kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ГТО: история прошлого и настоящего

Нажмите, чтобы узнать подробности

Готов к труду и обороне. Прощлое и настоящее.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ГТО: история прошлого и настоящего»

ГТО: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Кто, когда и как определял готовность советских граждан к труду и обороне, сегодня мало кто помнит. А зря. Во времена существования физкультурного комплекса ГТО Советская армия не знала проблем с призывниками – никто не стремился «откосить», к защите Родины были готовы все!! Пожалуй, ГТО – опыт, к которому стоит вернуться…

Развитие физической культуры и спорта служит важнейшим инструментом реализации стратегий социального развития страны, так как они способствуют формированию здорового гармонично развитого общества, повышению качества рабочей силы, а также увеличению продолжительности жизни и снижению смертности населения страны. В настоящее время значительно возросла роль физической культуры и спорта в жизни современного общества.В связи с вышеизложенными фактами особенно важным представляется формирование единого комплекса по поддержанию здоровья нации, направленного на вовлеченность в физическую культуру и спорт всех категорий граждан. Именно таким универсальным комплексом представляется в настоящее время комплекс "Готов к труду и обороне" существовавший в Советской России и возрождаемый в настоящее время.

Систему ГТО рассматривало множество учёных с разных точек зрения, как в период СССР, так и в период России. Среди данных работ особого внимания заслуживают работы таких авторов как: Т.В. Бутова.,М.А. Дудко (2014) [1], Д.В.Головоненко (2011) [2], В. А. Ивонин (1976) [3], И.В.Енченко (2014) [4], Ю.С.Ефремова (2015) [5], А.Ю. Качановский (2012) [6], С.В. Козин., В.И. Лабунская (2015) [7],В.И. Козин (2005) [8], В.И. Козин (1992) [9],В.А. Курашвили (2013) [10],А.С.Минаков (2013) [11], П.А.Мухаметов (2014) [12], С.В.Нечаев (2015) [13], М.В.Попов., Л.Р.Рапопорт., Е.В.Харитонова (2014) [14],И.Н.Пушкарёва.,М.П.Русинова (2015) [15], А.Г. Ширшиков (2002) [21],И.В.Шумилин (2014) [22], Е.А.Югова (2015) [23],Ю.М.Юнусова (1978) [24],Л.И.Язвинская (1980) [25],Б.Г.Яковлева.,А.А. Губанова., П.А.Сироткина (1976) [26], Т.А.Яппо (1969) [27],Н.В.Ярцева (2014) [28].
ГТО рассматривалось с разных точек зрения (наук) педагогики,истории,юриспруденции,психологии,медицины и смежных дисциплин.  


История комплекса ГТО началась, когда после победы Великого Октября страна наша крепла и мужала, когда энтузиазм советских людей, их тяга к новому, революционному проявились буквально во всех сферах жизни — в труде, культуре, науке, спорте.В Советской России наблюдался расцвет услуг физической культуры спорта. Развитие всех сфер жизни, в том числе физической культуры и спорта, в СССР определялось централизованно – на уровне государства.

Так в 1931 году создается всесоюзный спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Этот комплекс стал основой предоставления услуг в сфере физической культуры и спорта в России, усилив тягу молодёжи к спорту.

ГТО – это программа физкультурной подготовки населения в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях, основанная на государственной системе патриотического воспитания населения и действовавшая в СССР с 1931 по 1991 год [4, с. 45].

Повышение внимания к социальным вопросам, в том числе пропаганда здорового образа жизни среди населения, началась в 1920-е гг. Первые лица государства в своих выступлениях и интервью неоднократно поднимали вопросы о пользе спорта. Так, В. И. Ленин говорил: « Молодёжи особенно нужны жизнерадостность и бодрость. Здоровый спорт – гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода – разносто- ронность духовных интересов, учение, разбор, исследование и все это по возможности совместно…» [3, с. 22]. К занятиям спортом призывал и известный партийный деятель, председатель ВЦИК М. И. Калинин: « Массовое развитие в народе физкультуры и спорта исключительно полезно, ибо оно дисциплинирует людей, укрепляет их здоровье…, стимулирует жизнедеятельность и инициативу, приучает к совместным действиям…» [Там же, с. 23]. Нам нужны крепкие, здоровые, бодрые и всесторонне развитые строители социализма… Нам нужна массовость в физкультуре», – такие лозунги звучали со страниц советской прессы [3]. Подчеркивалось, что необходимо формировать культуру спорта, систематические занятия спортом должны были стать нормой в жизни каждого советского человека: « Физкультуру надо продвинуть в рабочие кварталы, в районы нового жилищного строительства, в общежития, дома-коммуны и т.д.»

Комплекс впервые был введён в 1931-1934 гг. С развитием государственной системы физического воспитания и физическим совершенствованием подрастающих поколений нормативы и требования комплекса периодически изменялись [17, с. 4]. Введённый в 1931 г. комплекс ГТО состоял из 15 нормативов по различным видам физических упражнений, включавших бег, прыжки, метание, плавание, лыжи и др. Для того чтобы получить значок, также было необходимо знать основы военного дела и советской системы физического воспитания в СССР [16].

Введением комплекса ГТО государство стремилось соединить физкультурное движение с решением производственных задач и укреплением обороноспособности страны, конкретизировать задачи улучшения физкультурно-массовой работы и привлечь внимание молодежи и всех слоев населения к совершенствованию своей физической подготовки. Кроме того, введение четких требований и нормативов применительно к спортсменам давало высшему руководству страны возможность планировать «сверху» развитие физкультурного движения, четко определяя задачи и требуя их выполнения со стороны руководства на местах. Выполнение заданий по сдаче нормативов ГТО являлось в определенной степени объективным критерием в оценке результатов расходования средств, выделяемых из государственного бюджета на развитие физкультурно-массовой работы [14, с. 74]. С лета 1939 г. ежегодно отмечался Всесоюзный день физкультурника, подготовка к которому проходила под лозунгом «Сегодня физкультурник — завтра боец» [11, с. 168].



Рисунок №1 – Структура  Всесоюзного  физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (составлено автором)

 

На данном рисунке №1 - представлена структура Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне времён СССР».

 

Существенную роль ГТО сыграл именно в плане патриотического воспитания молодых граждан своей необъятной страны. Отмечая огромную роль допризывной подготовки молодёжи, оборонные общества республик, а также Высший Совет Физкультуры и спорта, полностью охватить допризывников военным обучением и физическим воспитанием, поставив задачей 100% сдачи норм на значок ГТО и Ворошиловский стрелок [12, с. 159].

Подготовка допризывной и призывной молодёжи к службе в войсках, развитие значительных нравственных, общественно-политических свойств, военно-промышленной подготовки. Комсомольские компания республики под руководством партийных органов сделала конкретную работу по военно патриотическому обучению молодёжи, подготовке её к службе в Вооруженных Силах СССР. В практику коллективной деятельности боевых комиссариатов досаафовских и физкультурных организаций крепко вошли такие формы, как осуществление состязаний по многоборью комплекса ГТО, организация праздничных проводов в армию. Тысячи призывников приняли участие во Всесоюзном походе по местам революционной, боевой и трудовой славы КПСС и советского народа, в комсомольской военно-спортивной игре «Орлёнок» [2, с. 12].
Конец 1930-х гг. характеризуется уклоном всего физкультурного движения в сторону оборонно-массовой работы, развития прикладных и военно-технических видов спорта [21, с. 22].

Анализ многочисленных архивных материалов рассматриваемого периода позволяет сделать вывод о высокой степени вовлеченности учащейся молодёжи в военно-физкультурную подготовку. Были достигнуты достаточно высокие показатели в области занятий физической культурой и спортом.

