kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности проведения родительских собраний в старших классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности проведения родительских собраний в старших классах

      Посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается. Следует искать причину, почему родителям не интересно быть на собраниях. Одной из основных причин  является неинтересная и однообразная форма их  проведения: классный руководитель, ознакомив с текущей успеваемостью (а оценки, в основном, есть в дневниках), беседует о ремонте и оборудовании учебного кабинета. Следовательно, надо пересмотреть отношение к родительским собраниям. И результат не замедлит сказаться: интерес к собраниям возрастёт не только у родителей, но и у детей и учителей. Следовательно, собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. Сегодня школа не может не считаться с мнениями родителей по поводу выбора профиля обучения и качества образовательной деятельности школы, по поводу формирования интересов и ценностных ориентаций обучающихся в сфере культуры и досуга. Заявить свое участие в решении этих и многих других проблем родители школьников могут, прежде всего, в рамках родительских собраний.

            В.А.Сухомлинский писал: «Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей».

        Приняты такие формы работы с родителями обучающихся старших классов: общешкольные и классные  родительские собрания; лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене; тематические консультации; педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания  подростка в семье и школе; обзор популярной литературы для родителей; обмен опытом воспитания детей в семье; вечер вопросов и ответов; День открытых дверей; День семьи в школе.

      Важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса является родительское собрание

      Классные собрания проводятся не реже 1 раза в четверть + мероприятия, организованные совместно с родителями.

Темы родительских собраний для родителей обучающихся 9 – 11 классов:

9

  • Психофизиологические особенности девятиклассников.
  • Как научиться детей распоряжаться деньгами.
  • Подготовка к выпускным экзаменам.
  • Многоступенчатость образования. Как помочь выбрать профессию.
  • Досуг старших подростков.
  • Человек, которому я верю.
  • Особенности организации учебного труда девятиклассника в период подготовки к экзаменам.
  • Формирование правосознания и ответственности старшеклассника за свои поступки. Самооценка своего поведения.
  • Режим учебного труда и отдыха в период подготовки и сдачи экзаменов.
  • Этика и эстетика отношений в семье, школьном коллективе. Воспитание критического отношения старшеклассников к современной моде, музыке, танцу, вольному поведению.
  • Жизненные цели подростка. Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам.
  • Как помочь подростку приобрести уверенность в себе. Склонности и интересы подростков в выборе профессии.
  • Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых.

 

10

  • Психофизиологические особенности десятиклассников.
  • Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания.
  • Воспитание сознательного отношения к семейной жизни.
  • Формирование здорового образа жизни.
  • Досуг старшеклассников.
  • Личное ли это дело – личное счастье?
  • Научная организация учебного труда старшеклассников.
  • Воспитание нравственного идеала, духовного мира  старшеклассников. Кем быть и каким быть?
  • Особенности здоровья и физического воспитания старшеклассника. Режим учебного, физического труда и личной гигиены.
  • Роль театра, кино и телевидения  в формировании подлинных эстетических идеалов у старшеклассника.
  • Об этом с тревогой говорят родители (наркомания, курение, СПИД)…что об этом нужно знать.
  • Характер моего ребёнка.
  • Принцип «7-У», т.е. Уважительность, Уравновешенность, Улыбчивость, Удивление, Уверенность, Убедительность, Успешность.
  • Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения.

11

  • Самореализация личности.
  • Интеллигентность и гуманность. Уважение и терпимость.
  • Дороги, которые выбирают наши дети (навыки поведения на рынке труда, построение профессиональной карьеры)
  • Правовое воспитание.
  • Подготовка к выпускным экзаменам, ЕГЭ.
  • Этика и психология семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина.
  • Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе, экстремальным ситуациям.
  • Роль самообразования и самовоспитания в формировании высокой эстетической и экологической культуры человека.
  • Закон и ответственность.
  • Профессии, которые выбирают наши дети. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении подростка.
  • Трудности личностного роста и их влияние на обучение.
  • Профессиональные намерения и возможности учащихся.

     Родительское собрание, являясь высшим органом самоуправления родителей в пределах определенного класса, принимает решения, касающиеся учебно-воспитательной работы класса и школы в целом, материального обеспечения классных и внеклассных мероприятий, осуществляет поддержку каждого члена родительского коллектива, координирует взаимоотношения родителей класса с администрацией школы.

    Совершенно очевидно, что для выстраивания партнерских отношений с родителями, следует отходить от привычных, довольно консервативных форм организации родительских собраний и наполнять их иным содержанием. На обсуждение необходимо выносить тот вопрос, который важен в данный момент этому классному коллективу, а не подросткам данного возраста вообще. Обсуждение целесообразно проводить в режиме диалога, где каждый присутствующий – субъект своей деятельности по поиску решения проблемы. Это становится возможным благодаря атмосфере доверия, уважения и благожелательности, при которых главными являются интересы растущего человека.

     Родительские собрания  обеспечивают родителям возможность реализовать стремление к педагогическому образованию и потребность в поддержке в конкретных воспитательных ситуациях. Некоторые из родителей старшеклассников, имея опыт воспитания, сами обладают высоким уровнем педагогической и иной компетентности и поэтому могут быть проводниками опыта, носителями значимой для участников информации, организаторами или координаторами совместной деятельности.

             Функции родительского собрания

1. Информационная функция предполагает просвещение и информирование родителей по организации учебно – воспитательного процесса в школе (концепция развития образовательного учреждения; проекты, в которых участвует школа, внедряемые инновации)  и организацию различных выставок для родителей ( заданий на олимпиадах, примерных заданий на выпускных или вступительных экзаменах в вуз.).

Эта функция обеспечивает информирование родителей о содержании новых учебных курсов и подходах к их освоению, о формах аттестации учащихся и критериях их оценивания, об объемах, способах выполнения и содержания домашних заданий. Указанная функция  реализуется в рамках монологической подачи информации или в форме ответов на значимые для участников вопросы.

2. Просветительская функция состоит в вооружении родителей актуальной для них информацией (ее значимость определяется на основе диагностики и изучения запросов родителей). Реализация данной функции предполагает использование таких форм как семинары, педагогические практикумы, конференции, круглые столы, дискуссии участников.

3. Обучающая функция состоит в отработке практических навыков родителей по оказанию помощи ребенку в освоении образовательных программ, эффективному общению с ребенком и защите его прав в различных ситуациях. Реализация данной функции предполагает: на первом этапе – просвещение по востребованной участниками проблеме, на втором этапе – тренинги, деловые игры, позволяющие моделировать поведение участников ситуациях семейного воспитания и другие формы погружения участников в проблему.

4. Профилактическая функция состоит в предупреждении ожидаемых и предсказуемых трудностей семейного воспитания, связанных с кризисами взросления детей, опасностью приобщения к вредным привычкам, профессиональным выбором, подготовкой к экзаменам, снижением учебной мотивации, здоровьем детей.

5. Координационная функция состоит в объединении и регулировании действий всех участников образовательного процесса и заинтересованных представителей социума по обеспечению оптимальных условий для развития познавательной активности, самообразовательных умений, коммуникативной культуры, толерантности и других признаков успешной социальной адаптации школьников.

                  Права родительского собрания

Родительское собрание имеет право:

1. Обратить внимание родителей на:

  • неукоснительное выполнение решений собрания;
  • выполнение п.4 ст. 17 Закона Российской Федерации «Об образовании» (родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования);
  • выполнение п. 4 ст.17 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей);
  • выполнение Устава Школы и родительского договора.

2 Приглашать на собрания специалистов:

  • юристов;
  • врачей;
  • психологов;
  • работников правоохранительных органов;
  • представителей администрации Школы;
  • представителей общественных организаций.

     Тщательная подготовка и проведение родительского собрания, на всех этапах которого родители – равноправные участники диалога и соавторы нового знания, создают благоприятные предпосылки для выстраивания партнерских отношений семьи и школы как основания для более успешного ее развития.

Л.И.Недригайлова,

классный руководитель 11 класса

МКОУ «Борщенская СОШ»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности проведения родительских собраний в старших классах »

Особенности проведения родительских собраний в старших классах


Посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается. Следует искать причину, почему родителям не интересно быть на собраниях. Одной из основных причин является неинтересная и однообразная форма их проведения: классный руководитель, ознакомив с текущей успеваемостью (а оценки, в основном, есть в дневниках), беседует о ремонте и оборудовании учебного кабинета. Следовательно, надо пересмотреть отношение к родительским собраниям. И результат не замедлит сказаться: интерес к собраниям возрастёт не только у родителей, но и у детей и учителей. Следовательно, собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. Сегодня школа не может не считаться с мнениями родителей по поводу выбора профиля обучения и качества образовательной деятельности школы, по поводу формирования интересов и ценностных ориентаций обучающихся в сфере культуры и досуга. Заявить свое участие в решении этих и многих других проблем родители школьников могут, прежде всего, в рамках родительских собраний.

В.А.Сухомлинский писал: «Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей».

Приняты такие формы работы с родителями обучающихся старших классов: общешкольные и классные родительские собрания; лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене; тематические консультации; педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания подростка в семье и школе; обзор популярной литературы для родителей; обмен опытом воспитания детей в семье; вечер вопросов и ответов; День открытых дверей; День семьи в школе.

Важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса является родительское собрание

Классные собрания проводятся не реже 1 раза в четверть + мероприятия, организованные совместно с родителями.


Темы родительских собраний для родителей обучающихся 9 – 11 классов:


9

  • Психофизиологические особенности девятиклассников.

  • Как научиться детей распоряжаться деньгами.

  • Подготовка к выпускным экзаменам.

  • Многоступенчатость образования. Как помочь выбрать профессию.

  • Досуг старших подростков.

  • Человек, которому я верю.

  • Особенности организации учебного труда девятиклассника в период подготовки к экзаменам.

  • Формирование правосознания и ответственности старшеклассника за свои поступки. Самооценка своего поведения.

  • Режим учебного труда и отдыха в период подготовки и сдачи экзаменов.

  • Этика и эстетика отношений в семье, школьном коллективе. Воспитание критического отношения старшеклассников к современной моде, музыке, танцу, вольному поведению.

  • Жизненные цели подростка. Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам.

  • Как помочь подростку приобрести уверенность в себе. Склонности и интересы подростков в выборе профессии.

  • Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых.


10

  • Психофизиологические особенности десятиклассников.

  • Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания.

  • Воспитание сознательного отношения к семейной жизни.

  • Формирование здорового образа жизни.

  • Досуг старшеклассников.

  • Личное ли это дело – личное счастье?

  • Научная организация учебного труда старшеклассников.

  • Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников. Кем быть и каким быть?

  • Особенности здоровья и физического воспитания старшеклассника. Режим учебного, физического труда и личной гигиены.

  • Роль театра, кино и телевидения в формировании подлинных эстетических идеалов у старшеклассника.

  • Об этом с тревогой говорят родители (наркомания, курение, СПИД)…что об этом нужно знать.

  • Характер моего ребёнка.

  • Принцип «7-У», т.е. Уважительность, Уравновешенность, Улыбчивость, Удивление, Уверенность, Убедительность, Успешность.

  • Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения.

11

  • Самореализация личности.

  • Интеллигентность и гуманность. Уважение и терпимость.

  • Дороги, которые выбирают наши дети (навыки поведения на рынке труда, построение профессиональной карьеры)

  • Правовое воспитание.

  • Подготовка к выпускным экзаменам, ЕГЭ.

  • Этика и психология семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина.

  • Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе, экстремальным ситуациям.

  • Роль самообразования и самовоспитания в формировании высокой эстетической и экологической культуры человека.

  • Закон и ответственность.

  • Профессии, которые выбирают наши дети. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении подростка.

  • Трудности личностного роста и их влияние на обучение.

  • Профессиональные намерения и возможности учащихся.



     Родительское собрание, являясь высшим органом самоуправления родителей в пределах определенного класса, принимает решения, касающиеся учебно-воспитательной работы класса и школы в целом, материального обеспечения классных и внеклассных мероприятий, осуществляет поддержку каждого члена родительского коллектива, координирует взаимоотношения родителей класса с администрацией школы.

Совершенно очевидно, что для выстраивания партнерских отношений с родителями, следует отходить от привычных, довольно консервативных форм организации родительских собраний и наполнять их иным содержанием. На обсуждение необходимо выносить тот вопрос, который важен в данный момент этому классному коллективу, а не подросткам данного возраста вообще. Обсуждение целесообразно проводить в режиме диалога, где каждый присутствующий – субъект своей деятельности по поиску решения проблемы. Это становится возможным благодаря атмосфере доверия, уважения и благожелательности, при которых главными являются интересы растущего человека.

Родительские собрания обеспечивают родителям возможность реализовать стремление к педагогическому образованию и потребность в поддержке в конкретных воспитательных ситуациях. Некоторые из родителей старшеклассников, имея опыт воспитания, сами обладают высоким уровнем педагогической и иной компетентности и поэтому могут быть проводниками опыта, носителями значимой для участников информации, организаторами или координаторами совместной деятельности.

Функции родительского собрания

1. Информационная функция предполагает просвещение и информирование родителей по организации учебно – воспитательного процесса в школе (концепция развития образовательного учреждения; проекты, в которых участвует школа, внедряемые инновации) и организацию различных выставок для родителей ( заданий на олимпиадах, примерных заданий на выпускных или вступительных экзаменах в вуз.).

Эта функция обеспечивает информирование родителей о содержании новых учебных курсов и подходах к их освоению, о формах аттестации учащихся и критериях их оценивания, об объемах, способах выполнения и содержания домашних заданий. Указанная функция реализуется в рамках монологической подачи информации или в форме ответов на значимые для участников вопросы.

2. Просветительская функция состоит в вооружении родителей актуальной для них информацией (ее значимость определяется на основе диагностики и изучения запросов родителей). Реализация данной функции предполагает использование таких форм как семинары, педагогические практикумы, конференции, круглые столы, дискуссии участников.

3. Обучающая функция состоит в отработке практических навыков родителей по оказанию помощи ребенку в освоении образовательных программ, эффективному общению с ребенком и защите его прав в различных ситуациях. Реализация данной функции предполагает: на первом этапе – просвещение по востребованной участниками проблеме, на втором этапе – тренинги, деловые игры, позволяющие моделировать поведение участников ситуациях семейного воспитания и другие формы погружения участников в проблему.

4. Профилактическая функция состоит в предупреждении ожидаемых и предсказуемых трудностей семейного воспитания, связанных с кризисами взросления детей, опасностью приобщения к вредным привычкам, профессиональным выбором, подготовкой к экзаменам, снижением учебной мотивации, здоровьем детей.

5. Координационная функция состоит в объединении и регулировании действий всех участников образовательного процесса и заинтересованных представителей социума по обеспечению оптимальных условий для развития познавательной активности, самообразовательных умений, коммуникативной культуры, толерантности и других признаков успешной социальной адаптации школьников.

Права родительского собрания

Родительское собрание имеет право:

1. Обратить внимание родителей на:

  • неукоснительное выполнение решений собрания;

  • выполнение п.4 ст. 17 Закона Российской Федерации «Об образовании» (родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования);

  • выполнение п. 4 ст.17 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей);

  • выполнение Устава Школы и родительского договора.

2 Приглашать на собрания специалистов:

  • юристов;

  • врачей;

  • психологов;

  • работников правоохранительных органов;

  • представителей администрации Школы;

  • представителей общественных организаций.

Тщательная подготовка и проведение родительского собрания, на всех этапах которого родители – равноправные участники диалога и соавторы нового знания, создают благоприятные предпосылки для выстраивания партнерских отношений семьи и школы как основания для более успешного ее развития.



Л.И.Недригайлова,

классный руководитель 11 класса

МКОУ «Борщенская СОШ»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности проведения родительских собраний в старших классах

Автор: Недригайлова Любовь Ивановна

Дата: 01.03.2015

Номер свидетельства: 180680

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Тематическое родительское собрание "Внешний вид школьника. Каким он должен быть?" "
    ["seo_title"] => string(88) "tiematichieskoie-roditiel-skoie-sobraniie-vnieshnii-vid-shkol-nika-kakim-on-dolzhien-byt"
    ["file_id"] => string(6) "111786"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1407931932"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект родительского собрания "Садимся за уроки" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-roditiel-skogho-sobraniia-sadimsia-za-uroki"
    ["file_id"] => string(6) "159333"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421870929"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Родительское собрание "О воспитанности" "
    ["seo_title"] => string(40) "roditiel-skoie-sobraniie-o-vospitannosti"
    ["file_id"] => string(6) "176483"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424428541"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "«Значение и роль дополнительного образования в системе развития ребёнка».(тематическое родительское собрание класса скрипки)"
    ["seo_title"] => string(122) "znachieniieiroldopolnitielnoghoobrazovaniiavsistiemierazvitiiariebionkatiematichieskoieroditielskoiesobraniieklassaskripki"
    ["file_id"] => string(6) "289782"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454859237"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "«Значение и роль дополнительного образования в системе развития ребёнка».(тематическое родительское собрание класса скрипки)"
    ["seo_title"] => string(123) "znachieniieiroldopolnitielnoghoobrazovaniiavsistiemierazvitiiariebionkatiematichieskoieroditielskoiesobraniieklassaskripki1"
    ["file_id"] => string(6) "289783"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454859244"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства