Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности "Мой город, моя семья, моя школа"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Одинцовская гимназия № 13
«Утверждено»
Директор
МБОУ Одинцовская гимназия № 13
_________________ Л. В. Полякова
Приказ № _30______ от _.08____________ 2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
для основного общего образования
по теме «Мой город, моя семья, моя школа»
для 9 классов общеобразовательных учреждений
(9Б класс)
базовый уровень
Составитель:
Орехова Любовь Григорьевна,
классный руководитель 9Б класса
г. Одинцово
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Она может стать одним из механизмов достижения высоких воспитательных результатов школьников.
В соответствии с ФГОС количество часов внеурочной деятельности классного руководителя в 9 классе за учебный год на ступени основного общего образования составляет 34 часа. Программа может реализовываться как в рамках отдельно взятого класса, так и в рамках школьников одной возрастной группы.
Рабочая программа классного руководителя - индивидуальный инструмент классного руководителя, с помощью которого он определяет наиболее оптимальные и наиболее эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации воспитательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям Стандарта.
Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции учащегося, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Нормативные документы:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Учебный план МБОУ Одинцовская гимназия № 13 на 2020/21 учебный год;
Цель программы
Создание условий для формирования основ патриотизма, воспитание качеств человека, которые составляют основу ее коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи, через обращение к историческим истокам своей семьи. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи
создать условия для развития духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными;
воспитывать чувство долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа;
формировать умения и потребности сохранять и приумножать богатства природы;
способствовать развитию нравственных взаимоотношений в семье;
воспитывать чувство гордости за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны.
дать представления о символах государства Флаге, Гербе России, Гимне России;
формировать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
способствовать развитию стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
воспитывать любовь к школе, своему городу, народу, России, уважение к защитникам Родины;
способствовать развитию умения отвечать за свои поступки;
формировать отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Место курса в учебном плане.
Объем учебной нагрузки согласно учебного плана образовательной организации на 2020/21 учебный год 1 час в неделю. Учитывая продолжительность учебного года (34 недели), планирование составлено на 34 часа в год.
Формы работы:
Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
Деловые игры;
Беседы, диспуты, викторины, анкетирование;
Исследовательская деятельность;
Коллективные творческие дела;
Смотры-конкурсы, выставки;
Экскурсии, поездки, походы;
Программа “Моя школа, моя семья, мой город” условно разделена на несколько содержательных тем:
Я и школа – формирование гражданского отношения к школе;
Я и семья – формирование гражданского отношения к своей семье;
Я и мое Отечество – формирование гражданского отношения к Отечеству;
Я и планета – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения
Требования к личностным результатам
Требования к метапредметным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
адекватно оценивать поведение своё и окружающих.
Требования к предметным результатам:
Ожидаемые результаты:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
ощущение себя равноправным членом коллектива школы;
мотивация обучающихся на успешное освоение знаний, умений и навыков;
интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам;
раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия;
принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях;
проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом; знание истории Отечества, своего города, столицы Родины;
взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, обучающихся и классного руководителя
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию;
выражать свои предпочтения и отрицания; выражать и аргументировать свое отношение к происходящим событиям вокруг;
понимать собственные действия, которые помогают быть успешными;
осваивать ценностные нормы общения, поведения и взаимоотношений;
осмысливать собственную систему взглядов, знаний, убеждений, жизненных принципов на основе общечеловеческих ценностей;
Учащиеся получат возможность научиться:
планировать и жить по заданному плану, анализировать, что они делают и объяснять, почему для них это важно;
владеть понятиями норм общения, взаимодействия в команде, группе, классе, школе;
ценностям общения взаимодействия, принятым в современном обществе и анализировать собственные изменения, организовывать и проводить мероприятия, аргументировать свою точку зрения.
Содержание 9 класс, 34 часа
Тема 1. “Я и школа” (8 часов) – формирование гражданского отношения к себе.
Кто я? Какой я? Откуда я родом. История гимназии. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни.
Мир моих интересов. Я и мой класс. Мой лучший школьный друг. Зачем нужно учиться в школе. Тест «Познай себя». Правила счастливого человека. Удивительный мир книги
Тема 2.“Я и семья” (7 часов) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мои обязанности. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки. Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел. Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Бабушкины советы.
Тема 3. “Я и мое Отечество” (12 часов) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Я – гражданин России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России. Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа.Города – герои. Герои Великой Отечественной войны. Экскурсия в центральный музей Великой Отечественной войны «Музей Победы». Сто великих женщин. Образ русской женщины. Знаменитые писатели и поэты России.
Тема 4.“Я и планета” (7 часов) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Мы в ответе за тех, кого приручили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. Тропы природы. Волшебный мир руками детей.
Природа в поэзии. Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены. Чем живёт планета Земля? Десант чистоты и порядка
Темы проектных и исследовательских работ по курсу внеурочной деятельности «Мой город, моя семья, моя школа».
Школьная символика: герб, флаг
Этикет и мы
Досуг молодежи
Семья в произведениях писателей разных лет
Экология водоемов
Мир наших увлечений.
Семейные путешествия.
Имена родного края.
Чьё имя носит моя улица?
Памятники города
Погода своего региона.
Дикорастущие растения своего региона.
Экологические связи в природе.
Образ Родины в картинах художников.
Календарно-тематическое планирование - 9 класс (34 часа)
№ урока
Раздел, тема
Кол-во часов
Планируемые сроки
Фактические сроки//
коррекция
Тема 1. “Я и школа”
8
Кто я? Какой я? Откуда я родом.
1
История гимназии
1
Правила жизни. Правила счастливого человека.
1
«Можно» и «нельзя» в жизни.
1
Мир моих интересов.
1
Я и мой класс. Мой лучший школьный друг. Зачем нужно учиться в школе
1
Тест «Познай себя». Правила счастливого человека
1
Удивительный мир книги
1
Тема 2.“Я и семья”
7
Что значит быть хорошим сыном и дочерью.
1
Моя семья – моя радость. Мои обязанности.
1
Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники.
У моих родителей – золотые руки.
1
Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро!
1
Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.
1
Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки.
1
Операция «Красный крест». Бабушкины советы.
1
Тема 3. “Я и мое Отечество”
12
Поговорим о толерантности.
1
Геральдика – наука о гербах. Символика России. Я – гражданин России.
1
Символы нашего края.
1
Государственный праздник – День Согласия и примирения.
1
Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети».
1
Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию.
Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России.
1
Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать.
1
О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа.
1
Города – герои. Герои Великой Отечественной войны.
1
Экскурсия в центральный музей Великой Отечественной войны «Музей Победы»
1
Сто великих женщин. Образ русской женщины.
1
Знаменитые писатели и поэты России
1
Тема 4.“Я и планета”
7
Мы в ответе за тех, кого приручили.
1
Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.
1
Тропы природы. Волшебный мир руками детей.
1
Природа в поэзии.
1
Растения из Красной книги
1
Растения – рекордсмены.
1
Чем живёт планета Земля? Десант чистоты и порядка
1
Список методической литературы
Командные игры - испытания. сборник игр. -М.: Пед .общество «Россия»,2003.
БушуеваЛ. Книга добрых поздравлений. - М.: РИПОЛ классик, 2005.
Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, 1994.
Брюсов В.Я. Стихотворения. - М., 1984.
Извекова Н.А., Сурьянинова Н.С. Мир вокруг. - М., 1978.
Огарев Н.П. Страна моя родимая. -М., 1982.
Томилин А. Есть ли вода в Море Дождей. - М., 1984.
Тютчев Ф., Фет А. Весенняя гроза. - М., 1977.
К.Фопель Как научить детей сотрудничать(психологические игры и упражнения).- м.,2000.
Тренинг партнёрского общения. Под ред. С.В.Поляковой .-М.,1996.
Л. Г. Федоренко. Секреты общения.-С-Пб, 2003.
Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону, 2002.
Журнал «Классный руководитель»,№1,2003; №3,1,2004,№2,2005,1997, № 3.
3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2007.