Война отрицательно сказалась на физическом развитии новорожденных. Как показали исследования, это явилось следствием нарушения полноценного внутриутробного развития детей в военные годы из-за недостаточного питания матерей. В Ленинграде, например, в 1941 г. суммарные средние величины веса новорожденных были более чем на 100 г. ниже по сравнению с 1938-1940 гг. В 1942 г. физическое состояние новорожденных резко ухудшилось - их средний вес понизился на 600 г., средний рост - на 2 см, окружность груди - на 1,5 см, окружность головы - на 1,3 см. По данным 1965 г., у детей, рожденных в Москве в 1943-1944 гг., вес в сравнении с рожденными в 1937 г. ко времени достижения ими года жизни был на 650 г, а длина на 1,5 см меньше. В Свердловске наблюдалась та же картина - в 1942 г. вес новорожденных снизился на 200 г у мальчиков и на 171 г у девочек, длина уменьшилась соответственно на 0,71 и 0,74 см. Ухудшилось и физическое развитие дошкольников. Проведённые в 1957 и 1966 гг. обследования, в частности, показали, что рост мальчиков 4-7 лет в 1945 г. был меньше, чем у детей того же возраста в 1938 г., на 4-5 см, вес уменьшился на 2 кг у семилетних и на 1 кг у четырехлетних. Аналогичная картина была зафиксирована у школьников. Так, у девочек наблюдалось во время войны отставание роста, особенно в 11 лет, у мальчиков максимальное отставание в развитии падало на возраст 13 – 14 лет. Вследствие этого подростки в 1945 г. во всех возрастных группах были значительно слабее, чем в 1939 г. Изучение влияния физического развития новорожденных, детей дошкольного возраста на продолжительность их жизни показало, что дефицит роста, веса, обусловленные тяжелыми материальными условиями жизни в военные и послевоенные годы на протяжении 6 – 8 лет, остается некомпенсированным в течение последующих 13-15 лет даже при благоприятных условиях. В СССР физическое развитие населения по отдельным возрастным группам нормализовалась только к 1956-1958 гг. Это приводило в последующие годы к росту заболеваемости и смертности у поколений людей, переживших войну, особенно в младенческих и детских возрастах. Анализ медицинской статистики показал, что у поколения людей, родившихся в 1941-1948 гг., заболеваемость и смертность, в том числе среди молодых и средних возрастов, значительно выше, чем у лиц предшествующих и последующих лет рождения.  Прекращение увеличения продолжительности жизни в нашей стране к началу 70-х годов, а затем и уменьшение этого показателя во многом объясняется пониженным жизненным потенциалом людей, родившихся в войну и первые послевоенные годы.

Физическое воспитание среди учащейся молодёжи было неразрывно связано с физкультурным комплексом ГТО. В 1939 г. были пересмотрены школьные программы физического воспитания [26, с. 180]. В них были включены начальная и допризывная подготовка школьников. 
Физическое воспитание учеников становилось одним из основных показателей работы школ. Подростки и юноши приобретали навыки военного строя, обучались стрелковому делу, правилам противовоздушной обороны и противохимической защиты, получали хорошую физическую подготовку и закалку [25, с. 83].
На основе комплекса ГТО в секциях и ДЮСШ закладывался прочный фундамент мастерства юных спортсменов. В вузах вся работа по физическому воспитанию и спорту со студентами, строилась по единым программам, разработанным на основе комплекса ГТО и Единой Всесоюзной спортивной классификации [27, с. 18].

По состоянию на 1 июля 1944 г. из общего числа учащихся 5-10-х классов (2037 человек) физкультурников — 1419 человек, значкистов БГТО — 628 человек, значкистов ГТО 1-й ступени — 105 человек [6, с. 61].
Учебно-тренировочная работа ведётся  так же в спортивных школах. В 1976 году работало 5,4 тыс.детскоюношоских спортивных и спортивно-технических школ (свыше 1,8 млн.чел.),около 100 школ высшего спортивного  мастерства (около 35 тыс.чел)Всего в коллективах физической культуры, спортивных клубах и школах занималось (1976г)50,1 млн.чел.,в технических секциях и клубах свыше 19 мли.чел. На  138 тыс.предприятий, учреждений учебных заведений  в режиме трудового дня внедрения производственная гимнастика (свыше 28 мил.чел.).   
Особо хочется отметить тот факт, что комплекс ГТО, разработанный и внедренный во все социальные и образовательные институты страны, эффективно сотрудничал с целым рядом общественных и общественно-политических организаций, в том числе с ДОСААФ, ОСВОД, международной организацией Красного Креста и Красного Полумесяца [24, с. 10].

Постепенно популярность ГТО стала угасать. Изменения одних элементов не всегда гармонируют с другими, противоречивость — временное состояние, которое должно, так или иначе, разрешиться [8, с. 5]. 
Именно политическая ситуация в стране привела к спаду и комплекса ГТО в том числе. Так в 1988 году число норм сократилось до трёх, а возрастные категории укладывались в диапазон от 10 до 27 лет. Ещё до распада СССР ставился вопрос о полном упразднении комплекса, а некогда громкая аббревиатура перекочёвывала в анекдоты.

К концу 1980-х г. стала очевидна нежизнеспособность политической системы, а как следствие и системы ГТО [9, с. 3].

К большому сожалению, с развалом Союза Советских Социалистических Республик прекратило своё долгое существование и система ГТО. С 1992 года система прекратила своё полное существование в стране. Людям и политикам на тот момент истории были важны куда более значимые мероприятия, проводимые в стране.
В России произошли кардинальные изменения политической и социально-экономической доктрины. Изменения не обошли стороной и физкультурно-спортивную отрасль. В результате часть стадионов была приватизирована и стала использоваться в качестве базаров и рыночных 17 комплексов, остальные сооружения преданы забвению и естественному разрушению. А если учесть, что государственное финансирование, направленное для поддержания материально-технической базы и массового физкультурно- оздоровительного движения практически не осуществлялось, то ГТО, как военнопатриотическая, культуроформирующая, и здоровьесберегающая структура кануло в лету.
Следует отметить, что после отмены ГТО понизилась средняя продолжительность жизни и увеличилась общая заболеваемость. Средняя продолжительность с 1958 по 1983 года (был комплекс ГТО) составляла 68,8, а с 1990 по 2011, когда данная система не использовалась, составила 66,6. На первый взгляд, разница в 2 года — не такая существенная, но не стоит забывать, что медицина не стоит на месте. Многие болезни раньше считались неизлечимыми, а также, время СССР — это время репрессий, войн и экономического кризиса. И, несмотря на это, средняя продолжительность была выше, чем сейчас.
И таким образом, с 1991 – 2013 годы ГТО в нашей стране не существовало. Но проводились различные спортивные мероприятии разной спортивной направленности в школах, средне специальных учебных учреждениях и высших учебных заведениях, большую роль на себя взяли в тот момент местные спортивные организации, кубы, Администрации различных населённых пунктов нашей страны. И вот наступил тот самый долгожданный момент, когда ГТО возродилось снова.

Пожалуй, современным языком аббревиатуру ГТО можно смело назвать брэндом. И сегодня этот брэнд претерпевает второе рождение в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы»
На встрече по вопросам развития в России системы физического воспитания детей и детско-юношеского спорта, которая состоялась 13 марта 2013 года в спортивной школе «Самбо-70» города Москва Президент Российской Федерации В.В. Путин в своём выступлении привёл несколько примеров, характеризующих физическое состояние сегодняшних школьников и студентов.

Именно по этому 24 марта 2014 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ № 1721, в котором указано, что в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, ввести в действие с 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО) - программную и нормативную основу физического воспитания населения[19].«При этом было решено сохранить старое название — «Готов к труду и обороне!" как дань традициям нашей национальной истории».Здесь уместно вспомнить известную русскую пословицу: «старый друг лучше новых двух». И естественно, выбор правительства пал на хорошо зарекомендовавший себя в годы коллективизации, индустриализации и постиндустриализационный период организационно-функциональную структуру – «комплекс ГТО»


Президент России В.В.Путин поручил обеспечить культурно-просветительскую и образовательной деятельность для поэтапного внедрения в РФ Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Доклад президенту должен представляться ежегодно до 1 декабря. Ответственными за исполнение назначены премьер-министр Д. А. Медведев и руководители регионов. Сразу же возникает большое недоумение? Как наш премьер-министр Д. А. Медведев мог быть назначенным курировать систему ГТО. Во-первых, было бы рационально выбрать человека, который бы занимал спортивные должность, посты имел огромный опыт в данной сфере. Во-вторых, было бы уместно выбрать кандидата для курирования ГТО из спортивной сферы. В прошлом профессиональных спортсменов как, например:   Д.Ю.Носов, А.А.Карелин, Ф. В. Емельяненко и мн., др.В третьих наш премьер-министр ещё ни разу не курировал спортивные мероприятия, программы  и это снова вызывает много опасок. Как говорится нужно ни мониторить, примечать и подчёркивать сидя у себя в кабинете многие недостатки ГТО на бумаге и отчётах, а ездить по городам, а в идеале и по селам, где действительно можно открыть для себя удивительные вещи. Так называемой спортивной инфраструктуры в сёлах зачастую нету, а если и есть то всё ещё со времён СССР стадионы, площадки, и прочее.        


Грамотное использование комплекса ГТО позволит обеспечить оптимальное сочетание общей и специальной подготовленности студентов и повысит эффективность занятий физическими упражнениями в рамках учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» [18, с. 36]. 
Ещё одним положительным критерием можно отметить, что сдача норм ВФСК ГТО, появится наличие спортивных разрядов и званий, занятия в спортивных клубах за пределами университета и т.д.). Это позволит значительно упростить возможность получения зачёта по физической культуре без снижения качества учебного процесса [10, с.13]. Как и в прежние времена, комплекс ГТО должен решать задачи всестороннего и гармоничного развития личности, а также контроля за физической подготовленностью разных половозрастных групп населения.


Однако возрождение комплекса ГТО предоставляет специалистам сферы физической культуры и спорта возможность решать и другие, не менее важные задачи по формированию положительного интереса и мотивации к систематическим занятиям разных социально-демографических групп населения, обеспечивать психофизическую готовность к выполнению социальных функций [10, с.5].

Для каждой социально-демографической группы населения, а также организаторов, активно участвующих в реализации комплекса ГТО, предлагается система стимулов. Особенно хочется обратить внимание специалистов еще на одну сторону проекта внедрения современного комплекса ГТО — на открывающиеся широкие возможности для формирования здоровья российского студенчества. Известно, что именно физическая подготовленность во многом обеспечивает здоровье человека, поэтому при реализации комплекса ГТО приоритет должен отдаваться вопросу о формировании здоровья, а не о его сбережении, так как нельзя сберечь то, чего нет. Систематическая подготовка к сдаче норм ГТО, построенная на здоровье формирующем подходе, позволит по-новому подойти к решению проблемы улучшения здоровья молодого населения страны [20, с.16].

За последние годы наметилась положительная тенденция в развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации. В первую очередь это связано с улучшением материально-технической, нормативно-правовой, организационной, научно-образовательной и пропагандистской баз физкультурно-спортивного движения [22, с.54].

В свою очередь Е.А. Югова делает акцент на том, что последовательное и систематическое внедрение тестирования студентов по программе ГТО является одним из факторов развития здоровьесберегающей компетентности студентов в процессе их обучения в высшем учебном заведении [23, с.113].ГТО, предусматривает бесплатную подготовку к выполнению государственных нормативов комплекса ГТО [1, с.238].

Целью Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее - ВФСК ГТО) является «повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения». Таким образом, в центре внимания оказывается не только физическая составляющая (укрепление здоровья, физическое развитие), но и духовная, определяемая потребностями общества (воспитание патриотизма, установление преемственности поколений) [5, с.79].

Особое значение приобретает проблема поиска эффективных путей развития позитивной активности молодёжи, обеспечивающую социализацию личности, способной и готовой нести ответственность за личное благополучие и благополучие общества [7, с.115].

И.Н.Пушкарева, М.П.Русинова пришли к мнению, что для эффективной реализации комплекса ГТО необходима организация сотрудничества государственных структур и общественности, представителей образовательных и спортивных учреждений. В процессе внедрения ВФСК ГТО необходимо использовать существующие управленческие принципы, среди которых первоочередным должен стать принцип добровольности [15, с.95].

Ярцева Н.В.пишет, что всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) можно применять не только для подростков, молодёжи и более старших  возрастных групп. Так, например комплекс ГТО формирует у дошкольников мотивацию к занятиям физической культурой; помогает приобретать навыки новых двигательных действий; меняет ценностные ориентации; обогащает духовный мир, повышает жизненный тонус, физическое и психическое здоровье, следовательно, открывает возможности позитивного изменения биологического и социального статуса [28, с.206].А это означает, что ГТО охватывает большое количество возрастных групп в себя.

Так на пример 12 Января 2014 года ФОМинбус проводил опрос граждан РФ от 18 лет и старше в 43 субъектах РФ,100 населённых пунктов,1500 респондентов. Интервью в режиме face-to-face проходило по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает ±3,6%. В результате данного исследования были получены следующие данные.

 

Таблица №1-ГТО ( «Готов к труду и обороне») – это программа физкультурно-спортивной подготовки, которая существовала в СССР и включала спортивные нормативы для разных возрастов. С 2014 года в ряде регионов, а с 2017 - по всей стране планируется возродить программу ГТО в обновлённом виде. Вы знаете об этом, что-то слышали или слышите впервые?

 

Вопросы анкеты и варианты ответов

Распределение ответов, %

Знаю

12%

Что-то слышал (-а)

18%

Слышу в первое

67%

Затрудняюсь ответить

3%

 

Таблица №2-Тем, кто сдаст нормы ГТО, будут, как и в советское время, вручать памятные значки, а особо отличившихся, возможно, будут дополнительно поощрять. Например, предоставлять им льготы на посещение спортивных объектов, дополнительные дни отпуска и т.п. Как вы считаете, нужно или не нужно дополнительно поощрять тех, кто покажет наилучшие результату при сдаче норм ГТО ?

 

Вопросы анкеты и варианты ответов

Распределение ответов, %

Затрудняюсь ответить

30%

Не нужно

4%

Нужно

65%

 

Таблица №3-Почему вы считаете, что нужно дополнительно поощрять тех, кто покажет наилучшие результаты при сдаче норм ГТО?  ( Открытый вопрос. Задавался  считающим, что нужно поощрять тех, кто покажет наилучшие результаты при сдаче норм ГТО, - отвечали 65% респондентов)    

 

Вопросы анкеты и варианты ответов

Распределение ответов, %

Это заинтересует людей, привлечёт их к спорту, к здоровому образу жизни

31%

Люди будут больше стараться при сдаче норм ГТО

13%

Победителей всегда награждают

7%

Поощрение это всегда хорошо, приятно

5%

Нужно материальное поощрение

2%

Нужно награждать грамотами, значками, медалями, подарками

1%

Другое

1%

Затрудняюсь ответить, нет ответа

6%

Вопрос не задавался

35%

По результатам данного блока можно сделать ряд следующих выводов суждений, по которым респонденты ответили: Это заинтересует людей, привлечёт - 31%. ( «это прежде всего мотив для занятия спортом»; «стимулирование развития спорта в стране»; «что бы развивать популяризировать здоровый образ жизни»; «что бы привлечь к физической культуре»; «показывать положительный пример другим людям»; «другим понравится тоже будут заниматься».   

Люди будут больше стараться при сдаче норм ГТО -13%.(« для повышения мотивации – что бы старались быть лучшими, самосовершенствовались»; «что бы стремились к поощрению, боролись за, что – то»; «поощрение стимулирует и вдохновляет на новые свершения»; «покажут себя с лучшей стороны».     

Победителей всегда награждают - 7% ( «лидер всегда должен быть награждён»; «это как в спорте – лучших награждают»; «те, кто всегда первый, должен быть похвален и поощрён»; «люди отличились, заслужили».    

Поощрение это всегда хорошо, приятно - 5% («награждения – приятные вещи»; «надо поощрять, приятно это»; «им будет приятно»; «дети это любят когда их труд ценят взрослые».  

Нужно материальное поощрение - 2% (« в настоящее время материальное – это неплохо»; «материальные блага важны для человека»; «если  это денежное поощрение или бесплатная путёвка куда-нибудь, то это ещё можно»; «оплачивать дорогу на большие соревнования»; «давать льготный абонемент на посещение спортзала».       

Нужно награждать грамотами, значками, медалями, подарками - 1% ( « памятные подарки»; «значки»; «грамоты»; «медали»; «кубки»; «подарки»; «сувениры».   

Другое - 1% ( « Россияне  должны быть умной и здоровой нацией»; « показать, что это значит для государства и для народа»; « воспитывать в человеке уверенность в себе»; « они будут гордиться этим»; « сейчас такая жизнь – без льгот никуда!».

Затрудняюсь ответить, нет ответа - 6%.

Вопрос не задавался - 35%

 

Таблица №4-Планируется, что название программы изменится: вместо «Готов к труду и обороне » ГТО будут расшифровываться как «Горжусь тобой, Отечество». Как вам кажется, какой название лучше – старое или новое?

Вопросы анкеты и варианты ответов

Распределение ответов, %

Старое

36%

Новое

15%

Оба названия плохие

5%

Оба названия хорошие

26%

Затрудняюсь ответить

18%

 

Таблица №5-Вам лично доводилось или не доводилось сдавать нормы ГТО? (вопрос задавался людям старше 32 лет – отвечали 63% респондентов)

 

Вопросы анкеты и варианты ответов

Распределение ответов, %

Вопрос не задавался

37%

Затрудняюсь ответить, не помню

4%

Не доводилось

16%

Доводилось

44%

 

Таблица №6-Вы получали или не получали значок ГТО ? (вопрос задавался тем, кому приходилось сдавать нормы ГТО, отвечали 44% респондентов)

 

Вопросы анкеты и варианты ответов

Распределение ответов, %

Вопрос не задавался

56%

Затрудняюсь ответить

4%

Не получал (-а)

14%

Получал (-а)

26%

 

Таблица № 7 - Как вам кажется, как бы вы справились с нормами ГТО для своего возраста: на «отлично, «хорошо»,  «удовлетворительно» или «плохо»? ( вопрос не задавался  инвалидам и людям старше 65 лет, отвечали  - 84% респондентов.)

(население в целом.)

 

Вопросы анкеты и варианты ответов

Распределение ответов, %

Отлично

6%

Хорошо

21%

Удовлетворительно

25%

Плохо

13%

Затрудняюсь ответить

19%

 

Таблица № 8- Как вам кажется, как бы вы справились с нормами ГТО для своего возраста: на «отлично, «хорошо»,  «удовлетворительно» или «плохо»? (от 18-30 лет.)

 

Вопросы анкеты и варианты ответов

Распределение ответов, %

Отлично

12%

Хорошо

37%

Удовлетворительно

22%

Плохо

5%

Затрудняюсь ответить

22%

 

Таблица № 9- Как вам кажется, как бы вы справились с нормами ГТО для своего возраста: на «отлично, «хорошо»,  «удовлетворительно» или «плохо»? (от 31-45 лет.)

 

Вопросы анкеты и варианты ответов

Распределение ответов, %

Отлично

6%

Хорошо

25%

Удовлетворительно

37%

Плохо

12%

Затрудняюсь ответить

19%

 

Таблица № 10- Как вам кажется, как бы вы справились с нормами ГТО для своего возраста: на «отлично, «хорошо»,  «удовлетворительно» или «плохо»? (от 46– 65 лет.)

Вопросы анкеты и варианты ответов

Распределение ответов, %

Отлично

3%

Хорошо

13%

Удовлетворительно

29%

Плохо

26%

Затрудняюсь ответить

23%

 

С.В. Нечаев думает, что именно введение и оформление Всесоюзной спортивной классификации, создание комплекса ГТО и развитие добровольных спортивных организаций привело к популяризации спорта в стране [13, с.21].

 

Заключение:


  1. Во-первых, комплекс ГТО стал одним из тех средств, стимулирующих всестороннюю физическую подготовленность молодёжи и взрослых, явился той формой, благодаря которой советские люди приобщались к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Вовлекая молодых людей в массовое физкультурное движение и открывая многим дорогу в большой спорт, тем самым, внеся огромный вклад в развитие советского спорта.

  2. Во-вторых, ГТО времён СССР было очень необходимо для укрепления и оздоровления организмов граждан и поддержания боевой готовности своих будущих воинов защитников своей державы. Особенно в периоды второй мировой войны, Афганистана и противостояние с США (период так называемой холодной войны противостояние двух сверх держав Союза Советских Социалистических Республик и Соединённых Штатов Америки).А так же ГТО стал на долгое время положительным примером в обществе. Большое количество граждан принимало в нём участие, сдавали нормативы не зависимо от социального статуса и поло - возрастных особенностей.   

  3. В-третьих, поддержания здорового образа жизни  жителей своей большой нации положительно сказывалось и на демографической политике государства.

  4. В-четвёртых, средство массовой информации тех времён (газеты, журналы, телевидение, радио тоже несли положительный заряд своим слушателям извещали их о новых рекордах  и предстоящих спортивных мероприятиях.      

  5. В-пятых, делая вывод можно сказать, что ремейк на ГТО времён СССР начинает постепенно приобретать значимость в молодёжной среде, завоёвывать авторитет. Безусловно, личным примером должны стать знаменитые атлеты, спортсмены разных видов спорта такие выдающиеся спортсмены как Д.Ю.Носов бывший Российский дзюдоист, заслуженный мастер спорта по дзюдо, мастер спорта по самбо. А.А.Карелин бывший Российский борец классического (греко-римского) стиля. Ф. В. Емельяненко дзюдоист, самбист. И много других знаменитых личностей, которые будут дальше популяризировать ГТО в нашей стране.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ГТО: история прошлого и настоящего

Автор: Железнова Галина Анатольевна

Дата: 28.12.2016

Номер свидетельства: 374146

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "ГТО: прошлое и будущее."
    ["seo_title"] => string(28) "gto-proshloie-i-budushchieie"
    ["file_id"] => string(6) "265982"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450076069"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "ГТО: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ"
    ["seo_title"] => string(31) "gto-proshloie-i-nastoiashchieie"
    ["file_id"] => string(6) "277881"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453016431"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "«Развитие патриотизма у учеников в урочное и внеурочное время» "
    ["seo_title"] => string(70) "razvitiie-patriotizma-u-uchienikov-v-urochnoie-i-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "231620"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442570749"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства