Техника росписи листьев на фоне.
Цель занятия:
- расширить знания обучающихся о разновидности хохломской росписи.
Задачи занятия:
- познакомить с особенностью хохломской росписи листьев «под фон»;
- продолжить формирование навыков стилизации листьев;
- повторение и усложнение кистевых приёмов;
- изучение этапов выполнения фоновой росписи;
- развитие фантазии, творческих способностей;
- воспитание аккуратности при выполнении работы.
Оборудование:
наглядность (таблицы и книги по росписи, изделия); презентация по теме занятия, мультимедийный экран, простые карандаши, подготовленные листы, конверты с заданием.
План занятия:
1.Огр.момент.
2. Сообщение темы и цели занятия.
3. Сообщение нового материала.
4. Игра.
5. Упражнение.
6. Итог занятия.
Ход занятия:
1. Проверка готовности обучающихся к занятию.
2. Что такое? Вы слышите? Слышите птиц?
Где мы с вами сейчас окажемся, вы догадались? Молодцы! Правильно, мы на природе! Посмотрите, что вы видите? Деревья разные, листья. Мы сегодня рисуем листья, необычные – сказочные. «Листья в ночи» – на фоне. Слайд 1 (фото ночной осенний пейзаж с освещением)
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осинки, только дуб зелёный.
Утешает осень: - Не жалейте лета!
Посмотрите - роща золотом одета! Э.Федоровcкая
Как красиво поэты воспевают природу, хохломские художники тоже красиво «пишут» растения.
Для начала нам необходимо стилизовать листья. Кто скажет, что означает слово стилизация? Стилизация – это предание чему-либо определенного стиля. Мы рисовали с вами листья разных растений.
Слайд 2 (изображение различнх листочков)
Давайте вспомним, как хохломские мастера пишут растения. Элементы похожи и не похожи на живые растения. Внешний вид и многочисленные свойства их формы и строения никогда не изображаются в орнаменте подробно и абсолютно точно. Художники в строении и форме показывают только самое заметное или, как говорят, самое характерное.
3. Я предлагаю вспомнить, как стилизуются листья. Присмотритесь внимательно, и вы сами увидите, что в природе никогда никакая форма и цвет не повторяются с точностью, а хотя бы чуть-чуть, но отличны.
Лист землянички может быть большим и маленьким, а ягодки – более круглыми или продолговатыми. И цвет меняется все время, пока растения растут.
Слайд 3 (листья земляники)
Вот и получается, что листья одного растения могут быть разной формы и разного размера.
И очень важно, как мастер относится к написанию элементов, у каждого свой подчерк, не зря говорят – « роспись пишут».
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
Весной зеленела,
Летом загорела,
Красные кораллы
Осенью надела. (Рябина)
Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина)
Ствол белеет,
Шапка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки. (Берёза)
Растений в природе бесчисленное множество. Вспомним листья растений красивой формы, которые растут у нас (клён, береза, дуб, яблоня, рябина, смородина, клубника, клевер и другие). Рассмотрим их.
Посмотрите, какие они разные по форме. Хохломские мастера рисуют листья в такой последовательности:
- Рисуется общая форма.
- Прорисовываются характерные черты листа.
Мы сегодня рисуем листья на фоне. Вспомним, какой фон может быть в хохломе
(красный, чёрный, зеленый).
4. А теперь поиграем. Игра называется «Найди красивый фон». У вас на столах лежат конверты с листьями и прямоугольниками цветной бумаги. Достаньте прямоугольники, какого они цвета? Правильно, цвета - характерные для хохломы: красный, черный, зеленый. И листья разного цвета, подберите к каждому листу красивый фон, чтобы листочек не потерялся на фоне, а напротив - заиграл. У вас несколько минут для этого.
5. Вы замечательно справились с игрой, будем рисовать.
Упражнение 1. Слайд 4 (этапы рисования листьев)
Сейчас мы с вами будем рисовать листья клевера. На рис. показаны этапы работы. Посмотрите, сначала отрабатываем форму листа карандашом, затем прописываем контур листа и закрашиваем фон (можете поэкспериментировать с цветом – выбор цвета по желанию). Последний этап работы – проработка мотива штрихами.
6. Ребята, чем отличаются листья верхового письма от фонового? Понравилось ли вам «писать» такие листья?