kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка для работы с лидерами детских общественных объединений

Нажмите, чтобы узнать подробности

развитие социальной активности старшеклассников и лидерских качеств, формирование знаний, умений по самоорганизации и организации других.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • способствовать формированию лидерских качеств, навыков руководства;
  • формировать у старшеклассников знаний, умений, навыков управленческой культуры и потребности быть лидером.
  • организовать занятия по овладению подростком специфическими знаниями, методиками и формами развития собственного и организаторского потенциала.
  • выявить первичный уровень знания подростком собственного лидерского потенциала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для работы с лидерами детских общественных объединений »

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



«Нет такого человека, который не смог бы

значительно развить свои способности к лидерству,

немного поразмыслив над этим и попрактиковавшись».

Лорд Слим


Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование страны – лидера.

Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня к понятию “активная гражданская позиция” его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление “лидерских” качеств личности.


Актуальность программы.

Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Ребячьи “вожаки” всегда играли большую роль в детском коллективе. В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских коллективах. Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности.

Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентноспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности.

Предлагаемые обучающие занятия создадут благоприятные условия для социализации подростка. Ориентированный на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка курс занятий сможет помочь ему более полно и объективно осознать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично – и общественно полезной деятельности.


ЦЕЛЬ: развитие социальной активности старшеклассников и лидерских качеств, формирование знаний, умений по самоорганизации и организации других.




ЗАДАЧИ:


Образовательные:

  • способствовать формированию лидерских качеств, навыков руководства;

  • формировать у старшеклассников знаний, умений, навыков управленческой культуры и потребности быть лидером.

  • организовать занятия по овладению подростком специфическими знаниями, методиками и формами развития собственного и организаторского потенциала.

  • выявить первичный уровень знания подростком собственного лидерского потенциала.


· Развивающие:

  • способствовать развитию: аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде;

  • развитие творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости;

  • развитие умения самокритичного отношения к себе

  • развивать у учащихся стремление к участию в общественной деятельности.


Воспитательные:

  • создать условия для: нравственного становления учащихся, мотивации к социально значимой деятельности, активизации ученического самоуправления, создания благоприятного психологического климата снижения уровня тревожности в детском коллективе.

  • организовать по окончании курса обучения смотр знаний, умений, навыков, полученных в рамках программы.

  • определить вместе с подростком пути дальнейшей реализации его лидерского потенциала в условиях гимназии.


Возраст участников: старший школьный возраст (13-17 лет). Программа рассчитана на один учебный год (144 часа).


Новизна программы: Логика подачи материала в программе «Ровесник» основана на принципе “от теории – к практике”. Это связано с тем, что теоретические знания, полученные на лекционных занятиях, необходимо обязательно применить в практической деятельности для закрепления навыков организаторской деятельности, именно это умение – применить теорию к практике, станет критерием успешности прохождения данного курса.

Особенность данной программы в том, что она индивидуальна. Она адресована каждому ребёнку лично или первичному коллективу персонально, призвана помочь побудить их к активным действиям, самосовершенствованию, программированию своего будущего.


Направленность программы: социально-педагогическая. Программа «Ровесник» направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности воспитанников к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально -успешной, инициативной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности – человек – общество, человек – человек), формирование педагогических навыков и лидерских способностей.

.

Педагогическая целесообразность.

Содержание программы «Ровесник» дает возможность развиваться личности ребенка в практической деятельности – воспитанники приобретают конкретные организаторские умения и навыки. Программа предполагает подготовку воспитанников к социально значимой роли: граждан России, лидеров школы и района, руководителей своей жизни. Обучение по данной программе представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, в ходе которых воспитанники будут анализировать и моделировать различные ситуации, высказывать и защищать свою и коллективную точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях. В ходе занятий дети самостоятельно или при помощи педагога могут выявить свои слабые и сильные стороны, склонности и возможности.


Принципы организации обучения:


      • принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса и включающим в себя любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в ребенка, сотрудничество, мастерство общения.


      • принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. Такое многоканальное восприятие дает возможность лучше узнать себя самого, что с одной стороны порождает массу вопросов, а с другой, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая тем самым путь к собственному развитию.


