Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по внеурочной деятельности "Паук"»
Конспект занятия по внеурочной деятельности
1 класс
Тема: «Паук»
Цель: формирование знаний о жизни пауков.
Задачи: расширить, уточнить представление детей о животных; воспитывать бережное отношение к природе; развивать мелкую моторику.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат смайлики. Выберите то смайлик, который соответствует вашему настроению именно сейчас. (Слайд 2)
2. Актуализация знаний.
Загадка: Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, моя,
А называется… (Земля) (Слайд 3)
Наша планета – это огромный шар, такой большой, что нужно много дней и даже месяцев, чтобы объехать вокруг.
- Что обозначено голубым цветом? (Ответы детей)
- А другими цветами? (ответы детей) (Слайд 4)
- Вы знаете, что много миллионов лет назад наша земля представляла собой огромный материк, который в результате стихийных катаклизмов стал разрушаться и от него стали отделяться большие и малые куски.
- Сколько материков образовалось?
- Назовите их.
- Путешествуя по материкам мы знакомимся с животными, которые живут на этих материках.
- С животными какого материка мы сейчас знакомимся? (Южная Америка)
- С какими животными этого материка мы уже познакомились?
3. Объяснение нового материала
Загадка: Ткач маленький и ловкий
Ткёт сети со сноровкой.
У него есть восемь ножек,
И поймать он муху может. (Паук) (Слайд 5)
- Пауки, или арахниды – одни из древнейших обитателей нашей планеты. Многие ошибочно называют паука насекомым. Согласно классификации, принятой в зоологии, пауки не являются насекомыми и относятся к классу паукообразных.
Пауки - существа, которых многие боятся, кто-то просто ненавидит, а кто-то держит в качестве домашних животных. В Греции же существует интересная легенда, объясняющая появление в мире пауков. Как и большинство мифов, эта легенда связана с богами.
Легенда
В Лидии, в городе Колофон, проживала дочь красильщика по имени Арахна. Ее имя было известно на всю Лидию благодаря таланту девушки - она была искусной ткачихой. Арахна умела создавать тончайшие ткани, вышивать красивые картины. Они ценились многими аристократами. (Слайд 6)
Такая слава привела к тому, что однажды девушка возгордилась и в запале произнесла, что смогла превзойти в своём искусстве саму Афину. Богиня услышала горделивые слова и спустилась с Олимпа, чтобы посмотреть на девушку.
Афина приняла вид седой старухи и подошла к Арахне. Богиня сказала, чтобы девушка умерила свою гордыню и состязалась в искусстве лишь со смертными, иначе ее ждет божественное наказание. Девушка же не слушала богиню, продолжая восхвалять свой талант. Арахна нагрубила старухе, прогоняя ее прочь. (Слайд 7)
Тогда Афина приняла свой истинный облик и предложила Арахне состязание - вышить картину на покрывале. Девушка приняла вызов и обе мастерицы принялись за работу. За ними наблюдали нимфы и смертные женщины.
Афина изобразила на полотне сцену своего спора с Посейдоном. Бог моря создал источник из скалы, а Афина вырастила из земли оливу. Боги присудили победу Афине и отдали ей власть над Аттикой. Все это было изображено на покрывале богини. Вокруг сцены вились переплетенные листья оливы. (Слайд 8)
Арахна же выткала множество сцен, изображающих слабости богов, их праздный образ жизни. Вокруг сцен располагались вышитые цветы. Красота работы ткачихи ничуть не уступала полотну Афины. Но сама суть изображения выражала неуважение к богам. Поэтому Афина разозлилась и уничтожила работу девушки, а саму ее ударила прялкой. (слайд 9)
Униженная Арахна повесилась на свитой веревке. Афина вытащила девушку из петли, но жестоко наказала её. Богиня сказала, что теперь Арахна и её потомки будут вечно висеть и вечно ткать в наказание за свою гордыню. (Слайд 10) Афина брызнула на Арахну соком священной травы — зельем Гекаты. В тот же миг тело девушки превратилось в паучье. Так появились арахниды - пауки, которые постоянно ткут паутину и висят в ней, поджидая добычу.
Внешнее строение (Слайд 11)
У Паукообразных тело разделено на два отдела — головогрудь и брюшко, нет усиков.
На головогруди располагаются четыре пары ходильных конечностей и две пары видоизменённых конечностей (ротовые органы — хелицеры и ногощупальца), служащие для захвата и измельчения пищи.
Крючкообразными хелицерами паук хватает свою жертву. Внутри хелицер имеется канал, по которому из ядовитых желез, расположенных у основания хелицер, поступает в тело жертвы пищеварительный сок. Рядом с хелицерами находятся короткие, покрытые чувствительными волосками органы осязания — ногощупальца.
На нижнем конце брюшка имеются три пары паутинных бородавок, вырабатывающих паутину, — это видоизменённые брюшные конечности.
Выделяющаяся из паутинных бородавок жидкость мгновенно твердеет на воздухе и превращается в прочную паутинную нить.
В мире насчитывается более сорока тысяч разных пауков. Некоторые из них обитают рядом с нами в наших домах, а мы ничего толком не знаем об этих существах. Конечно, их внешность не очень-то и привлекательна, но большая часть из них не заслужили такого пренебрежительного отношения к ним. Они совершенно безопасны для человека, а потому не стоит их бояться. Хотя в мире есть и ядовитые виды, укус которых очень опасен для человека. Именно такие пауки и обитают в Южной Америке.
Факты о пауках.
Пауки полезны. Только одно такое существо убивает в год около двух тысяч вредных насекомых, которые попадают в его сети. В основном паки питаются мухами и комарами, можно сказать, что они вносят значительный вклад в борьбу с вредными насекомыми. (Слайд 12)
В Италии в 15-16 веках существовало поверье, что человека, которого укусил тарантул охватывает безумство. Этот вид пауков обитает исключительно на юге страны. Однако позднее ученые пришли к выводу, что именно тарантул совершенно безопасен. А вот тарантула – это действительно ядовитое и опасное существо. Однако оно обитает совершенно в других регионах.(Слайд 13)
Самый крупный паук – это Голиаф. Представьте, что он может достигать в размере до 30 см. Он ловит и поедает птиц, хотя может лакомиться и грызунами, насекомыми и змеями. Ворсинки паука ядовиты, а значит, опасны для людей. Но их яд не смертелен. (Слайд 14-15)
В мире есть только один паук – вегетарианец. Это Багира Киплинга. Прыгающий паук употребляет в пищу листья растений, особенно любит акацию. Иногда этот паук может съедать личинок муравьёв, но это случается крайне редко. (Слайд 16)
Пауки обитают по всему миру. Только в холоде Антарктики они не живут. Это связано с очень низкими температурами. Там встречаются только крабы-пауки, которые не относятся к паукообразным. А вот Арктика населена более 1000 разновидностей этих существ.
Всем известно, что пауки прядут нить, и что нить у всех различная. Наиболее прочную шелковую нить прядёт паук Дарвина. Она настолько крепка, что превосходит по прочности материал, из которого делают бронежилеты. (Слайд 17).
Самым ядовитым является паук-банан, который опасен для человека. Его яд парализует мышцы и дыхательную систему. Однако, не всегда во время укуса он впрыскивает яд. (Слайд 18)
За один раз пауки откладывают несколько тысяч яиц. Однако до взрослого возраста доживают далеко не все новорождённые. Так, из ста яиц вырастет всего один паук. (Слайд 19).
Некоторые разновидности пауков умеют очень хорошо прыгать. Расстояния, которые они при этом преодолевают, впечатляют. Во время прыжка они ещё успевают развернуть свою шелковую нить, которая даёт им возможность точно приземлиться.
Некоторые пауки съедобны. В Азии их готовят и употребляют в пищу. Их запросто можно купить в ресторане или на рынке. В Камбодже, например, жареный паучок считается лакомством. Их подают на стол как деликатес, ведь под корочкой находится вкусное мясо. (Слайд 20).
Иногда пауков содержат в доме в качестве питомца. Некоторые разновидности имеют достаточно крупные размеры и способны развивать приличную скорость передвижения. Представьте, что такое существо преодолевает чуть больше полуметра в секунду. Это же просто фантастика! (Слайд 21).
Так как быть? Пауков нужно бояться или просто, преодолев отвращение, относиться к ним с должным уважением? (Ответы детей).