kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочное занятие «Рыба-вода, ягода-трава, а хлеб- всему голова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Воспитание уважительного отношения к хлебу и к людям, которые его выращивают, обрабатывают и пекут.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие «Рыба-вода, ягода-трава, а хлеб- всему голова»»

Воспитательное занятие

Тема: «Рыба-вода, ягода-трава, а хлеб- всему голова»

Цель: Воспитание уважительного отношения к хлебу и к людям, которые его выращивают, обрабатывают и пекут.

Задачи:1) Дать знания по данному вопросу. Вырабатывать практические навыки выпечки изделий из дрожжевого теста.

2)Развивать интерес к истории своего народа, творческие способности детей, речь, память.

3)Воспитывать бережное отношение к хлебу. Вызвать положительные эмоциональные переживания.

Форма: Инсценировка

Оборудование: Костюмы для действующих лиц:

1)Хозяйка-русский сарафан

2)Колосок-ободок с изображением колоска

3)Батончик –ободок с изображением батона

4)Каравай –ободок с караваем

5)Краюшка-ободок с краюшкой

6)Булочка –ободок с булочкой

7)Сказочник -красивое платье со звездами

8)Первобытные люди –лохмотья в виде шкур

9)Домовой –шляпа, веснушки, брюки и рубашка с заплатками

План

1.Организационный момент

1) Введение в тему

а) чтение воспитателем арабской сказки «Хлеб и золото» ),

б) беседа по содержанию сказки

в) путешествие к предкам

г)представление хозяйкой всех своих помощников

2.Основная часть

а) «Как все начиналось?»

б) «Эволюция печек»

в) «Голод. Война»

г) «Суеверия»

3.Заключительная часть

а) «Кроссворд»

б) Стихотворение «Хлеб» С. Гараева

в) Возвращение в наше время

г) Чаепитие

Сценарий занятия

Начать нашу беседу я хочу сказкой. Это арабская сказка «Хлеб и золото» (слайд №3)

Аббас был бедный крестьянин. Целыми днями трудился он, чтобы добыть пропитание себе и своей семье, а в свободные часы все думал о том, как бы найти клад, который избавил бы его от нужды. Однажды в очень жаркий день Аббас, как обычно, работал в поле. Почувствовав сильную усталость, он сел под дерево и принялся мечтать: «Если бы Аллах дал мне волшебную силу, чтобы я мог превращать все, чего не коснусь рукой, в золото, тогда я избавился бы от тяжкого труда и зажил бы в полное удовольствие» И вдруг он услышал голос:

-О, Аббас! Сейчас ты получишь то, чего тебе хочется! Положи свою руку на какой-нибудь предмет и он тотчас превратит в чистое золото. Аббас не поверил своим ушам. Но все же потянулся к земле и взял маленький камешек. Едва он коснулся его- камешек тут же превратился в чистое золото. Потом он дотронулся до другого камня- и тот тоже стал золотым.

Аббас очень обрадовался и подумал: «Сейчас я отправлюсь в город и превращу пыль и камни в золото. Потом куплю много земли, построю на берегу реки дворец и окружу его огромным садом…

Я куплю прекрасных коней и облачусь в роскошные одежды…»

Тут он хотел подняться, но, почувствовав сильную усталость, голод и жажду, понял, что не сможет идти.

«Сьем -ка я то, что принес с собою утром из дому»- решил он и протянул руку к завтраку, который лежал в маленьком мешочке возле дерева. Аббас взял лепешку, но, положив ее в рот, почувствовал металл.

Хлеб превратился в золото! Он страшно испугался. Как он будет теперь есть и пить?

Как он будет жить в этом мире золотых слитков? Ведь так он умрет от голода, даже не попользовавшись золотом, которое без труда дается ему в руки. Так думал Аббас, но тут он открыл глаза, увидел себя примостившимся в тени дерева и понял, что спал. Глубокий вздох облегчения вырвался из его груди, словно гора свалилась у него с плеч. Хорошо, что это был лишь сон!

Воспитатель:

Мы привыкли к виду, вкусу, запаху хлеба. Он давно уже стал нашей каждодневной пищей. «Худ обед, коли хлеба нет». Но удивителен он больше всего тем, что привычен, обязателен, как вода, воздух, как сама жизнь. Иметь каждый день хлеб и ничего не знать о нем это все равно, что быть Иваном не помнящим родства.

