"Безударные гласные в корне, проверяемые ударением"
"Безударные гласные в корне, проверяемые ударением"
Конспект коррекционного логопедического занятия для учащихся с ТНР 3 класса. Коррекционный курс внеурочной деятельности: "Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Безударные гласные в корне, проверяемые ударением"»
Луць Л.Д.
учитель-логопед
МБОУ СОШ №9
Конспект
логопедического занятия для учащихся 3 класса
Тема:
логопедическая: выделение гласных звуков из слов;
лексическая: цветы;
грамматическая: безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
Цели:
образовательные:
упражнять в написании слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;
коррекционно – развивающие:
совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза с опорой на схему и в умственном плане;
уточнение и обогащение словаря в процессе формирования семантического поля слова «цветы», развития валентностей слов, введения в речь синонимов и антонимов;
развитие функции словоизменения;
воспитательные:
воспитание бережного отношения к природе;
Оборудование: зеркала, настольная игра «Азбука-мозаика», предметные картинки, наглядность «цветок со съёмными лепестками», слова-опоры.
Ход занятия
I. Организационный момент
Произнесение гласных с использованием индивидуальных зеркал.
Из ряда букв запомнить гласные и найти соответствующую букву в азбуке – мозаике
Р, А,В,И,К;
О, З, Х,Ш,У;
Л, Х, Ы,Э,Т,Ф,М;
- Назовите все 10 гласных букв.
Сообщение темы занятия
Логопед
Очень много хлопот доставляют нам гласные буквы на письме. Ведь часто мы слышим один звук, а обозначаем его на письме совсем другой буквой. Вы должны знать, что если гласная стоит под ударением, то она как слышится, так и пишется. А если гласная безударная?
Дети
(Значит необходимо подобрать однокоренное слово, в котором сомнительная гласная стоит под ударением).
Логопед
Сегодня мы будем находить гласные в корне слова, определять в какой позиции они находятся и учиться проверять безударные гласные в корне слова.
(Дети записывают тему занятия в тетрадях)
II. Основная часть
Развитие фонематического анализа и синтеза
Логопед
А название наших помощников вы определите, если правильно подберете слово к схеме.
( На магнитной доске картинки: цветок, дерево, яблоко и звуковая схема слова «цветок»)
Расширение и уточнение словаря через формирование семантического поля слова «цветы», развитие валентностей слов.
Логопед
Нашими помощниками будут цветы, а именно вот этот цветок. Но посмотрите, какой он некрасивый. (У него нет лепестков). Мы украсим его, прикрепим лепестки. Но при этом вы должны выполнить одно условие: на каждом лепестке вы должны написать слово, связанное с цветком.
Однокоренные слова
Логопед
Запишите однокоренные слова для слова «цветок».
(Дети записывают слова на лепестках цветка. Слова:цветы, цветочек, цветной, цветовод, цветочница, цветущий, цветник, цветочный, цвести)
В помощь логопед задает вопросы:
а) помещение, где растут цветы;
б) человек, который выращивает цветы;
в) женщина, которая продает цветы;
г) киоск, в котором продают цветы;
Логопед
- Выделите общую часть родственных слов.
- Как называется общая часть родственных слов?
- Поставьте ударение.
- Какая гласная стоит после буквы в?
- В какой позиции находится гласная в корне?
- Как проверить правильность ее написания?
( Лепестки с написанными словами прикрепляются к цветку).
Слова, обозначающие признаки предмета
Логопед
Ребята, а какие бывают цветы?
( На каждом лепестке написан вопрос.Вопросы: Как называются цветы, растущие в поле, в лесу, в комнате?Цветы, растущие весной? Цветы, которые пахнут?)
Логопед
Ответьте на вопрос и запишите слово-ответ на обратной стороне лепестка.
Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
Прочитайте получившийся рассказ. Запишите его в тетрадь.
Обозначьте безударную гласную и поставьте ударение.
Какими родственными словами мы проверим сомнительные гласные?
(Дети выполняют задание в тетрадях)
Словесно – логические задачи.
Логопед
Прочитайте предложения. Найдите слова, имеющие прямое и переносное значение.
В саду расцвели белые розы.
На стене висит цветной ковер.
Лицо цветовода цветет от радости.
III. Итог занятия
Логопед
О чем мы сегодня говорили?
Послушайте стихотворение:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы.
О чем это стихотворение? Как нужно относиться к природе?
Посмотрите на наш цветок. Каким он стал красивым. На последнем лепестке напишите ваше заветное желание. Наш цветок волшебный и я надеюсь, что ваши желания обязательно исполнятся.