Урок общения на тему "Крещение Руси - обретение истории"
Урок общения на тему "Крещение Руси - обретение истории"
В 2015 году отмечается 1000-летие со дня смерти Крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира (ок. 960–1015). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2014 года № 350 «О проведении мероприятий, посвященных памяти святого равноапостольного Великого князя Владимира – Крестителя Руси» и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2014 года № 1694-р утвержден и реализуется план мероприятий по подготовке и проведению юбилейных торжеств, посвященных памяти этого выдающегося исторического деятеля. В соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области (от 3.03.2015 г. № 319-р) «Об утверждении плана основных мероприятий по подготовке и проведению юбилейных торжеств, посвященных памяти святого равноапостольного Великого князя Владимира – Крестителя Руси» министерство образования Нижегородской области рекомендует организовать проведение 1 сентября 2015 года в общеобразовательных организациях региона единого открытого урока по теме «Крещение Руси – обретение истории».
Цели единого открытого урока «Крещение Руси – обретение истории» – привлечь внимание учащихся к начальным событиям христианизации Руси, к деятельности Великого князя Владимира, раскрыть историческое значение его цивилизационного выбора для нашего Отечества, содействовать формированию у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, уважения к деяниям предков, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок общения на тему "Крещение Руси - обретение истории" »
Урок общения на тему:
«Крещение Руси – обретение истории».
Вступительное слово учителя (слайд 2).
- В 2015 году отмечается 1000-летие со дня смерти Крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира (ок. 960–1015). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О проведении мероприятий, посвященных памяти святого равноапостольного Великого князя Владимира – Крестителя Руси» и Распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден и реализуется план мероприятий по подготовке и проведению юбилейных торжеств, посвященных памяти этого выдающегося исторического деятеля.
- Сегодня и мы с вами поговорим об этом выдающемся человеке, его жизни и той роли, которую он сыграл в истории нашей страны.
Выступление подготовленных учеников.
1-й ученик (слайд 3).
- Владимир родился около 962 года. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини Ольги. Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабу, Ольга сослала ту в отдаленное селение Будутину. Здесь и родился будущий великий князь. Вскоре Владимира отобрали у матери. Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги.
Летом 969 года, незадолго до своего окончательного отъезда на Дунай, князь Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями. Старшему, Ярополку, достался Киев, Олегу – Древлянская земля. В это время в Киев пришли новгородцы, просившие себе князя. «Абы пошел кто к вам?» – насмешливо спросил их Святослав. Новгородцы, по совету дяди Владимира по матери, Добрыни, попросили себе на княжение Малушиного сына. Святослав согласился. Так Владимир еще ребенком сделался новгородским князем.
2-й ученик (слайд 4, 5, 6)
- Вскоре Святослав погиб (это произошло весной 972 года), и его сыновья стали княжить в своих землях совершенно самостоятельно. Около 977 года между Ярополком и Олегом началась война, в результате которой Олег погиб. Напуганный этим известием Владимир бежал из Новгорода «за море», надо полагать, к варягам, в скандинавские земли или Прибалтику. Спустя некоторое время во главе наемного варяжского войска он вновь появился в Новгороде (захваченном к тому времени наместниками Ярополка). Так началась война между Владимиром и его братом. Успех в войне сопутствовал Владимиру. Летом 978 года он осадил Киев. Ярополк бежал в город Родню (в устье реки Рось, притока Днепра), который также был осажден войсками Владимира. В окружении Ярополка нашелся предатель, некий Блуд; Владимир вступил с ним в переговоры, и Блуд уговорил Ярополка прекратить сопротивление и сдаться на милость брата. «Сбылась-де мечта твоя. Веду к тебе Ярополка. Приготовься убить его», — такие слова передал Блуд Владимиру.
И Владимир решился на братоубийство. Когда Ярополк вступил в покои Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его на мечах «под пазуху». Следовавший за князем Блуд проворно затворил двери, не дав ворваться на помощь Ярополку его слугам. С этого злодейского убийства и начинается киевское княжение Владимира, которое продолжалось долгих тридцать семь лет.
3-й ученик (слайд 7, 8).
- Летописцы не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками.
Кроме того, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон – поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши. «И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», – рассказывает летопись.
При всем том Владимир в эти годы проявляет всяческую заботу об укреплении государства. Он совершает несколько успешных походов на запад и восток (против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар), подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей, вятичей), присоединяет к Руси т.н. Червенские города (Волынь). Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде.
4-й ученик (слайд 9, 10).
- Летописи и жития святого Владимира содержат подробный и яркий рассказ о крещении киевского князя. Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о том, что сперва князь принял послов от волжских болгар (мусульман), латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон. Затем в Киев явился и греческий философ, убеждавший Владимира в преимуществах православного вероучения. Владимир избрал «добрых и смысленных мужей» и отправил их в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы. Вернувшись в Киев, «мужи» рассказали о красоте византийского богослужения: «Не знали – на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах». Посоветовавшись с боярами и «старцами градскими» (представителями городского самоуправления), Владимир соглашается с тем, что византийская вера лучше всех остальных.
5-й ученик (слайд 11, 12).
- Крещению Руси предшествовали такие события: в 987 году в войсках византийского императора вспыхнул бунт. Он обратился к Владимиру с просьбой о помощи. Князь согласился послать войско в Византию, но потребовал, чтобы император отдал ему в жены свою сестру Анну. Этот брак поднял бы международный авторитет киевского князя: до сих пор еще не одна византийская принцесса не становилась супругой какого-либо европейского правителя. Император потребовал в ответ, чтобы Владимир принял христианство и крестил свою страну. Был подписан соответствующий договор, и русский отряд разгромил мятежников. Однако император не спешил выполнять свои обещания. Тогда Владимир захватил центр владений Византии в Крыму – Херсонес (Корсунь), получив удобную базу для последующих нападений на империю с моря. Император был вынужден уступить.
В 988 году Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе, отдав Корсунь в качестве выкупа за невесту.
После возвращения Владимира в Киев (989 год) начинается крещение народа.
6-й ученик (слайд 13).
- Летопись рассказывает о свержении Владимиром языческих кумиров, поставленных им самим за несколько лет до этого. «Придя в Киев, повелел Владимир кумиров ниспровергнуть: одних изрубить, а других огню предать. Перуна же повелел привязать к хвосту конскому и волочить его с Горы… и приставил 12 мужей бить его жезлием… Когда же тащили его к Днепру, оплакивали его неверные люди, ибо не приняли еще святого крещения».
Князь повелел сплавить идола вниз по течению Днепра, причем проследить, чтобы он не приставал к берегу, пока не пройдет днепровских порогов. Так Русь распрощалась со своим главным языческим богом. После этого последовало крещение киевлян. Летопись приводит слова, с которыми Владимир обратился к своим подданным: «Если кто не придет завтра на реку – богат ли, или убог, или нищий, или раб – да будет противник мне». Крещение киевлян происходило в водах реки Почайны, притока Днепра. Совершали таинство священники «царицыны» (то есть приехавшие на Русь с царевной Анной) и «корсунские» (то есть привезенные князем из Корсуни).
7-й ученик (слайд 14).
- Принятие христианства совершенно изменило князя Владимира. Нет сомнений, что он искренне и всей душой принял новую веру. Летопись и княжеское житие более всего отмечают его исключительное милосердие и нищелюбие. Услыхав слова Писания: «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7), Владимир начал творить множество добрых дел. Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать все, что ему потребно, – едой, питьем или деньгами. Более того, узнав, что больные и немощные не могут добраться до его двора, князь повелел развозить для них по городу пропитание. «И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: “Где больной или нищий, не могущий ходить?” И тем раздавать все, что им нужно», – рассказывает летописец. Его милостыни бедным не знали меры. «Красным Солнышком» прозвал Владимира русский народ.
8-й ученик (слайд 15, 16).
- При этом князь продолжал оставаться победоносным полководцем, мужественным воином, мудрым главой и строителем государства. При святом князе Владимире Киевская Русь достигла расцвета, и ее влияние распространилось далеко за ее пределы.
При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси. Заложены города Владимир (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.) и многие другие.
Владимир стал возводить храмы. С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, князь Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников. В 1007 году святой Владимир перенес в Десятинную церковь мощи святой равноапостольной Ольги. А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребена его супруга, сподвижница многих его начинаний, блаженная царица Анна.
9-й ученик (слайд 17, 18).
- Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси, что связано с Крещением. Как и многие другие прогрессивные реформы в земле Русской, проводилась она насильственно. Первыми учителями на Руси были как византийцы, так и болгары, в том числе учившиеся на Афоне.
В историческую память народа киевский князь вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко – легендарный князь русских былин, которому несли службу все русские былинные богатыри. Любовь народа снискали не только его христианские добродетели, но и неустанная забота об обороне Русской земли.
Князь Владимир скончался в сельце Берестовом близ Киева 15 июля 1015 года.
Русские люди начали чтить память своего Крестителя уже в XI веке. А причисление князя Владимира к лику святых происходит в XIII веке. Наверное, этому способствовало и то обстоятельство, что именно в день памяти святого Владимира (15 июля) была одержана одна из славных побед русского оружия — битва на Неве, в которой дружина новгородского князя, потомка Владимира Святого, Александра Ярославича (Александра Невского), разгромила шведское войско.
Учитель (слайд 19, 20, 21).
- Мощи святого князя Владимира, как и мощи блаженной княгини Ольги, разделили трагическую участь Киевской Десятинной церкви, разрушенной татарами в 1240 году. На многие столетия гробница святого князя оказалась погребенной под развалинами храма. В 1635 году киевский митрополит Петр Могила, казалось бы, обнаружил драгоценную святыню – два саркофага, в одном из которых, по его предположению, находились мощи святого Владимира. «В воспоминание будущим родам» святитель извлек из гроба главу и кисть правой руки. Впоследствии глава была положена в главный храм Киевской Печерской лавры во имя Успения Пресвятой Богородицы, кисть — в Киевский Софийский собор. Часть святых мощей оказалась в Москве, в Успенском соборе.
Выступая на торжественном приеме по случаю 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира 28 июля 2015 г. президент России В.В. Путин сказал: «В эти дни Россия, весь православный мир отмечают праздник Крещения Руси. Значение этого события – обретение народом веры и духовной опоры – невозможно переоценить. Очевидно, что Крещение стало ключевым поворотом всей российской истории, государственности и нашей культуры. В церковную традицию, в память народа Крещение Руси навсегда вошло с именем и делами святого равноапостольного князя Владимира. Князю Владимиру суждено было стать государем великим. Его выбор был прозорливым и предельно ответственным и послужил истоком становления России как уникальной страны-цивилизации. Русь окрепла, возросла могуществом и авторитетом в глазах близких и дальних соседей, на равных вела разговор с народами и Запада, и Востока».
Просмотр фильма «Выбор веры князем Владимиром».
Рефлексия.
- Каково, с вашей точки зрения, значение крещения Руси при князе Владимире? (Слайд 22).