-Чтобы все узнать мы отправимся в путешествие во времени и перенесемся в крестьянскую избу, где хозяйка представит нам своих помощников. (Слайд №4)

Хозяйка : Колосок, батончик, каравай, булочка, краюшка.

-Колосок расскажет как первобытные люди нашли хлеб. (Слайд №5)

Колосок : Было это давным-давно, не было на свете еще ни бабушек, ни дедушек.

Люди тогда не умели шить одежду, выращивать растения. Чтобы не умереть с голоду они бродили по лесам, по полям, искали съедобные травы, коренья, плоды.

Это было очень тяжело. И вот однажды первобытный человек нашел зернышко, разжевал его и понял, что оно может его прокормить.

Воспитатель : (Слайд №6) До революции пшеницу считали барским хлебом. «Пшеница кормит по выбору, а матушка рожь-та всех сплошь».

Из этого следует, что ржаной хлеб хуже.

Напротив он сытнее белого. Зерно еще не хлеб. Прежде чем попасть с поля на стол, оно пройдет большой путь- побывает на току и на элеваторе, на мельнице и в пекарне. На приготовление одной буханки хлеба идет 11-12 тысяч зерен.

Хозяйка: А как от зерен пришел к выпечке хлеба?

Батончик : Многие считают, что человек и хлеб- ровесники. Наверное, это справедливо, если считать, что вначале человек потреблял хлеб в виде сырых зерен. А вот хлеб печеный имеет свою историю. К хлебу человек шел от каши. Первым хлебом была лепешка, ее сделали из густой каши. Считают, что началось все с хозяйки, которая налила в горшок меньше воды, потом рабы закисшую кашу обжарили.

Первые лепешки были твердые и люди ели их, размачивая в воде, молоке или вине.

И только через тысячелетия человек догадался делать хлеб из муки грубого помола.

Колосок : «А какие были первые печки?» (Слайд№7)

Хозяйка: Самый-самый первобытный человек свою лепешку на костре пек. Поставит три в виде буквы «П» на верхний камень лепешку шлеп, а внизу костер разведет и хворост подбрасывает. А когда научился из глины горшки лепить по другому стал печь: в горшок хлеб положит, над костром подвесит. А за костром все время нужно было следить, чуть зазевался и хлеб испорчен. Потом копали ямы, выкладывали их камнями, разжигали огонь, вынимали угли и на горячие камни клали тесто.

Воспитатель: (Слайд№8) Я хочу вам рассказать о русской печке. Ее используют и сейчас украинцы, белорусы, татары, башкиры. Очень уж она удобная. А русской ее прозвали европейцы. У них на западе для тепла- камин, пищу варить- плита, хлеб печь тоже специальная печка. А тут все это вместе одна печь делает. Придумали ее у нас тоже не случайно. Потому что зимы у нас длинные, холодные, тепла в избе надо много. И хлеб у нас –главная пища. «Хлеб на стол- и стол престол, а хлеба ни куска- и стол доска». Русской печке около четырех тысяч лет. Дрова для нее брали березовые, они прогорали, всю золу выметали и выстилали печку капустными, дубовыми листьями или ржаной соломой. Хлеб садили деревянной лопаткой, закрывали заслонку. И ждали, когда хлеб испечется. Некоторые сорта хлеба выпечь без русской печки невозможно, например, ржаной хлеб по 4-5кг.(нынешний 5-7 буханок) А стоять он должен в горячей печи 2-3часа. Русская печь была центром дома, его корнем. И не было тягостнее проклятья чем: «Да потухнет огонь в твоем доме».

Хозяйка: «Печь кормилица, печь искусница, печь наставница». Все многообразие русской кухни рождалось в ней старанием хозяек. Одна только выпечка хлеба чего стоит?! Качеством выпечки испокон веков выверяется мастерство хозяйки дома. Не получится каравай-трагедия. Сколько существует об этом примет: «Хлеб печется- не мети избы», «Хлеб раздвоится- кто-то уедет из дома» ит.д.

Краюшка: «Булочка, ты такая вкусная, тебе наверное тоже в русской печке пекли, да на сметанке?»

Булочка: Нет, я родилась на заводе и печи там не такие, посмотрите. (Слайд№9)

Колосок: «А почему хлеб такой пышный?»

Булочка: В муке есть клейкое вещество- клейковина. А дрожжи - это специальные грибки, которые очень любят сахар. Когда тесто смешивают с дрожжами, они поглощают из него сахар, а сами образуют углекислый газ. Из-за этого газа получаются пузырьки. Он хочет из теста вырваться, а клейковина его не выпускает, не дает тесту разрываться и оно раздувается.

-А что еще нужно для вкусного хлеба?

Какие продукты, условия? (Слайд№10)

Каравай: А я слышал о голодном о «голодном хлебе».

Интересно, что это такое? (Слайд№11)

Краюшка: Так называли хлеб из лебеды. Это такое растение. Родился он в голодный год в Киеве. Монах Прохор пек из лебеды хлеб и раздавал их голодающим. Ну ,а какой был этот хлеб? Черный каравай, напоминающий ком земли, на зубах хрустит кожура семян, сильно соленый(солью перебивали неприятный привкус). Во всяком таком хлебе было немного ржаной муки.

В Петербурге в одном музее под стеклом лежит черный кусочек засохшего хлеба величиной с детскую ладошку. Это память о страшных днях блокады. Этот блокадный хлеб делали из пищевой целлюлозы, обойной пыли, выбоек из мешков, хвои, жмыха, ржаной муки. А формы смазывали соляркой. Незабываемый подвиг совершили в дни блокады ученые Всесоюзного института растениеводства. Они спасли богатейшую коллекцию зерен- более ста тысяч образцов пшеницы, ржи и т.д. 28 человек умерло от голода, находясь рядом с пакетами риса, кукурузы. Хлеб еще ценен ценностью человеческих поступков.

Воспитатель: Нужда, лишения сформировали в народе культ хлеба. «И беду можно с хлебом съесть» Ведь хлеб больше, чем пища, есть в нем душа. Им клянутся, его вносят в новый дом, хлебом и солью встречают дорогих гостей, краюху материнского хлеба берут с собой в дорогу, как благословенье. Именно отношением к хлебу выверяется душевная щедрость человека.

Домовой: (Слайд№12)

Буханку хлеба, которую испекли в страстную пятницу привязывали льняным шпагатом к притолоке и этот хлеб не пускал в дом злых духов. В доме каждого моряка или рыбака висел хлебец, слепленный в виде кораблика. И пока он цел, никакая беда не грозила ушедшему в море. В некоторых деревнях жил «поедатель грехов»- как правило глубокий старик. За небольшую плату его приглашали на похороны, где он съедал буханку хлеба, испеченную родственниками усопшего, и тем самым брал все его грехи на себя. Глубокая вера в святость хлеба жила в народе всегда.

Сказочник: рассказывает сказку «Три ржаных колоса»

«Все началось под Новый год. Жил в деревне богатый крестьянин. Деревня раскинулась на берегу озера и на самом видном месте стоял дом богача. А на другом берегу возле самого леса ютилась маленькая избушка бедняка. По традиции нужно было перед Новым годом положить на крышу дома ржаные колосья для воробьев. Богач пожалел для птиц хлеба. А бедный, хоть и стол его был пуст, вспомнил о пташках. Вечером он послал своих детей в лавку купить хлеба и молока. По дороге домой они встретили волчицу и медведицу и поделились с ними хлебом. Домой они принесли оставшиеся 2 буханки хлеба и молоко. Время уже подходило к полуночи и все семейство село за стол. Отец нарезал хлеб и разлил молоко. Но хлеб оставался целым и кувшин был полон. Наутро они увидели на столе ту же картину. С тех пор все пошло у них на лад и урожаи большие и все у них спорилось. Зато у богатого крестьянина хозяйство пошло вкривь вкось. Солнце как будто обходило стороной его поля. Вот что бывает, если хлебом не поделишься.

Воспитатель: А ,как сегодня люди берегут хлеб? (Слайд№13)

Батончик: По стране в пищевые отходы попадает около пяти процентов хлеба. Для получения такого количества хлеба надо вспахать, засеять и обработать 1миллион141тысячу гектаров пашни. Это на 40 гектаров больше, чем все поля с пшеницей в Челябинской области. Выходит, что хлеборобы Южного Урала работают впустую.

Сказочник: А я знаю еще одну сказку. «Сказка о сухих корочках»

Жил был на свете один гончар. Стар он уже стал и поэтому отправил своего сына на базар в город продавать горшки. В дорогу отец сыну дал хлеба и посоветовал не выбрасывать сухие недоеденные корочки, складывать их в мешочек. Юноша был послушным все так и сделал, хотя его попутчики смеялись над ним. На обратном пути разыгралась буря и караван сбился с дороги. Долго блуждали они в песках и чуть не умерли с голоду, если бы не юноша, который сберег хлеб. Хлеб дал им силу и надежду отыскать дорогу домой. Когда они вернулись, все благодарили мудрого отца. Бережливость в малом спасает от большой беды.

Воспитатель: Не случайно мы с вами ведем разговор о хлебе за столом, откровенно о сокровенном. «Хлеб на обед, а слово на ответ». «Сердись, бранись, дерись, а за хлебом-солью сходись». За хлебом солью любая беседа хороша.

Хозяйка: Настал черед вынимать наш каравай. Но печь наша не простая, чтобы испечь в ней каравай нужно отгадать ее загадки и узнать из каких продуктов делают хлеб. (Слайд№14)

Загадки (слайд№15)

1.Белая водица всем нам пригодится. Из водицы белой все, что хочешь делай (молоко)

2.Сбежит с огня, нырнет в шубейку, потом накормит всю семейку (пирог)

3.Маленькое, сдобное колесо съедобное. Я одна тебя не съем, разделю ребятам всем. (бублик)

4.Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают? (блины)

5.Нашел я шар, разбил его, увидел серебро и золото (яйцо)

6.Весь из золота отлит, на соломинке стоит (колос)

7.Белый камень в воде тает (сахар)

8.В воде родится, воды боится (соль)

9.Может снять с кастрюли крышку

Может превратиться в пышку,

И ватрушкой может стать, если бабушку позвать (тесто)

10.Белая беляна по полю гуляла, домой пришла, в сусек легла (мука)

11.Я пузырюсь и пыхчу, жить в квашне я не хочу, надоела мне квашня, посадите в печь меня (дрожжи)

(Проверка слайд №16)

Хозяйка: Ну молодцы, отгадали. Посмотрите какой румяный получился каравай.

Воспитатель: Вот хозяин его на широкой ладони,

Как младенца, несет в горделивом поклоне.

Прижимает к груди каравай духовитый,

И крутые ломти распадаются сытно.

Только младший не трогает нежного хлеба.

Прежде смотрит на мать, снизу вверх,

Как на небо

Иона, спохватившись, что сына забыла

Самой лучшей горбушкой его наградила

Эх, какое веселье вокруг каравая!

Так и светится хлеб на столе, одаряя

Всех сидящих вокруг теплотой и здоровьем

Хлеб-достаток

Хлеб-дом

Хлеб- всему предисловье

«Хлеб» С.Гараева.

-Мы возвращаемся после долгого путешествия в наше время и желаем всем вам, чтобы никогда не смогли вы хлебом пресытиться и чтобы на столе было его всегда в достатке. (слайд №17)

Пословицы, которые не вошли в сценарий

«Ешь щи с мясом, а нет так хлеб с квасом»

2. «Вода вымоет, а хлеб выкормит»

3. Не поглядев на хлеб, не говори что сыт»

4. «Колос на поле, а хлеб на столе»

5. «Без хлеба и с меду тошнит»

6. «Калач приестся, а хлеб никогда»

7. «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно»

8. «Хлеб да соль и обед пошел»

9 «Хата бела, да без хлеба беда»

10. «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, хлеба каравай и под елью рай»

11. «Зимой без шубы не стыдно, а холодно, а в шубе без хлеба и тепло, да голодно"





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеурочное занятие «Рыба-вода, ягода-трава, а хлеб- всему голова»

Автор: Cтародубцева Ирина Ивановна

Дата: 20.11.2023

Номер свидетельства: 640223


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства