kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) с общим недоразвитием речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия

в группе компенсирующей направленности

старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

с общим недоразвитием речи

Формирование лексико-грамматических средств языка и обучение грамоте по теме «Перелетные птицы»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в группе компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) с общим недоразвитием речи. »

Конспект занятия

в группе компенсирующей направленности

старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

с общим недоразвитием речи



Формирование лексико-грамматических средств языка и обучение грамоте по теме «Перелетные птицы»



Цель: Совершенствовать фонетико-фонематические и лексико-грамматические навыки на примере темы «Перелетные птицы»

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

- расширять и активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов по теме;

- образовывать существительные множественного числа родительного падежа;

- упражнять в образовании сложных прилагательных;

- формировать умения построения предложений;

- закреплять умения составлять описательные рассказы по плану.


  1. Коррекционно-развивающие:

- развивать пространственные представления (правый верхний угол, правый нижний угол,

левый верхний угол, левый нижний угол);

- развивать речевое дыхание, ритмико-интонационную выразительность речи;

- развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, мышление, память;

- развивать навык контроля за ответами детей и самоконтроль;

- развивать общую и мелкую моторику.


  1. Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.


Оборудование и демонстрационный материал: магнитофон, аудиозаписи «Голоса птиц», «Птички и ворона», картинка с изображением ветки клена, предметные картинки с изображением птиц: утка, грач, журавль, скворец, ласточка, соловей, лебедь, гусь, цапля, сова, ворона, слайд «Осенний лес», слайд «Полет птички», сюжетные картинки с временами года, план-схема для составления описательного рассказа, шапочки с изображением перелетных птиц: кукушка, ласточка, аист.


Раздаточный материал: геометрические фигуры, маленькие фланелеграфы по количеству детей, картинки с изображением птиц: кукушка – кукушки, грач – грачи, скворец – скворцы, аист – аисты, соловей – соловьи, карандаши, карточки с изображением птиц, картинки с изображением контурных птиц, фишки, перышки.

Словарь:

Существительные: осень, лес, клюв, шея, крылья, хвост, голова, глаза, лапы, туловище, грач, жаворонок, скворец, гусь, утка, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, стриж, аист, цапля, журавль, оперенье.

Прилагательные: перелетные, зимующие, осенний, багряный, золотистый, разноцветный, пестрый, яркий, короткохвостая, остроклювый, чернокрылый, тонкошеий, длинноногая, пестрогрудая, однотонная, заостренные.

Глаголы: лететь, улетать, прилетать, облетели, слушают, оставаться, наступают, опадают, зеленеют, распевают, возвращаются, льет, раскрасила, запевали.

Предварительная работа:

- наблюдение за приметами осени, отлетом птиц;

- рассматривание картин с изображением птиц, иллюстраций в книгах;

- чтение художественных текстов И. Соколов-Микитов «Улетают журавли», Д.Н. Мамин - Сибиряк «Серая шейка»;

- дидактические игры: «Узнай по описанию», «Кто как кричит?», «Улетают – не улетают?».

Этапы работы

Деятельность учителя-логопеда

Предполагаемые ответы детей

I. Организационный момент.

Ребята отгадайте загадку.


Все деревья облетели,

Зеленеют только ели,

Днем и ночью дождик льет,

Грязь и лужи у ворот.


- О каком времени года говорится в загадке?


- Как вы догадались?








Об осени.


С деревьев опадают листья, часто льют дожди.

II. Введение в тему.

Ребята, я приглашаю вас в осенний лес, в Царство птиц. Чтобы попасть туда, нужно произнести следующие «волшебные» слова:


Произнесите знакомые слова «волшебно», с интонацией, выразительно.


Раз, два, три, - ветка клена, помоги

Оказаться нам в лесу,

Где раскрасила листву

В цвет багряный, золотой

Осень желтою охрой.










Произносят «волшебные» слова.

III. Изучение темы.












1. Дыхательная гимнастика.
















2. Пальчиковая гимнастика.





















3. Беседа.




































































4. Дидактическая игра: «Выложи птичку»





5. Дидактическая игра: «Один – много»
















6.Физкультминутка.
















7. Дидактическая игра: «Образуй слово»
























8. Дидактическая игра: «Определи количество слогов»




IV. Закрепление изученного материала.









1. Дидактическая игра: «Узнай птицу по описанию».

















2. Дидактическая игра: «Доскажи словечко».

«Осенний лес». (Слайд 1)


Ребята, где мы с вами оказались?


В каком лесу?


Какой осенний лес?




Какой воздух в лесу?


Давайте вдохнем глубоко осенний свежий воздух. (вдох через нос, длительный выдох через рот).


(Звучит музыка «Голоса птиц»).

А что мы слышим?


Появляются птицы. (Нарисованные на картоне, вытягиваются по леске. Появляется ощущение, что они прилетели).


Посмотрите, сколько птиц нас встречают. (Рассматривание картинок).


Давайте их посчитаем.


Пальчиковая гимнастика:


Пой-ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка:

Эта птичка - соловей

Эта птичка - воробей

Эта птичка - скворушка, серенькое перышко

Эта птичка - совушка, сонная головушка

Эта птичка - свиристель

Эта птичка - коростель

Это аист

Это стриж

Это развеселый чиж

Ну а это - злой орлан (загибают пальчики)

Птички, птички по домам. (машут руками, как крыльями).


Ребята, давайте рассмотрим птиц.


Чем птицы похожи?



Чем они отличаются?



Каждая из них имеет свое имя.

Какие птицы вам знакомы? Назовите их.








Собрались птицы в лесу и запели свою последнюю песню.

Почему последнюю?


Кто из птиц улетает?






Кто из птиц остается?