      • принцип открытого общения. Педагог сообщает учащимся о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Такая открытость способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха.


      • Принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки ребенка, и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления способностей.


      • принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и укрепление психологического здоровья ребенка.


      • принцип систематичности, т.е. наличие единых линий развития и воспитания.


Формы, методы и приемы обучения


Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом указанных принципов, поставленной цели, выделенных задач образовательной программы «Ровесник» и возраста воспитанников.

Деловые и ролевые игры (например, деловая игра «Издательство», деловая игра «Выборы», ролевая игра «Остров») учат обучающихся анализировать и оценивать человеческие взаимоотношения, в разрешении которых существенно не только правильное решение, но и поведение, интонация, мимика и т.д. Опыт проведения ролевых игр показывает, что они способствуют расширению поведенческого диапазона детей, способствуют развитию уверенности в себе, интеллектуальному развитию.

Между практическими блоками организуется беседа и дискуссия. Выбор вопросов и тем осуществляется в зависимости от содержания пройденного материала и перспективных тем. Беседа может проводиться в начале раздела, в виде введения в изучаемый вопрос (например, «Правила поведения во время экскурсий») или в качестве обобщающего этапа на заключительных занятиях по разделам программы («Достоинства и недостатки деятельности детской организации»). Наиболее продуктивными являются те занятия, которые сочетают в себе беседу/дискуссию (не более 10-15 минут) и практическую деятельность с демонстрацией практических приемов деятельности.

Защита творческих заданий проводится с целью развития коммуникативных умений и навыков (выступать, мыслить быстро и аргументировано). Применяться данная форма может нечасто, но обязательно, так как формирует навыки открытого общения и умения применять полученные знания на практике в новой ситуации.

Проектирование и моделирование реализуются с целью создания условий воспитанникам для выдвижения, развития и реализации творческой идеи. Как индивидуальной, так и групповой. В рамках данной программы обучающиеся разработали и реализовали долгосрочный творческий проект «Школьная газета».

Конкурс позволяет решить совокупность задач, ориентированных на определение степени усвоения достаточно большого содержания сразу нескольких тем или разделов. Данная форма проведения предполагает игровые элементы: команда, жюри, зрители и др. Конкурс внутри творческого объединения направлен на реализацию «Я-образ» через соперничество, самопознание себя путем сравнения себя и сверстника. Результативность участие в районных, областных и всероссийских конкурсах позволяет реализовать «ситуацию успеха».

Коллективно-творческое дело (КТД) основное средство сплочения коллектива, совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. КТД ориентировано на развитие фантазии и творческих способностей детей. В рамках данной программы были организованны и проведены КТД «Рождественские посиделки», «День смеха».

Кроме уже названных форм проведения учебных занятий целесообразно проводить упражнения на взаимодействия в группе, тренинги, встречи со специалистами и интересными людьми.




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Освоение теоретической части программы во взаимосвязи с реализацией на практике приобретенных (углубленных) знаний позволит молодым людям повысить уровень своей компетентности в сфере социальных и социально-педагогических технологий; развить навыки решения проблемных задач в сфере межличностных коммуникаций, управления людьми и проектами; получить опыт организации общественных кампаний, социальных акций, массовых мероприятий (праздников, фестивалей, конкурсов, презентаций) для различных категорий детей, подростков и молодежи.

Решение воспитательных задач в рамках реализуемой программы будет во многом определяться клубным характером объединения и предполагает развитие структуры самоуправления , формирование благоприятной среды для реализации гуманистических мотивов, креативного потенциала личности молодого человека. Нацеленность на социальную и социально-педагогическую деятельность будет способствовать осознанию и формированию общечеловеческих и гражданской идентичности, потребности в проявлении активной гражданской позиции и социальном служении.

Практическая составляющая программы предусматривает участие воспитанников объединения в разработке и реализации социальных проектов, организации школьных и районных массовых мероприятий для подростков по программам Ростовского Союза детских и молодежных организаций, проведения краткосрочных учеб для лидеров детских и молодежных объединений, работу в качестве вожатых и помощников вожатых в летних оздоровительных и профильных лагерях.


Содержание деятельности воспитанников в рамках образовательной программы «Ровесник» предусматривает обязательное участие в работе своего класса, школы, сотрудничество с отделом молодежи, районной избирательной комиссией.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название темы

Часы

Всего

Теория

Практика

Вводный раздел (10 час.)

Тренинг на знакомство. Правила поведения, правила техники безопасности. Начальная диагностика. Тест «Я – лидер».

4

2

2

Практикум по итогам теста.

Я и команда. Готовность стать лидером. Правила руководства. Принципы организаторской деятельности.

4

2

2

Социальные, социально-педагогические технологии в деятельности молодежных объединений. Дискуссия «Компетенции лидера». Составление индивидуальной образовательной карты.

2

0

2

Раздел «Социально-психологические основы деятельности лидера» (16 час.)

Лидер и лидерство. Компоненты лидерства. Теории происхождения. Ведущие характеристики. Типология лидерства. Специфические и общие качества лидера.

2

2

0

Самооценка лидера. Эмоции, воля, характер. Управление своим эмоциональным состоянием. Этический кодекс лидера. Признаки уверенного поведения.

4

2

2

Самоменеджмент. Организация труда. Управление временем. Индивидуальное планирование. Делегирование полномочий: техника делегирования, критерии правильного делегирования.

4

2

2

Самопрезентация. Модели поведения. Слагаемые имиджа. Психологические характеристики публичного выступления. Техники эффективного слушания

6

2

4


Раздел «Организация работы малой группы» (22 час.)

Признаки социальных групп Факторы, влияющие на формирование групп. Классификация групп. Личность и группа, групповое взаимодействие. Понятие «стиль работы лидера»

2

2

0

Статусно-ролевые отношения. Половозрастной состав группы. Восприятие и искажения как факторы, влияющие на социально-психологическую структуру группы. Психологические механизмы влияния в группе: заражение, внушение (суггестия), убеждение. Методы изучения социальной структуры группы: игровые, социометрия.

6

2

4

Характеристика, особенности и отличительные признаки малых групп. Внешняя и внутренняя структура группы. Закономерности развития малых групп. Пирамидальные, случайные, открытые, синхронные группы. Типология социальных ролей в группе.

4

2

2

Работа с малыми группами в системе молодежного самоуправления. Постановка целей. Мотивация. Социальная модерация. Управление динамикой малой группы.

4

2

2

Типология форм работы с малой группой. Игровые и тренинговые формы работы. Метод взаимодействия. Практикум «Чемодан лидера»

6

0

6

Раздел «Управление проектами» (22 час.)

Понятие проекта. Признаки проекта как вида деятельности. Основные этапы жизненного цикла проекта.

4

2

2

Шаги проекта. От идеи до анализа деятельности. Выстраивание шагов проектной деятельности. Формулировка целей и задач.


4

0

4

Работа в группах. Выделение проблемы. Поиск путей её решения.

4

2

2

Формирование команды, реализующей проект. Поиск партнёров. Оформление документации.

4

2

2

Презентация как средство демонстрации жизнедеятельности проекта. Эффективная презентация. Алгоритм процесса подготовки презентации. Организация пространственной среды для проведения презентации.

4

2

2

Оценка проекта. Результаты, риски. Критерии и методы оценки социальных проектов

2

2

0

Раздел «Социальные технологии» (26 час.)

Социальный маркетинг. Реклама. Продвижение. Связи с общественностью. Основные методы продвижения.

4

2

2

«Паблик рилейшнз» или «связи с общественностью». Целевые аудитории. Управление информацией и конструирование новостей. Формы подачи информационно-новостных материалов. Фирменный стиль. Информационные кампании.

6

2

4

Общественные кампании. Определение проблемы, анализ проблемы, определение целей кампании. Планирование общественных кампаний: сторонники и союзники, оппоненты и противники, целевые группы. Оценка эффективности общественной кампании.

6

2

4

Современные формы социального служения молодежи: участие в благотворительной деятельности, добровольчество, правозащитная миротворческая деятельность, гуманитарные акции. Умение управлять людьми.

4

2

2

Новые социальные технологии в работе с молодежной аудиторией: флеш-моб, социальные сети, социальный перфоманс, социальный театр, молодежная социальная реклама.

6

0

6

Раздел «Человек. Гражданин. Лидер» (46 час.)

Предмет социально-педагогической деятельности. Основные идеи методики коллективно-творческой деятельности (КТД). Этапы КТД. Виды КТД

2

2

0

Нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию работы летних лагерей. Действующие стандарты, требования.

2

2

0

Индивидуальные консультации.

Практикум «В копилку лидера»

6

2

4

Методики изучения личности и коллектива. Применение данных диагностики в процессе организации педагогической деятельности

6

2

4

Гражданская позиция лидера.

Государственная символика.

Азы правовой культуры. Конвенция о правах ребенка.

6

2

4

Массовые мероприятия. Типология массовых мероприятий. Организационный план подготовки массового мероприятия. Структура, сценарий массовых мероприятий различного типа. Оформление, реквизит, работа с техническими средствами. Работа с залом.

6

2

4

Творческие, коллективно-творческие дела. Методики подготовки и проведения, воспитательный потенциал творческих дел. Коллективно-творческие дела как эффективное средство психолого-педагогической диагностики

6

2

4

Игровые технологии деятельности вожатого. Игротека, деловые, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры. Особенности применения игровых форм работы.

6

0

6

Подготовка к смотру лидерских знаний, умений, навыков. Смотр ЗУН.

Презентация «Я - лидер!»


6

2

4

Итоговое мероприятие (2 час.)

Итоговое зачетное мероприятие.

Тест «Экзаменуем лидера»

2

0

2

ИТОГО:

144

54

90






Содержание деятельности


Вводный раздел (10 час.)

Тренинг на знакомство. Правила поведения, правила техники безопасности. Начальная диагностика. Тест «Я – лидер». Представление о себе, как о лидере. Самооценка лидерских качеств. Лидер – ориентир.

Практикум по итогам теста. Работа с результатами теста, Определение индивидуального маршрута развития каждого лидера по результатам теста. Советы английских учёных М.Вудсона, Д. Френсиса.

Я и команда. Готовность стать лидером. Правила работы с командой. Элементы организационной работы. Хочу стать лидером. Могу стать лидером. Не могу стать лидером. Буду лидером. С чего начну свою деятельность в качестве лидера. Что не буду делать в качестве лидера. Как буду удерживать престиж лидера. На кого буду опираться. С кем буду советоваться. Будут ли у меня секреты? Чем буду обогащать и подпитывать мой опыт лидера. Как буду готовить других лидеров. Правила руководства. Правила наименьшего действия, заинтересованности исполнителя, двойного контроля, необходимой квалификации, реальных возможностей, руководства с отклонениями, использования автономии.

Принципы организаторской деятельности. Составляющие мастерства лидера. Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Организаторские знания, умение владеть собой, управлять своим эмоциональным состоянием, техника речи, умение сотрудничать с коллективом и каждым его членом.

Социальные, социально-педагогические технологии в деятельности молодежных объединений. Дискуссия «Компетенции лидера». Составление индивидуальной образовательной карты.


Раздел «Социально-психологические основы деятельности лидера» (16 час.)

Лидер и лидерство. Компоненты лидерства. Теории происхождения. Ведущие характеристики. Типология лидерства. Специфические и общие качества лидера.Лидер – созидатель, лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя.

Самооценка лидера. Эмоции, воля, характер. Управление своим эмоциональным состоянием. Этический кодекс лидера. Признаки уверенного поведения

Самоменеджмент. Организация труда. Управление временем. Индивидуальное планирование. Делегирование полномочий: техника делегирования, критерии правильного делегирования.

Самопрезентация. Модели поведения. Слагаемые имиджа. Психологические характеристики публичного выступления. Техники эффективного слушания.Подготовка лидера как оратора. Умение анализировать и высказывать своё мнение. По поводу – реплики – цитаты известных писателей, политических деятелей, учёных. Театрализованный спор.


Раздел «Организация работы малой группы» (22 час.)

Признаки социальных групп. Факторы, влияющие на формирование групп. Классификация групп. Личность и группа, групповое взаимодействие. Понятие «стиль работы лидера»

Статусно-ролевые отношения. Половозрастной состав группы. Восприятие и искажения как факторы, влияющие на социально-психологическую структуру группы. Психологические механизмы влияния в группе: заражение, внушение (суггестия), убеждение. Методы изучения социальной структуры группы: игровые, социометрия.

Характеристика, особенности и отличительные признаки малых групп. Внешняя и внутренняя структура группы. Закономерности развития малых групп. Пирамидальные, случайные, открытые, синхронные группы. Типология социальных ролей в группе.

Работа с малыми группами в системе молодежного самоуправления. Постановка целей. Мотивация. Социальная модерация. Управление динамикой малой группы.

Типология форм работы с малой группой. Игровые и тренинговые формы работы. Метод взаимодействия. Практикум «Чемодан лидера». Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики, жестов, техники речи, зрительной памяти, наблюдательности – “На что похоже”, “Что нового?”, “Биография по взглядам”, “Живые вещи”, “Зондирование души объекта” (К.С.Станиславский).


Раздел «Управление проектами» (22 час.)

Понятие проекта. Признаки проекта как вида деятельности. Основные этапы жизненного цикла проекта.

Шаги проекта. От идеи до анализа деятельности. Выстраивание шагов проектной деятельности. Формулировка целей и задач. Работа в группах. Выделение проблемы. Поиск путей её решения. Формулировка целей и задач. Формирование команды, реализующей проект. Поиск партнёров. Оформление документации.

Презентация, как средство демонстрации жизнедеятельности проекта. Эффективная презентация. Алгоритм процесса подготовки презентации. Организация пространственной среды для проведения презентации.

Оценка проекта. Результаты, риски. Критерии и методы оценки социальных проектов.




Раздел «Социальные технологии» (26 час.)

Социальный маркетинг. Реклама. Продвижение. Связи с общественностью. Основные методы продвижения.

«Паблик рилейшнз» или «связи с общественностью». Целевые аудитории. Управление информацией и конструирование новостей. Формы подачи информационно-новостных материалов. Фирменный стиль. Информационные кампании.

Общественные кампании. Определение проблемы, анализ проблемы, определение целей кампании. Планирование общественных кампаний: сторонники и союзники, оппоненты и противники, целевые группы. Оценка эффективности общественной кампании.

Современные формы социального служения молодежи: участие в благотворительной деятельности, добровольчество, правозащитная миротворческая деятельность, гуманитарные акции. Умение управлять людьми.

Новые социальные технологии в работе с молодежной аудиторией: флеш-моб, социальные сети, социальный перфоманс, социальный театр, молодежная социальная реклама.


Раздел «Человек. Гражданин. Лидер» (46 час.)

Предмет социально-педагогической деятельности. Основные идеи методики коллективно-творческой деятельности (КТД). Этапы КТД. Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности. Знакомство с авторами методики КТД – И.П.Иванов, Ф.Я.Шапиро. Что значит Коллективное, Творческое, Дело. Этапы подготовки и проведения КТД. Виды КТД. Классические КТД и личностно – ориентированные КТД. Трудовые, познавательные, спортивные, художественные, досуговые. КТД в работе лидера.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию работы летних лагерей. Действующие стандарты, требования.

Индивидуальные консультации со созданию социальных проектов.Что значит правильное выступление. Советы выступающему.

Практикум «В копилку лидера».Игры коллективного знакомства и общения – “Верёвочка”, “Заводила”, “Весёлые футболисты”, “Кто ты будешь такой?”. Игры – поединки. Игры на сплочение команды. Практикум “Узелки на память”. Практические советы лидеру – «Как говорить, как слушать». Анализ своего поведения, поступков, взгляд на себя со стороны. Что мешает в работе лидеру?


Методики изучения личности и коллектива. Применение данных диагностики в процессе организации педагогической деятельности.

Гражданская позиция лидера. Понимание слова “Родина”. Деятельность на благо Родины. Формирование в личности растущего человека национального и культурного достоинства, “Я”–патриот. Государственная символика. История герба, государственного флага. Гимн. Герб моей семьи, рода. Герб лидера.

Азы правовой культуры. Конвенция о правах ребенка.Встреча с представителями прокуратуры. Знакомство со статьями Конвенции о правах ребёнка. Выпуск правового бюллетеня.

Массовые мероприятия. Типология массовых мероприятий. Организационный план подготовки массового мероприятия. Структура, сценарий массовых мероприятий различного типа. Оформление, реквизит, работа с техническими средствами. Работа с залом.

Творческие, коллективно-творческие дела. Методики подготовки и проведения мероприятий, воспитательный потенциал творческих дел. Коллективно-творческие дела, как эффективное средство психолого-педагогической диагностики.

Игровые технологии деятельности вожатого. Игротека, деловые, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры. Особенности применения игровых форм работы.

Подготовка к смотру лидерских знаний, умений, навыков. Смотр ЗУН.

Презентация «Я - лидер!»


Итоговое мероприятие (2 час.)

Итоговое зачетное мероприятие.

Тест «Экзаменуем лидера». Определение уровня притязаний каждого лидера. Работа с инструкциями. Анализ теста. Подведение итогов работы.








ОТСЛЕЖИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ


Чтобы убедиться в прочности полученных знаний и умений, эффективности обучения по образовательной программе «Ровесник» проводятся три вида контроля:

1) вводный контроль – в начале года (тест, педагогическое наблюдение практических умений по ТБ, беседа, тренинг);

2) промежуточный контроль – в середине года (тест, творческая работа, деловая (ролевая) игра;

3) итоговый контроль – апрель-май текущего учебного года (коллективно-творческое дело, беседа, создание проекта).


ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате освоения программы для лидеров кружка «Ровесник»:

  • воспитанник становится членом общества, готовым к самостоятельной жизни, к решению самых сложных социальных проблем на его жизненном пути;

  • подросток умеет грамотно и объективно оценивать и позиционировать себя в определённом социуме;

  • имеет чёткую позицию в вопросе лидерства;

  • владеет базовыми знаниями по имиджу лидера и типологии лидерства;

  • знает формы работы в коллективе и основы формирования команды;

  • владеет алгоритмами основных досуговых форм, методикой коллективно–творческой деятельности.


Ключевые компетенции, формируемые у воспитанников в ходе реализации данной программы:


      • Аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные из них, делать собственные выводы и заключения).

      • Проектировочные (умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения).

      • Коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы).

      • Рефлексивные (умение осуществлять «самонаблюдение», выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития).

      • Исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.).



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Учитывая возрастные особенности контингента воспитанников объединения, наличие первичных знаний по проблематике программы, сформированные навыки самостоятельной работы, а также доступность теоретических и методических материалов предлагается преимущественное использование активных форм обучения по программе:

  • тренинги;

  • групповые дискуссии;

  • деловые игры;

  • метод «casestudy» (разбор конкретных ситуаций);

  • экспертные сессии (встречи со специалистами в различных областях знаний).

Программа кружка предполагает разнообразные формы проведения занятий: лекции, дискуссии, тестирование, практикумы, театрализацию и др. Программа предполагает приглашения на занятия различных специалистов, а именно юристов, методистов, педагогов-организаторов.


Используемые в программе основные методы:

  • Обучения (монологический, диалогический, алгоритмический, показательный).

  • Преподавания (объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный).

  • Учения (репродуктивный, исполнительский, поисковый, проблемный).

  • Воспитания (убеждения, упражнения, личный пример).



Для реализации программы «Ровесник» необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

  • Учебный класс (стулья – 30 шт., столы – 15 шт., доска – 1шт.).

  • Компьютер или ноутбук – 1 шт.

  • Принтер – 1 шт.

  • Стенд переносной – 1 шт.

  • Карточки с тестами “Я – лидер” – 15 шт.

  • “Лидер ли я?” – 15шт.

  • “Шары” – 15 шт.

  • Магнитофон – 1 шт.

  • Комплект дисков с записями современных мелодий.

  • Ножницы – 15 шт.

  • Клей ПВА – 7 шт.

  • Цветной картон – 10 шт.

  • Цветная бумага – 10 шт.

  • Маркеры – 15 шт.

  • Текст Конвенции о правах ребёнка – 10 шт.

  • Набор “Символы России”.

  • Проектор – 1 шт.

  • Интерактивная доска – 1 шт.

  • Экран – 1 шт.

  • Трибуна – 1 шт.

  • Портретная рамка (большая) – 1 шт.

















ГЛОССАРИЙ



Валеология – наука об укреплении здоровья человека.



Жесты – телодвижения, используемые как средство общения наряду со звуковой речью или взамен ее в бытовом общении.


Вербальное общение – речь.


Невербальное общение – жестикуляция.


Коммуникативность – обмен представлениями, идеями, интересами, чувствами и настроениями.


Лидер – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, авторитетная личность.


Проектирование – процесс создания проекта – прототипа, прообраза

предполагаемого или возможного объекта, состояния.



Социум- общество.



Толерантность – терпимость к чужим мнениям, высказываниям, верованиям, поведению.


















Список литературы



ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:


1. Антонов В.В. Изучаем права человека. - М.: Вита-Пресс, 1996.

2. Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права? - М.: Сам себе адвокат, 2000.

3. Заика З.В., Сукова Е.Н., Пащенко С.В. Программа деятельности школьного клуба старшеклассников «Лидерство» г. Шебекино Средняя общеобразовательная школа № 2. – 2004.

4. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.

5. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2003.

6. Конвенция о правах ребенка. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

7 Михайлова Н.И., Юсфин С.М., Педагогика поддержки.- М., 2002.

8. Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие. 2-е изд., исправл. – М.: Новое знание, 2001.

9. Прутченков А.С., Школа жизни. – М., 2000.

10. Сартан Г.Н., Тренинг самостоятельности у детей. – М., 2005.

11. Селевко Г.К., Закатова И.Н., Левина О.Г. Познай себя. – М.: Народное образование, 2000.

12. Селевко Г.К., Назарова И.Г., Левина О.Г. Утверждай себя. – М.: Народное образование, 2001.

13. Селевко Г.К., Селевка А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя. – М.: Народное образование, 2001.

14. Смекалова Е.М., Школа лидерства. Методические рекомендации. - М., 2006.

15. Фопель К., Создание команды. Психологические игры и тренинги/перевод с нем. – М.: Генезис, 2003.

16. Браун Л. , Имидж - путь к успеху. - Спб., 1996.

17. Леванова Е. , Готовясь работать с подростками, - М.: МШУ, 1993.

18. Романова М.В. , Управление проектами: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА, 2009.

19. Иванов.И.П., Энциклопедия коллективно– творческих дел. – М., 1989.

20. Лутошкин А.Н., Как вести за собой. – М.1986.

21. Лутошкин А.Н., Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М., 1979.

22. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школьных администраторов, учителей/ авт.– сост. А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев, А.П.Пашкович.– М.: Глобус, 2007.

23. Новикова Л.И., Педагогика детского коллектива.– М., 1978.

  1. Рожков М.И., Волохов А.В., Детские организации: возможности выбора.– М., 1996.

  2. Сухомлинский А.В., Методика воспитания коллектива. – М., 1980.






ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ:


1. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М., 2005.

2. Вачков И.В. Приключения во внутреннем мире. – М.,2005.

3. Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых. – СПб.:Владос, 2003.

4. Кинчер Дж. Книга о тебе. – СПб.:Владос, 2006.

5. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. – М., 2005.

6. Маркуша А. Мозаика для делового человека. - М., 2007.

7. СелевкоГ.К. Управляй собой. - М., 2003.

8. Селевко Г.К. Познай себя. - М., 2003.


9. Селевко Г.К. Научи себя учиться. - М., 2007.

10. Селевко Г.К. Найди себя. - М., 2003.

11. Селевко Г.К. Сделай себя сам. - М., 2004.

12. Честных Ю. Н. Открыть себя. - М., 2000.

13. Зинченко А.А. Как построить свое «Я». - М., 2008.

14. Каган М.С. Мир общения. - М., 2005.

18. Тетровский А.П. Быть личностью. - М., 2009.



ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:


1. Климов Е.А. Как выбрать профессию. - М., 2006.

2. Фролов В.Т. Перспективы человека. - М.,2007.

3. Коломенский О.Р. Гражданином быть обязан. - М., 2006.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 2009.

5. Тубельский А.Н. Школа самоопределения. - М., 2005.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая разработка для работы с лидерами детских общественных объединений

Автор: Клименко Ирина Борисовна

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232739

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) ""Спорт- альтернатива пагубным привычкам!" "
    ["seo_title"] => string(40) "sport-al-tiernativa-paghubnym-privychkam"
    ["file_id"] => string(6) "133479"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416508852"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства