kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Да, жизнь идет...

Теперь и я столкнулась с горечью утраты.
Как рифму хочется поймать,
Но не могу - все мысли смяты...

 

В последнее десятилетие в детской и молодежной среде возросли такие кризисные показатели, как жестокость, агрессивность, цинизм, ухудшение здоровья, наркотизация, алкоголизм, сексуальная гиперактивность.                                                                                                                                           Не всегда представляет опасность сам кризис, а скорее то, что мы упустили шанс. Затяжной, хронический кризис несёт в себе угрозу социальной дезадаптации, нервно – психического или психосоматического страдания. Хронизация кризиса присуща людям с выраженной акцентуацией характера, незрелым мировоззрением. Именно такие подростки нуждаются в помощи в период переживания кризиса, который рассматривается не только как трудный и ответственный период жизни, но и как тупик, делающий дальнейшую жизнь бессмысленной. Вместе с тем, привыкнув руководствоваться  в своей деятельности решениями  учителей, родителей многие учащиеся  перестают полагаться на себя, а столкнувшись с кризисной ситуацией, не  способны ее самостоятельно оценить, актуализировать себя в ней и попытаться  найти выход. Один из путей разрешения данной проблемы нам видится в  активном использовании  социально-педагогическими службами  школ технологий социально-педагогической поддержки  детей  и подростков в кризисных ситуациях. Социально-педагогическая поддержка  рассматривается как оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем  связанных с физическим и психическим положением, успешным продвижением в обучении, принятии школьных правил, с эффективной межличностной коммуникацией, жизненным, профессиональным  или этическим выбором.                    

Вмешательство в кризисную ситуацию – общепризнанный и общепринятый метод в практике социального педагога с индивидами, семьями. Надежная форма первичного вмешательства  при работе с детьми и подростками, находящимися в ситуации стресса.  

Причины возникновения кризисных ситуаций у подростков:

- психологические (одиночество, смерть родителей, высмеивание, оскорбление, пренебрежение);

- социальные (развод родителей, создание родителями новой семьи, резкое изменение статуса жизни, неспособность родителей обеспечить потребности ребенка, отсутствие у родителей привязанности к ребенку);

- педагогические (взаимное непонимание между учителем и учеником, выставление учителем необъективных оценок, непонимание учеником темы урока, недостаточная работа учителя по формированию системы взаимоотношений в классном коллективе, несформированность у учащихся навыков общения).

Определены основные виды кризисов, которые может испытывать ребенок:                                                                                                                       - кризисы развития (возрастные кризисы);                                                                        - кризисы утраты и разлуки;                                                                                                 - кризисы отношений и состояния души;                                                                             

Возрастной кризис – это переходный период между возрастными этапами, который неизбежно переживается ребёнком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определенных стадий развития. Особенность протекания возрастного кризиса зависит от врождённых свойств нервной системы (темперамента), характера, индивидуальных, биологических и социальных отношений. Во время кризиса личность ребёнка, как открытая система, становится неустойчивой, даже на слабые раздражители отвечает неоправданно интенсивными откликами. Чтобы не допустить подобные кризисные ситуации, проводим профилактические занятия, с учащимися 7-9 классы  на которых рассматриваются и проигрываются кризисные ситуации и предлагаются пути их решения. Проводя упражнение «Золотая рыбка» ребятам предлагается ответить на вопрос: «О чем бы вы попросили золотую рыбку, чтобы ваша жизнь (судьба) стала интереснее?». Также учащимся предлагается написать мини-сочинение на тему «Смысл моей жизни» или «Для чего я живу?». Все сочинения зачитываются учащимися по очереди, важно комментировать каждое сочинение, демонстрируя преимущества позитивного отношения к жизни, к данной ситуации. Учащимся предлагается закончить предложение: «Жизнь прекрасна, потому что...». При этом необходимо создать им атмосферу оптимизма, развить в детях умение видеть позитивное. 

Рассматриваются вопросы:                                                                                                                    Кто из твоих близких может тебе помочь в трудной ситуации? В чем должна заключаться эта помощь? Кому ты можешь помочь? В какой проблеме или ситуации? Чем ты можешь помочь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации?
Обсудив с детьми их ответы, важно подчеркнуть то, что необходимо человеку, и что окружающие их люди могут оказать помощь в трудной ситуации.      

Следующий вид кризиса: 

Утрата –это переживание, связанное со смертью близкого человека.

На примере рассмотрим кризис утраты. За помощью обратилась учительница 1 «а» класса по поводу своего ученика Алишера в связи с его кризисным состоянием: у Алишера горе – смерть матери. Мальчик пережил шок, который выразился взрывом слез, затем уходом в себя, резко снизилась успеваемость, он стал проявлять неоправданную агрессию к одноклассникам, отторгает всякую любовь и внимание окружающих его людей. Положение осложнилось еще и тем, что у мальчика не было тесного эмоционального контакта с отцом, поэтому они не смогли выразить друг другу свои переживания. Бабушки, брат и другие родственники больше вздыхали и жалели ребенка, не находя нужных слов поддержки. Алишеру необходима была помощь и поддержка. Работа социального педагога в первую очередь должна быть направлена в данном случае на отца и старшего брата Алишера, учителей и других людей, с которыми  он непосредственно общается, для создания благоприятных адаптационных условий выхода мальчика из этого кризиса.                                                                                                                             Никому из них не надо пытаться делать вид, что ничего не случилось и жизнь идет свои чередом, не следует также изолировать ребенка от решения семейных проблем и жизни класса. Лучше, чтобы он чувствовал себя и в горе частью целого. Но не нужно   и взваливать на него в этот период взрослые обязанности, говоря «Ты уже большой, мужчина». Всем взрослым при встрече с ребенком важно учесть и такие возможные чувства у ребенка, как отрицание смерти близкого человека, поиски его, отчаяние, гнев, что его покинули.                                                                                                                      В данном случае, когда потерян эмоционально близкий ребенку человек, необходима очень осторожная и деликатная работа с отцом, чтобы он взял на себя не только бытовые функции матери, но и эмоциональную заботу о сыне.  Главное здесь ненавязчиво убедить отца в жизненной необходимости доверительных, открытых отношений с сыном, чтобы каждый из них не боялся, а стремился говорить о своих чувствах друг другу. 

Папа Алишера прислушался к нашим советам. Все  мужчины в семье стали очень дружны. Разговоры о маме больше не стали запретом в их семье, наоборот выполняя любую работу, они задавали вопрос, как бы на это отреагировала мама. Все многочисленные родственники окружили Алишера вниманием. На каникулы забирают его в гости в Астану и Кокшетау. Среди одноклассников мальчик больше не испытывает дискомфорта. Классный руководитель отмечает положительные изменения в учебе мальчика.

  Рекомендации учителю:                                                                                      1.Создавать щадящие условия обучения;                                                         2.Выразить неравнодушное отношение к горю ребенка;                            3.Регулировать его отношения с учениками в классе (гуманность, доброта, терпимость), создать у ребенка ощущение комфорта и безопасности.     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ »

СКО, Айыртауский район, с. Саумалколь,

КГУ «Саумалкольская средняя школа № 1»













СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ





Имамбекова Гульмира Еншибаевна – социальный педагог



























с. Саумалколь 2014 г.

СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

Г.Е. Имамбекова социальный педагог

Да, жизнь идет...

Теперь и я столкнулась с горечью утраты.
Как рифму хочется поймать,
Но не могу - все мысли смяты...

В последнее десятилетие в детской и молодежной среде возросли такие кризисные показатели, как жестокость, агрессивность, цинизм, ухудшение здоровья, наркотизация, алкоголизм, сексуальная гиперактивность. Не всегда представляет опасность сам кризис, а скорее то, что мы упустили шанс. Затяжной, хронический кризис несёт в себе угрозу социальной дезадаптации, нервно – психического или психосоматического страдания. Хронизация кризиса присуща людям с выраженной акцентуацией характера, незрелым мировоззрением. Именно такие подростки нуждаются в помощи в период переживания кризиса, который рассматривается не только как трудный и ответственный период жизни, но и как тупик, делающий дальнейшую жизнь бессмысленной. Вместе с тем, привыкнув руководствоваться  в своей деятельности решениями  учителей, родителей многие учащиеся  перестают полагаться на себя, а столкнувшись с кризисной ситуацией, не  способны ее самостоятельно оценить, актуализировать себя в ней и попытаться  найти выход. Один из путей разрешения данной проблемы нам видится в  активном использовании  социально-педагогическими службами  школ технологий социально-педагогической поддержки  детей  и подростков в кризисных ситуациях. Социально-педагогическая поддержка  рассматривается как оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем  связанных с физическим и психическим положением, успешным продвижением в обучении, принятии школьных правил, с эффективной межличностной коммуникацией, жизненным, профессиональным  или этическим выбором.

Вмешательство в кризисную ситуацию – общепризнанный и общепринятый метод в практике социального педагога с индивидами, семьями. Надежная форма первичного вмешательства при работе с детьми и подростками, находящимися в ситуации стресса.

Причины возникновения кризисных ситуаций у подростков:

- психологические (одиночество, смерть родителей, высмеивание, оскорбление, пренебрежение);

- социальные (развод родителей, создание родителями новой семьи, резкое изменение статуса жизни, неспособность родителей обеспечить потребности ребенка, отсутствие у родителей привязанности к ребенку);

- педагогические (взаимное непонимание между учителем и учеником, выставление учителем необъективных оценок, непонимание учеником темы урока, недостаточная работа учителя по формированию системы взаимоотношений в классном коллективе, несформированность у учащихся навыков общения).

Определены основные виды кризисов, которые может испытывать ребенок: - кризисы развития (возрастные кризисы); - кризисы утраты и разлуки; - кризисы отношений и состояния души;

Возрастной кризис – это переходный период между возрастными этапами, который неизбежно переживается ребёнком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определенных стадий развития. Особенность протекания возрастного кризиса зависит от врождённых свойств нервной системы (темперамента), характера, индивидуальных, биологических и социальных отношений. Во время кризиса личность ребёнка, как открытая система, становится неустойчивой, даже на слабые раздражители отвечает неоправданно интенсивными откликами. Чтобы не допустить подобные кризисные ситуации, проводим профилактические занятия, с учащимися 7-9 классы на которых рассматриваются и проигрываются кризисные ситуации и предлагаются пути их решения. Проводя упражнение «Золотая рыбка» ребятам предлагается ответить на вопрос: «О чем бы вы попросили золотую рыбку, чтобы ваша жизнь (судьба) стала интереснее?». Также учащимся предлагается написать мини-сочинение на тему «Смысл моей жизни» или «Для чего я живу?». Все сочинения зачитываются учащимися по очереди, важно комментировать каждое сочинение, демонстрируя преимущества позитивного отношения к жизни, к данной ситуации. Учащимся предлагается закончить предложение: «Жизнь прекрасна, потому что...». При этом необходимо создать им атмосферу оптимизма, развить в детях умение видеть позитивное.

Рассматриваются вопросы: Кто из твоих близких может тебе помочь в трудной ситуации? В чем должна заключаться эта помощь? Кому ты можешь помочь? В какой проблеме или ситуации? Чем ты можешь помочь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации?
Обсудив с детьми их ответы, важно подчеркнуть то, что необходимо человеку, и что окружающие их люди могут оказать помощь в трудной ситуации.

Следующий вид кризиса:

Утрата –это переживание, связанное со смертью близкого человека.

На примере рассмотрим кризис утраты. За помощью обратилась учительница 1 «а» класса по поводу своего ученика Алишера в связи с его кризисным состоянием: у Алишера горе – смерть матери. Мальчик пережил шок, который выразился взрывом слез, затем уходом в себя, резко снизилась успеваемость, он стал проявлять неоправданную агрессию к одноклассникам, отторгает всякую любовь и внимание окружающих его людей. Положение осложнилось еще и тем, что у мальчика не было тесного эмоционального контакта с отцом, поэтому они не смогли выразить друг другу свои переживания. Бабушки, брат и другие родственники больше вздыхали и жалели ребенка, не находя нужных слов поддержки. Алишеру необходима была помощь и поддержка. Работа социального педагога в первую очередь должна быть направлена в данном случае на отца и старшего брата Алишера, учителей и других людей, с которыми он непосредственно общается, для создания благоприятных адаптационных условий выхода мальчика из этого кризиса. Никому из них не надо пытаться делать вид, что ничего не случилось и жизнь идет свои чередом, не следует также изолировать ребенка от решения семейных проблем и жизни класса. Лучше, чтобы он чувствовал себя и в горе частью целого. Но не нужно и взваливать на него в этот период взрослые обязанности, говоря «Ты уже большой, мужчина». Всем взрослым при встрече с ребенком важно учесть и такие возможные чувства у ребенка, как отрицание смерти близкого человека, поиски его, отчаяние, гнев, что его покинули. В данном случае, когда потерян эмоционально близкий ребенку человек, необходима очень осторожная и деликатная работа с отцом, чтобы он взял на себя не только бытовые функции матери, но и эмоциональную заботу о сыне. Главное здесь ненавязчиво убедить отца в жизненной необходимости доверительных, открытых отношений с сыном, чтобы каждый из них не боялся, а стремился говорить о своих чувствах друг другу.

Папа Алишера прислушался к нашим советам. Все мужчины в семье стали очень дружны. Разговоры о маме больше не стали запретом в их семье, наоборот выполняя любую работу, они задавали вопрос, как бы на это отреагировала мама. Все многочисленные родственники окружили Алишера вниманием. На каникулы забирают его в гости в Астану и Кокшетау. Среди одноклассников мальчик больше не испытывает дискомфорта. Классный руководитель отмечает положительные изменения в учебе мальчика.

Рекомендации учителю: 1.Создавать щадящие условия обучения; 2.Выразить неравнодушное отношение к горю ребенка; 3.Регулировать его отношения с учениками в классе (гуманность, доброта, терпимость), создать у ребенка ощущение комфорта и безопасности.

С кризисами разлуки дети сталкиваются в случаях развода родителей и создания родителями новых семей. В это время ребёнок нуждается в любви и поддержке, заботе, разумном и честном объяснении происходящего. В случае, если такой поддержки нет, ребёнок остаётся одиноким, испытывает чувство собственной вины за происходящий развод, надежду на возможное возвращение прежнего статуса семьи, может переживать депрессию в связи с невозможностью что-либо изменить своими силами.

Нам пришлось, столкнуться с такой ситуацией, родители находятся в разводе. Ребенок проживал с матерью в Саратовской области. Так случилось, что мать заболела и вынуждена была просить бывшего мужа взять воспитание сына на себя. Ребенок пришел в нашу школу в 5 класс. Новая семья отца мальчика не приняла, и он стал проживать у бабушки. Роман стал пропускать занятия, не готовился к урокам, не работал на уроке. При разговоре мальчик пояснил, что отец редко приходит, мало уделяет внимания. Что он не хочет жить у бабушки, ему скучно не интересно, хочет к матери. При этом он испытывает одиночество. Неоднократно приглашая на беседу отца и бабушку мы постарались убедить, чтобы не потерять ребенка и не травмировать его еще больше нужно прислушиваться к мнению ребенка, постараться ему создать ту обстановку в которой хотелось бы ему жить и учиться. После нашей беседы отец понял, что поведение Романа не случайно. И стал больше проводить времени с сыном, встречал его после школы, вместе проводили выходные дни. Отец пообещал, как только наступят каникулы, он отвезет его к матери. Роман изменился в лучшую сторону, стал доброжелательным, готовится к урокам, не пропускает занятия без уважительной причины.

Отец Романа, как и обещал, дождавшись каникул, отвез сына к маме. Прослеживая за жизнью мальчика, мы узнали, что он вернулся в прежний класс, к привычной для него жизни. С папой общается по телефону, и в планах Романа провести с ним летние каникулы.

Любая деятельность социального педагога строится с изучения и анализа ситуации и проблем, которые ее характеризуют. Без этого невозможно успешно организовать работу. Ведь самое главное в работе социального педагога не только помочь, а предпринять все усилия что бы не допустить появление кризисных ситуаций. Для этого необходимо провести комплекс диагностик по выявлению проблем у подростков:

- изучение жилищно-бытовых условий подростков;

- изучение психологической атмосферы семьи, в которой проживает подросток;

- выявление воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на подростка;

- взаимоотношение семьи и школы;

- составить паспорт семьи.

Ведущую роль по предупреждению кризисных ситуаций отводится профилактической работе:

- беседа, консультации, собрания;

- индивидуальная работа;

- обсуждения, дискуссия;

- просмотр видео фильмов;

- работа с родителями, дневник записей;

- экскурсии, внеклассная работа.

Коррекции и консультации:

- Индивидуальные и групповые беседы с родителями и подростками;

- тренинги;

- работа с привлечением специалистов (юристов, органы опеки).

При этом важно тесно сотрудничать с инспекцией по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, здравоохранением, образованием.

Часто бывает, что не только учителя, психологи, социальные педагоги, но и родители не подозревают о том, что ребенок, за которого они несут ответственность, находится в кризисной ситуации.

Как же понять таких детей, как помочь им? К сожалению, далеко не везде есть кризисные центры, куда дети, подростки и взрослые могут обратиться в критические моменты. Поэтому нам социально-психологической службе нужно предложить помощь, включающую работу с учащимися, родителями и педагогами. Занятия с подростками ориентированы на формирование жизненной цели и профилактику кризисных ситуаций, воспитание у учащихся стойкой жизненной позиции, развитие устойчивого стремление к позитивному восприятию. Помочь подростку заглянуть в себя, осознать себя Личностью.

Можно сделать вывод: не бойтесь трудностей. У каждого человека всегда есть выбор: делать что-то легкое или то, что труднее. Главное, чтобы принятое решение вело вверх, а не тянуло вниз, чтобы после решения вы испытывали радость и удовлетворение от одержанной победы над слабостью и другими негативными качествами. Для этого нужно только осознание необходимости самосовершенствования и вера, что вы можете изменить себя.

Жизнь – это красноватая искорка в мрачном океане вечности, это единственное мгновение, которое нам принадлежит.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

Автор: Имамбекова Гульмира Еншибаевна

Дата: 12.11.2014

Номер свидетельства: 129860

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Социально-педагогическая поддержка детей и подростков в кризисных ситуациях"
    ["seo_title"] => string(80) "sotsial_no_piedaghoghichieskaia_poddierzhka_dietiei_i_podrostkov_v_krizisnykh_si"
    ["file_id"] => string(6) "426552"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1503943250"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Статья "Развитие социальной компетентности подростков" "
    ["seo_title"] => string(57) "stat-ia-razvitiie-sotsial-noi-kompietientnosti-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "191479"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427307252"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "«Организация совместной работы социального педагога и органов системы профилактики » "
    ["seo_title"] => string(92) "orghanizatsiia-sovmiestnoi-raboty-sotsial-nogho-piedaghogha-i-orghanov-sistiemy-profilaktiki"
    ["file_id"] => string(6) "150691"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420543639"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) ""Особенности профилактики конфликтного поведения подростков «группы риска» ""
    ["seo_title"] => string(72) "osobennosti_profilaktiki_konfliktnogo_povedeniia_podrostkov_gruppy_riska"
    ["file_id"] => string(6) "573099"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1613296907"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Проблемы развития современного детства "
    ["seo_title"] => string(44) "probliemy-razvitiia-sovriemiennogho-dietstva"
    ["file_id"] => string(6) "243769"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445798731"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства