Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детско- юношеский центр «Фантазия»
c./п. «Эдельвейс»
Проект занятия
педагога дополнительного образования
Нуриевой Марины Александровны
«Матрёшечка»
Нижний Тагил
2016 г.
Матрёшечка.
Цель: развивать творческое воображение, фантазию и чувство вкуса
Задачи:
- формировать восприятие прекрасного, эмоциональную привязанность к матрёшке;
- познакомить детей с историей создания матрёшки, последовательностью её изготовления;
- приобщить детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами оригами;
- развить эстетическое восприятие и воображение, воспитывать уважение к труду народных умельцев
Предварительная работа: заучивание стихов, рассматривание узоров на одежде, игры с матрёшками
Оборудование: фломастеры, цветная бумага, клей ПВА, ножницы, пластилин, цветные поетки, шаблоны (косынка, голова, лямки для косынки)
Ход занятия.
Педагог:
-Ребята я вам сегодня очень интересную и необычную игрушку принесла. Но она спрятана в загадке, если вы загадку отгадаете, то с игрушкой поиграете. Вы готовы?
Загадка: Алый, шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко-
Наша русская…. ( матрёшка).
Красные щёчки,
Пёстрые платочки,
Хлопают в ладошки
Весёлые (матрёшки).
Дети:
Матрешки
Педагог:
Показывает стоящих на столе матрешек.
Правильно, это матрешки. Да какие красивые.
Вопрос:
Как вы думаете, почему эта кукла стала называться
матрешкой?
Дети:
Так девочек называли на Руси — Матрены
Педагог
Как вы думаете, какой человек их смастерил добрый
или злой? Почему вы так решили?
Дети:
Ее смастерил добрый человек, потому что она
улыбается, у нее веселые глаза
Педагог
На Руси много городов и деревень, где живут народные умельцы, изготавливающие матрешек
Вопрос:
А из чего их вырезают и почему матрешки цветные, яркие и все такие разные?
Дети:
Их вырезают из дерева, а расписывают красками
Педагог:
Правильно. Вот у Загорской матрешки (показывает матрешку) двумя точками изображают нос, а губы выполнены тремя точками (две вверху, одна внизу), две пряди волос прячутся под платком и завязываются узлом, платок и передник оформляются простым цветным узором.
А Семеновской матрешке (показывает матрешку) мастера делают наводку черной краской: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок. Семеновскую матрешку украшают цветочными бутонами, пышными розами, колокольчиками.
Полхов-майданские матрешки самые яркие, веселые, основные цвета — фиолетовый, алый, желтый, голубой; узор — цветы да ягоды Рассказ: (листаются слайды с картинками) Прошло сто лет с тех пор, как замечательные художники придумали исоздали первую матрёшку. Однажды в Московскую мастерскую, где делали игрушки, попала японская деревянная игрушка-японец, в которой помещалась мал мала меньше - вся его семья. Вот тогда-то и, знаменитый игрушечных дел мастер, Василий Звёздочкин выточил из дерева похожую на эту игрушку, но свою русскую матрёшку. Восемь фигурок вкладывались одна в другую. Художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрёшке была изображена девушка в сарафане, переднике и платочке с петухами. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя напоминала спеленатого младенца. Сейчас матрёшек изготавливают на фабриках разных городов, поэтому они все разные. Матрёшки разрисованы цветами, ягодами, другими узорами, а некоторые даже держат в руках букет. (Показ разных матрёшек). Прошло много лет, а матрёшка не надоела людям. И сейчас она любима у всех детей. Матрёшка украшает наши квартиры. Её охотно дарят друзьям на память.
.
Педагог:
А теперь возьмите матрешку в руки и положите руку на сердце.
Вы чувствуете, как сердцу вашему становится тепло?
Дети:
Да, почувствовали
Вопрос:
А как вы думаете, почему?
Дети:
Потому что доброта, любовь игрушек поселилась в нашем сердце
Педагог:
А кому вы хотите подарить свою любовь?
Дети:
Маме
Педагог:
Тогда давайте подойдем к столам, сядем и сделаем свои матрешки. А потом подарим тем, кто заботится о вас, и кого вы любите
Ход работы
Перед детьми лежат : фломастеры, цветная бумага, клей ПВА, ножницы, пластилин, цветные поетки, шаблоны (косынка, голова, лямки для косынки). Пластилин и поетки, ими будем украшать косынку матрёшки.
Детям предлагается:
- Из цветной бумаги делаем гармошку, складываем пополам и склеиваем- это сарафан матрёшки.
- Из двух белых прямоугольников тоже делаем гармошку. Сцепляем степлером и приклеиваем к туловищу справа и слева.
- Обводим и вырезаем голову, платок и завязки косынки.
- Приклеиваем голову на косынку. Рисуем волосы, глаза, рот, щёки.
- Приклеиваем маленькие колобочки на косынку, прижимаем пальчиком и на кружок из пластилина кладём поетку и прижимаем пальчиком.
После работы все матрёшки рассматриваются.
Педагог: Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.
Кукла-матрешка — это заботливая, добрая, надежная мама, которая объединяет, сближает и защищает маленьких и слабых. Такую игрушку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку.
И вот теперь ваши матрешки будут согревать сердца тех, кому вы их подарите.
-Матрёшкам стало весело, они захотели покружиться в хороводе.
Давайте поставим их на полянку и попляшем.
-Мы Матрёшки, мы – кругляшки,
Мы все лаковые, одинаковые.
-А сейчас возьмите любую матрёшку и поиграйте с ней.