Воспитание и социализация обучающихся в клубах по месту жительства
Воспитание и социализация обучающихся в клубах по месту жительства
Суязова Светлана Николаевна
МБУ ДО «ЦДО «Перспектива», г. Старый Оскол
Воспитание и социализация обучающихся в клубах по месту жительства
В настоящее время дополнительное образование по праву рассматривается в качестве важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Учреждения дополнительного образования выполняют одну из определяющих функций развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и подростков.
Взросление из «ребенка в подростка» неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики.
Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое). Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.
В системе дополнительного образования неисчерпаемые возможности создания «ситуации успеха» для каждого обучающегося, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Только в сфере дополнительного образования, а особенно в подростковых клубах по месту жительства, на основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций, сокращается пространство девиантного поведения, решается проблема занятости детей. В современных условиях клубы по месту жительства сориентированы на предоставление широкого комплекса услуг, учитывают особенности молодежной субкультуры; разрабатывают и апробируют инновационные программы, привлекают к своей деятельности общественные организации.
Педагоги-организаторы подростковых клубов по месту жительства создают равные «стартовые» возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития. Так воспитательная работа в клубе по месту жительства «Ровесник» организуется педагогом-организатором в соответствии с нормативно-правовой базой дополнительного образования детей, программой деятельности МБУ ДО «ЦДО «Перспектива» и направлена на создание условий для организации свободного времени детей и подростков, их творческой самореализации. Результатом данной деятельности является полезная занятость детей и подростков, приобретение необходимого минимума информации, позволяющего сформировать отношение к различным видам деятельности, возможность применения полученных навыков в реальной жизни, самореализация ребенка, коллективное взаимодействие детей и взрослых, появление чувства принадлежности к группе.
За прошедший учебный год обучающиеся клуба приняли участие в конкурсах различного уровня:
? всероссийский фестиваль юных дарований «Алмазные грани»;
? областной конкурс «Пасхальный благовест»;
? всероссийский конкурс литературно-художественного творчества «Юные художники»;
? всероссийский фестиваль «Наша Родина – Россия» и др.
Яркими событиями жизни «Ровесника» стали мероприятия: экологическая акция «Чистый город», «Первоцветы», благотворительные акции «Добрые дела», «Милосердие», городская акция «Белая ромашка», ежегодная межведомственная профилактическая операция «Подросток», помогающие создать и закрепить у обучающихся положительный социальный опыт.
Спортивно-игровые программы «Веселая спартакиада», «Рука друга», «Сразимся, джентльмены!», «Рыцарский турнир», интеллектуальные, познавательные программы «Эрудит – шоу», «Старый Оскол - город воинской славы», «Я – гражданин», «Вечер этикета», час общения «Деловой человек в нашем обществе», праздничные конкурсные программы «Милая моя», «В гостях у Снежной Королевы», «Памяти тех дней далеких» и многие другие, позволяют педагогу-организатору клуба по месту жительства решить следующие задачи:
? создание необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, консультационно-профилактической работы и творческой деятельности обучающихся;
? создание необходимых условий для социальной адаптации детей и подростков;
? предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних;
? профилактика наркомании и разных форм зависимостей;
? оказание социально-педагогической помощи.
Деятельность клубов по месту жительства ориентирована на формирование здорового жизненного стиля, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг, оказание социальной помощи в интересах личности, общества, государства. В клубах эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ культуры, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и подростков к изменяющимся условиям жизни.
Список литературы
1. Абросимова З.Б, Адамчук Д.В, Баранова Е.В, Собкин В.С. Подросток: отклоняющееся поведение и возрастной кризис. – № 03, 2004, с. 20–25.
2. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга: Учебник / А.Ф. Воловик. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 235 с.
1. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия. – М.: НГИК, 1994. – 32 с.
2. Методические рекомендации по ведению досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства [Электронный ресурс]. –http://www.dsmp.mos.ru/documents/docs.
3. Полукаров, В.В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды / Моделирование воспитательных систем: теория – практике. – М., 2000. – 327 с.
4. Титов, Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб, 1997 г. – 264 с.
5. Чижиков, В.М. Методологическое обеспечение культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие / Московский государственный институт культуры. – М.: МГИК, 1991. – 142 с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание и социализация обучающихся в клубах по месту жительства »
Суязова Светлана Николаевна
МБУ ДО «ЦДО «Перспектива», г. Старый Оскол
Воспитание и социализация обучающихся в клубах по месту жительства
В настоящее время дополнительное образование по праву рассматривается в качестве важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Учреждения дополнительного образования выполняют одну из определяющих функций развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и подростков.
Взросление из «ребенка в подростка» неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики.
Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое). Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.
В системе дополнительного образования неисчерпаемые возможности создания «ситуации успеха» для каждого обучающегося, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Только в сфере дополнительного образования, а особенно в подростковых клубах по месту жительства, на основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций, сокращается пространство девиантного поведения, решается проблема занятости детей. В современных условиях клубы по месту жительства сориентированы на предоставление широкого комплекса услуг, учитывают особенности молодежной субкультуры; разрабатывают и апробируют инновационные программы, привлекают к своей деятельности общественные организации.
Педагоги-организаторы подростковых клубов по месту жительства создают равные «стартовые» возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития. Так воспитательная работа в клубе по месту жительства «Ровесник» организуется педагогом-организатором в соответствии с нормативно-правовой базой дополнительного образования детей, программой деятельности МБУ ДО «ЦДО «Перспектива» и направлена на создание условий для организации свободного времени детей и подростков, их творческой самореализации. Результатом данной деятельности является полезная занятость детей и подростков, приобретение необходимого минимума информации, позволяющего сформировать отношение к различным видам деятельности, возможность применения полученных навыков в реальной жизни, самореализация ребенка, коллективное взаимодействие детей и взрослых, появление чувства принадлежности к группе.
За прошедший учебный год обучающиеся клуба приняли участие в конкурсах различного уровня:
всероссийский фестиваль юных дарований «Алмазные грани»;
областной конкурс «Пасхальный благовест»;
всероссийский конкурс литературно-художественного творчества «Юные художники»;
всероссийский фестиваль «Наша Родина – Россия» и др.
Яркими событиями жизни «Ровесника» стали мероприятия: экологическая акция «Чистый город», «Первоцветы», благотворительные акции «Добрые дела», «Милосердие», городская акция «Белая ромашка», ежегодная межведомственная профилактическая операция «Подросток», помогающие создать и закрепить у обучающихся положительный социальный опыт.
Спортивно-игровые программы «Веселая спартакиада», «Рука друга», «Сразимся, джентльмены!», «Рыцарский турнир», интеллектуальные, познавательные программы «Эрудит – шоу», «Старый Оскол - город воинской славы», «Я – гражданин», «Вечер этикета», час общения «Деловой человек в нашем обществе», праздничные конкурсные программы «Милая моя», «В гостях у Снежной Королевы», «Памяти тех дней далеких» и многие другие, позволяют педагогу-организатору клуба по месту жительства решить следующие задачи:
создание необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, консультационно-профилактической работы и творческой деятельности обучающихся;
создание необходимых условий для социальной адаптации детей и подростков;
предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних;
профилактика наркомании и разных форм зависимостей;
оказание социально-педагогической помощи.
Деятельность клубов по месту жительства ориентирована на формирование здорового жизненного стиля, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг, оказание социальной помощи в интересах личности, общества, государства. В клубах эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ культуры, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и подростков к изменяющимся условиям жизни.
Список литературы
Абросимова З.Б, Адамчук Д.В, Баранова Е.В, Собкин В.С. Подросток: отклоняющееся поведение и возрастной кризис. – № 03, 2004, с. 20–25.
Воловик, А.Ф. Педагогика досуга: Учебник / А.Ф. Воловик. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 235 с.
Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия. – М.: НГИК, 1994. – 32 с.
Методические рекомендации по ведению досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства [Электронный ресурс]. –http://www.dsmp.mos.ru/documents/docs.
Полукаров, В.В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды / Моделирование воспитательных систем: теория – практике. – М., 2000. – 327 с.
Титов, Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб, 1997 г. – 264 с.
Чижиков, В.М. Методологическое обеспечение культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие / Московский государственный институт культуры. – М.: МГИК, 1991. – 142 с.
Список используемых источников желателен, оформляется в конце статьи. Ссылки по тексту на соответствующие источники оформляются в квадратных скобках, например [1, с. 91]. Использование автоматических постраничных ссылок не желательно.