с технологической картой).
Ребята, присаживайтесь на свои места, сейчас я покажу и объясню, как можно сделать игрушку собачку из полоски бумаги. Для этого нам нужно при помощи линейки приготовить полоску бумаги размером: ширина 3 см, а длина 30см. (Идет объяснение с показом приемов работы). Готовую полоску складываем пополам три раза, при этом хорошо обрабатываемлинию сгиба, после этого осторожно распускаем заготовку, считаем, сколько прямоугольников у нас получилось. Правильно, восемь. Из первого прямоугольника оформляем мордочку собаки, путем сгибания уголков, из второго прямоугольника делаем ушки, делаем надрезы до линии сгиба и подворачиваем получившиеся треугольнички, третий и четвертый прямоугольник это передние лапки, пятый- это спинка, шестой и седьмой – это заготовки для задних лапок, восьмой прямоугольник- это будет ,,хвостик,, Делаем небольшие надрезы по последней линии сгиба, затем аккуратно складываем прямоугольник в длину и делаем надрезы, имитируя шерсть. Для того, чтобы наша собачка была устойчивой, надосклеить получившиеся части тела. Клеем промазываем по линии сгиба, те места, где у ,,собачки,, будут ,,лапки,,. После того, как склеили линии сгиба, оформляем ,,лапы,, (делаемвырезы , в форме буквы «л» или «п» и оформляем ступню.( Поделку можно изготавливать вместе - дети с педагогом, т.е. идет показ вместе с объяснением, смотреть технологическую карту. Во время изготовления ,,собачки,,, идет индивидуальная помощь нуждающимся детям).
Самостоятельная творческая работа по оформлению поделки.
- самостоятельная работа
-наведение порядка на своих рабочих местах
Ребята, вам дается время для того, чтобы вы сейчас смогли оформить свою ,,собачку,, на ваше усмотрение. Идет индивидуальная работа по оформлению, желательно, чтобы оформление было в технике аппликации. Ребята, заканчиваем работу, убираем свои рабочие места и будем оформлять выставку собак. Прежде, чем начнет работать наша выставка, нам надо выбрать членов комиссии. (предлагаю считалкой выбрать трех ребят). Все дети со своими,,собачками,, походите по классу, дайте возможность познакомиться ,,собачкам,, друг с другом. (Физкульминутка. Дети ходят по классу, выполняют различные действия с поделками. Все на эмоционально-положительном уровне.).
Заключительный этап:
-подведение итогов
- художественное чтение
Поделки выставляются на столе, выбранные дети ведут отбор ,,собачек,, для награждения , поясняя почему, по каким критериям выбрана та или иная поделка .Лучшим,, собачкам,, вручается медаль.
Ребята, что мы сегодня на занятии делали? Что узнали интересного о собаках? Как называется наука о изучении жизни собак? Кто лечит животных? Если вы дома захотите сделать еще одну собачку или научить этому маму, с чего вы начнете работу? (ответы детей).
А сейчас я вам прочитаю стихи, которые написал С.Михалков о маленьких проказниках (художественное чтение)
Приложение №1
Карточки
Приложение №2
Технологическая карта изготовления поделки
подготовка полоски
сложить полоску пополам 3 раза
оформляем мордочку путем сгибания уголков
делаем надрезы до линии сгиба, оформляем уши
оформляем силуэт собачки
оформление лап, в форме
букв «Л»(↑) и «П» (↓)
складываем прямоугольник в длину, делаем надрезы, имитируя шерсть на хвостике