Как называются птицы, которые улетают в теплые края?


Как называются птицы, которые остаются на зиму?


Каких перелетных птиц вы еще знаете?

Выберите время года, в которое птицы улетают в теплые края.




Когда они улетают в теплые края?



Почему птицы не могут оставаться зимовать у нас?










С помощью чего птицам удается долететь в теплые края?

Вспомните строение птиц.

Какие еще части тела есть у птиц?




Ребята, каждый из вас получит геометрические фигуры и составит из них птичку.



Из каких геометрических фигур состоит птичка?


(Дети получают фишки – зернышки для птиц)

Ребята, выберите себе каждый по одной картинке.

У кого одинаковые птички, встаньте парами.







(Как сказать, когда птиц много?)






(Если ребенок затрудняется, ему помогают товарищи)



«Птицы перелетные»


Птицы перелетные

Тянуться на юг

Взмахивая крыльями,

Лето вдаль несут.

Крылья их мелькают

Все быстрей, быстрей.

Хочется обратно им

Вернуться поскорей.

На пути присядут Приседают.

Птицы отдохнуть,

А потом, расправив

Крылья, снова в путь.


Ребята, давайте еще раз рассмотрим наших птиц.

Постарайтесь правильно ответить на мои вопросы.


Я называю вам два слова, а вы скажите, какая это птица.


Вопросы:

Если у гуся короткий хвост, значит он какой?

Если у скворца острый клюв, значит он какой?

Если у журавля длинные ноги, значит он какой?

Если у грача черные крылья, значит он какой?

Если у лебедя широкие крылья, значит он какой?

Если у кукушки длинный хвост, значит она какая?

(Если ребенок затрудняется или делает ошибку, ему помогают товарищи).



Дети получают карточки с изображением птиц.

Определите количество слогов в слове.




Сейчас мы с вами поиграем в волшебную игру, которая поможет определить кто из вас самый внимательный.

(вызываются два ребенка, одному на голову надевают незаметно шапочку, а другой описывает внешние признаки птицы, так, чтобы первый угадал, какая птица у него на голове).



Ласточка, кукушка, аист.

(Перед детьми опорная схема для описания)

































Ребята, к нам прилетела «говорящая» птичка, давайте с ней поиграем.





А сейчас нам пора возвращаться.

Дети рассматривают осенний лес.

В лесу.


В осеннем лесу.


Багряный, золотистый, разноцветный, пестрый, яркий.


Свежий, чистый, осенний.


Работа по развитию дыхания.





Дети слушают пение птиц.

Пение птиц.



Дети рассматривают птиц.







Дети выполняют пальчиковую гимнастику.
















Дети рассматривают птиц.

У птиц есть крылья, хвост, туловище, клюв.


У них разное оперенье, разные хвосты, крылья.


Дети называют птиц.

Ласточка, журавль, скворец, соловей, гусь утка, грач, лебедь, цапля, ворона, сова.






Потому что они улетают в теплые края.

В теплые края улетает ласточка, журавль, скворец, соловей, гусь утка, грач, лебедь, цапля.




Ворона, сова.


Это перелетные птицы.



Это зимующие птицы.



Дети называют.


Дети выбирают картинку с временем года осень.



Перелетные птицы улетают в теплые края осенью.

Перелетные птицы улетают в теплые края, потому что наступают холода.


Перелетные птицы улетают в теплые края, потому что исчезают насекомые и им нечем питаться.



С помощью крыльев.


У птиц есть голова, клюв, туловище, крылья, шея, лапки, хвост.


Дети составляют из геометрических фигур птичку на маленьких фланелеграфах.


Из круга, овала, треугольников, прямоугольников.


Дети выбирают картинки с птичками.


(Работа в парах).

Один ребенок называет одну птиц, другой называет птиц во множественном числе.

У меня кукушка – у меня много кукушек

У меня грач – у меня много грачей

У меня скворец – у меня много скворцов

У меня аист – у меня много аистов

У меня соловей – у меня много соловьев




Дети выполняют физкультминутку.















(Дети рассматривают птиц на картинке)








Короткохвостый гусь.


Остроклювый скворец.


Длинноногий журавль.


Чернокрылый грач.


Ширококрылый лебедь.


Длиннохвостая кукушка.






Дети выполняют задание.





Ласточка – Маленькая птичка, черная спинка, белогрудая, короткошеяя, клюв короткий, крылья длинные и заостренные, хвостик длинный и острый. Питается насекомыми. Быстро летает.

Кукушкамаленькая птичка, серое оперенье, короткошеяя, длиннохвостая, острый клюв. Питается насекомыми. Свои яйца подбрасывает в чужие гнезда.

Аист – большая, белая птица с черными концами крыльев, длинный тонкий и красный клюв, длинноногая, длинношеяя. Питается насекомыми, лягушками, рыбой.




Дети стоят в кругу и по очереди передают друг другу птичку, называя перелетных птиц.


V. Итог занятия

Вопросы к детям:

- Где мы побывали сегодня?


- О ком мы сегодня говорили?


- Чему научились на занятии?






Оценка деятельности детей:

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии, внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями.

Молодцы!

Посчитайте свои фишки. Кто был самый активный?

(Дети самостоятельно оценивают себя и своих товарищей).


Птичка приготовили для вас сюрприз, свои перышки.

Чтобы вы сохранили перышки до их возвращения.


А когда птицы возвращаются?



В лесу.


О перелетных птицах.



Выкладывать птичек из геометрических фигур, обводить птичек по точкам, описывать птиц.


















Птицы прилетают весной.


Дети получают перышки.








3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Павлив Елена Рудольфовна

Дата: 14.03.2015

Номер свидетельства: 186214


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства