Министерство образования и молодёжной политики Ставропольского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кисловодский государственный многопрофильный техникум»
Филиал ст. Ессентукская
Методическая разработка
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
ИСТОРИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА
ПО ТЕМЕ: «СИМВОЛИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА»
Разработал и провёл Чернов В.А.
мастер производственного обучения
2017г.
Цель проведения:
расширить и закрепить знания учащихся об истории формирования российской символики;
способствовать формированию уважительного отношения к государственной символике и чувства гражданского самосознания;
способствовать осознанию учащимися такого понятия как защита чести страны, школы, класса и личного достоинства;
воспитание чувства гордости и уважения к своей стране;
продолжить формирование умений и навыков работы в команде, принимать решения, отстаивать своё мнение.
Организационный момент:
I этап - подготовительный (информационный блок, подготовка ведущего, формирование команд, оформление зала, подбор наглядности, покупка призов, подготовка протоколов для жюри);
II этап - классный час по теме: «История Российской символики», работа команд по выполнению домашнего задания, словарная работа (десница, скипетр, держава, триколор, оселедец, прапор, символ, стяг, геральдика, герб, флаг, гимн, символика и т.д.)
Форма проведения:
Игра « Счастливый случай»
Сценарий праздника.
(мероприятие проходит в актовом зале, на экране символика Российской Федерации, подготовлены места для трёх команд, команды повязывают галстуки: 1 – белые, 2 – красные, 3 – синие; звучат песни о России, или на фоне музыки читается стихотворение о России)
Выходит ведущий: «Добрый день дорогие студенты и дорогие гости. Сегодня, 12 декабря в День Конституции мы проводим игру « Символика страны». В игре принимают участие две команды 13 и 12 группы и мы приглашаем их на сцену.
Идёт представление команд и жюри.
Ведущий: «Итак, напоминаем правила игры. Она состоит из нескольких геймов, каждая команда имеет право дать один ответ на поставленный вопрос, если ответ неверный - право ответа переходит зрителям. Ответ команд оценивается баллами, зрителей – жетонами. По завершению игры – зритель отдаёт жетон той команде, за которую он болеет. Жюри имеет право поставить поощрительный балл за умение команды обсуждать вопросы, умение слушать ответы соперников, оригинальность ответов. По завершению игры команды получают призы».
Начало игры.
I гейм. Экспресс – разминка (за ответ по 1 баллу)
I тур
Вопросы задаются поочерёдно каждой команде. На столах таблички с цифрами 1.2.3. Задача участников выбрать правильный ответ и поднять табличку с № выбора (на обсуждение время не даётся)
1.Шапку какого правителя Киевской Руси считают символом государственной власти?
а) Ярослава Мудрого
б) Владимира Мономаха
в) Владимира Святого
2.От какой империи Россия унаследовала двуглавого орла на гербе?
а) Римской
б) Византийской
в) Франкской
3. Каким, словом называли в старину правую руку как символ власти?
а) десница (карающая десница правосудия)
б) прапор
в) перст
4. Изображение, какого сельскохозяйственного орудия находилось на гербе и флаге СССР?
а) серп
б) плуг
в) сеялка
5. Какая регалия царской власти в Европе всегда отсутствовала в России?
а) держава
б) меч
в) скипетр
6. Единого герба в древней Руси не существовало, что чаще всего изображалось на княжеских печатях?
а) Святые покровители князя
б) животное, символизирующее что-то
в) княжеский профиль
7. Герб, какого города изображён внутри Российского герба?
а) Киева
б) Москвы
в) Владимира
8. Какое событие объединяет две исторические даты 22 августа 1705 г. и 22 августа 1991
(день государственного флага)
9. На лобном месте Красной площади состоялась публичная казнь трёхцветного флага. Когда это было?
а) 1905 год
б) 1918 год
в) 1936 год
II тур
Перед участниками лежат зелёный и красный флажки. На вопросы отвечают «да» или «нет» (если согласны с ведущим, поднимают зелёный, если нет – красный флажки).
За правильный ответ – 1 балл, если объясняют ответ – дополнительно ещё балл.
И при сходе на берег и при подъёме на борт российские моряки должны отдавать честь капитану (неверно – флагу)
Андреевский флаг при Петре Первом стал флагом торгового флота (неверно, военного)
Первым государственным гимном стала «Молитва русских» на слова Державина (неверно, слова Жуковского)
В 1380 г. на Куликовом поле на великокняжеском стяге был изображён лик Спасителя Иисуса Христа (верно)
На основе русского флага был создан болгарский, правда они поменяли белую полосу на зелёную ( неверно синюю)
Этот трёхцветный шеврон отличал солдата белой армии в годы Гражданской войны (верно)
Слова – синонимы: флаг, прапор, знамя, хоругвь. И только одно из них русское – флаг (неверно – знамя; знамя родственное словам « знаменье», « знак»)
(жюри подводит итоги)
Ведущий: «Пока жюри подводит итоги. Вопросы для зрителей»:
Государства, которые обладают большим экономическим и военным потенциалом и играют определяющую роль в мировой политике и международных отношениях, эмблема власти (золотой шар с короной или крестом наверху-держава)
Какая из горизонтальных полос государственного флага РФ шире: белая, голубая или красная (равновеликие)
Какой предмет одежды не даёт забыть каждому матросу об этих трёх славных страницах русского флота: Гангутском, Чесменском и Синопском сражениях? (воротник матроски с тремя полосками)
Какой символ власти переняли запорожские казаки у князей Киевской Руси (оселедец – прядь волос на выбритой голове)
В каком году приняты современные герб, флаг, гимн РФ (2000/20 декабря- федеральный конституционный закон)
Избрав в качестве государственного символа двуглавого орла, Иван III давал понять, что равен(императору Священной Римской империи)
Какие слова были написаны на российском гербе в 1918 года («Пролетарии всех стран соединяйтесь»
Где находился русский стяг на поле сражения впереди, в середине или в конце войска (в середине, врагу было трудно его захватить)
9. Какие два предмета держит в лапах двуглавый орёл? (скипетр и державу)
2 гейм. «Заморочки из бочки» (за ответ по 2 балла)
Условия конкурса: один из участников команды вытягивает жетон, на котором стоит номер вопроса. Ведущий зачитывает вопрос – команда отвечает, если команда вытягивает жетон с номером 13 – это счастливый случай – она получает приз и два дополнительных балла. (В случае если команда не отвечает, право ответа передаётся зрителям)
Всего команда вытягивает по три жетона (в бочонке 10 жетонов, т.е. возможен вариант того, что «счастливый случай» не попадётся никому).
Ведущий предлагает тянуть жетоны. Тот, кто вытягивает, зачитывает вопрос.
1.Пётр I разделил флот на три части: авангард, кардебатарею, арьергард. Какие флаги он вручил каждой из этих частей? (белый, синий и красный соответственно)
2.Назовите древнерусское название воинского знамени (стяг - у русских дружин был с языческих времён, представлял собой шест с пучком конских волос, клином яркой ткани и др. Слово сохраняется и в наше время.)
3. Крест, какого цвета изображён на полотнище Андреевского флага (голубого)
4. Каким образом демонстрировала всему миру Россия свою власть над Сибирским, Астраханским и Казанским ханствами? (три короны на государственном гербе)
5. Что символизируют на флаге РФ белый, синий и красный цвета?
(белый – мир, чистота, правда; синий – небо, духовность, вера; красный - отвага, героизм).
6.На геральдическом знаке Вооружённых сил России - золотой или серебряный двуглавый орёл – под короной держит в лапах два символа военной мощи и мира. Назовите их (меч и лавровый венок)
7. Сколько щитов изображено на гербе РФ (два – на фоне первого щита – двуглавый орёл, а второй щит – на груди орла)
8. Какой флаг распорядился использовать в качестве государственного Александр III в 1883 г. (бело-сине- красный)
9. Как называли при Петре I знаменосца (прапорщиком, когда-то на Руси знамя называли прапором, следовательно, знаменосец – прапорщик)
(жюри подводит итог)
Ведущий вопросы зрителям:
1.Изображение, какого сказочного существа присутствовало на знамёнах драгунских полков? (дракона)
2. Этот цвет по русским понятиям называли « жаркой» (красный)
3. Этот цвет означает « нетленное совершенство» (белый)
4. Этот цвет – цвет Пресвятой Богоматери (голубой)
5. Что такое « Гюйс» (флаг на носу корабля)
6. Какие два меха использовались в геральдике (горностай и белка)
7. Какие два металла использовались в геральдике (золото и серебро)
8 Кто автор текста современного гимна России (С. Михалков)
9. Кто автор музыки гимна России (Александров)
10. Что такое геральдика? (это наука о гербах)
11. Какой внешний вид флага определил царь Алексей Михайлович для первого русского военного корабля «Орёл» (не по подобию флагов европейских морских держав, а по подобию стрелецких знамён: синий крест, 1 и 4 квартиеры белые, а 2 и 3 – красные)
3 гейм. «Ты мне, я тебе»
(для команд есть возможность выбрать вопросы по одному из символов страны герб, флаг, гимн). По всем вопросам команды готовились к игре заранее. На вопросы отвечает один из членов команды. Если команда не может ответить, отвечают соперники или зрители.
Команды задают друг другу вопросы (это домашнее задание)
Первая тема – флаг (после того, как ответили на три вопроса – на экран выносится изображение флага и надпись: основное назначение флага – служить символом власти и объединения; как правило смена власти приводила к смене флага)
Вопросы:
1.Когда и в каком качестве появился бело-сине-красный триколор в России?
(1693 г. Пётр Первый использовал его в качестве «флага царя Московского». А с 1705 г. Трёхцветное полотнище становится торговым флагом России. При этом собственного флага ещё не было до середине ХIХ в.)
2.Какой флаг с 1858 г. По указанию Александра II стал использоваться в качестве государственного флага России? (династический чёрно-жёлто-белый, что символизировало государственные богатства- землю, золото, серебро)
3.Соотнесите описания официальных российских флагов и их названия:
4.Бело-сине-красный флаг с двуглавым орлом в середине
5.Бело-сине-красный флаг
6.Синие полосы крестом на белом фоне
7.На жёлтом поле коричневый орёл
8.Коричнево-жёлто-белый
А. Императорский дворцовый штандарт
Б. Национальный и торгового флота
В. Государственных гербовых цветов 1858- 1917 г.г.
Г. Андреевский военно-морской
Д. Флаг царя Московского 1653 г.
( 1 – Д; 2 – Б; 3 – Г; 4 –А; 5 – В)
Вторая тема – герб (после того, как ответили на три вопроса – на экран высвечивается изображение герба и надпись: государственный герб отражает определённый исторический этап развития общества, выражает идею государственного могущества и суверенитета; соответствует идеологическим, политическим, религиозным основам государства; герб стал символом государства раньше, чем флаг)
Вопросы:
1.Какие цвета присутствуют в изображении российского герба?
(5 цветов - красный (щиты), золотой (орёл, короны, скипетр, держава, ленты), серебряный (всадник, конь, копьё всадника), синий (плащ всадника), чёрный (дракон, опрокинутый на спину))
2.Сколько корон на гербе России?
(3 короны: две поменьше - на головах орла, а в центре над ними - большая.) Эти три короны являются символом союза республик, краёв, областей из которых состоит Россия.
А также символ союза трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной)
3. Назовите элементы герба России, которые появились в следующие эпохи истории Отечества:
а) Великое княжество Московское
б) Московское царство
в) Российская империя
(а) - изображение Георгия Победоносца; б) - двуглавый орёл, скипетр и держава; в) -императорская корона)
Третья тема – гимн (после того как ответили на три вопроса – на экран высвечиваются слова гимна РФ и надпись: гимн – торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю нацию; усиливать и укреплять национальное и государственное самосознание).
Этапы:
Отечественная война 1812 года;
Октябрьская революция;
Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.;
Становление новой государственности в России
Вопросы:
На экран высвечиваются портреты авторов официальных гимнов России ХIХ- ХХ в.в. и фрагменты гимнов. Ответить на вопросы:
1. Назвать авторов гимнов, которые представлены в данной портретной галерее (С.В. Михалков, П.Л. Лавров, Эжен Потье, В.А. Жуковский, А.В. Александров, А.Ф. Львов)
2. Расставить приведённые фрагменты официальных гимнов в хронологической последовательности (каждый фрагмент озвучивается по ходу ответов)
А. Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!
Б. Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу нам,
Царствуй на страх врагам,
Царь православный.
Боже, Царя храни!
В. Вставай, проклятьем заклеймённый,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущённый
И в смертный бой вести готов.
Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим-
Кто был ничем, тот станет всем.
Г. Отречёмся от старого мира,
Отряхнём его прах с наших ног!
Нам не нужно златого кумира,
Ненавистен нам царский чертог.
Мы пойдём к нашим страждущим братьям,
Мы к голодному люду пойдём,
С ним пошлём мы злодеям проклятья –
На борьбу мы его позовём.
Д. Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена!
(Б, Г, В, А, Д.)
3. Установить соответствие фрагментов официальных гимнов и их авторов
(А.Д – С.В. Михалков, А.В. Александров; Б – В.А. Жуковский, А.Ф. Львов; В – Эжен Потье; Г –П.Л.Лавров)
(жюри подводит итоги)
Ведущий задание зрителям:
прочитать первый куплет и припев гимна РФ
прочитать второй куплет и припев гимна РФ
прочитать третий куплет и припев гимна РФ
Гейм «Тёмная лошадка»
Условия конкурса - участники конкурса должны определить о ком идёт речь, кто раньше поднимет руку, зарабатывает один балл. И от «тёмной лошадки» звучат вопросы (их можно записать заранее и озвучить или прочитать старшекласснику из глубины зала).
Например, ведущий зачитывает краткую характеристику личности (как только участники игры назовут имя, чтение заканчивается)
Особый талант его: никогда не ошибаясь, определять на ту или иную должность самого неспособного
Его образ действий вырабатывался из мысли, что править хорошо – значит, возможно, туже натягивать бразды правления
Идеалом государственного устройства была для него армия: он верил в силу регламентов, уставов и инструкций. Порядка, олицетворением которого, казалась ему деятельность созданной им канцелярии Его Императорского Величества.
Император не отрицал необходимости крестьянских реформ, он даже облегчил положение государственных крестьян, создал несколько комиссий по крестьянскому вопросу, но предпочитал действовать тайно, не спеша.
Европа трепетала, казаки, брошенные на подавление венгерской революции, показали решимость российского императора идти в борьбе с крамолой до конца
Солдат по призванию, солдат по образованию, по наружности и по внутренности
Император взошёл на престол в необычайных обстоятельствах, и первой задачей, которую ему предстояло решить, было выявление причин и наказание участников направленного против самодержавия военного мятежа
23 января 1833 года состоялось первое прослушивание гимна. Прослушав его несколько раз, он оценил гимн очень высоко
( это Николай I)
Затем звучат слова «тёмной лошадки»:
«Мне посчастливилось при помощи машины времени узнать, что в вашем городе сегодня день рождения гимназии. А могу я узнать о символике вашей гимназии? (На экран высвечивается герб гимназии)
За правильный и полный ответ – 2 балла.
Что изображено на Вашем гербе, что это символизирует?
Какой девиз у Вашей школы?
Могу ли я услышать Ваш гимн?
И т.д.
И последние слова «тёмной лошадки»: «Действительно, я сегодня узнал о замечательной гимназии и её учениках самое главное – это большая, сплочённая семья. Ещё раз поздравляю вас с днём рождения. Удачи всем»
После этого жюри подводит итоги, зрители передают свои жетоны командам, за которых болели.
Объявляются победители.
Награждение.
Ведущий обращается к залу с просьбой оценить данное мероприятие: и к взрослым и к учащимся. После этого предлагается закончить встречу или песней «Служить России» или «Гимном гимназии»
При подготовке к мероприятию использованы:
Агеева И.Д. Кто лучше всех знает Россию? Методическое пособие М.: ТЦ Сфера, 2009
Герб, флаг и гимн России: Изучение государственных символов РФ в школе. Методические рекомендации /Сост. М.К. Антошкин. – М.: Айрис – пресс, 2010.
Козленко С.И., Козленко И.В. История. Всероссийские олимпиады. М.: Просвещение, 2011.
Анализ воспитательного мероприятия: «Масленица»
I. Общие сведения
1. Название мероприятия. «Масленица»
2. Дата проведения: 22.02.2017г
3. Организатор мероприятия: Чернов .В. А. мастер производственного обучения
4. Состав группы учащихся: 25 человек
5. Вид деятельности: мероприятие проведения языческого праздника встречи весны «Масленица» т.к. запланировано в воспитательном плане работы
II. Анализ подготовки мероприятия
1. Инициатором организации данного мероприятия являлся, мастер п/о 23 группы Чернов В. А. .Для проведения мероприятия был составлен сценарий по проведению праздника Весны.. При подготовке к мероприятию учащиеся проявили активность, самостоятельность и инициативу. Все учащиеся заучивали слова по тексту сценария, читали отрывки стихов с выражением, были одеты в русские костюмы.
2. Содержание этапов подготовительной работы: мероприятие было запланировано на конец месяца февраль.
3. Степень включенности студенческого коллектива в подготовку мероприятия: все 25 учащихся группы были включены в подготовку и проведение мероприятия.
III. Анализ хода мероприятия
1. Во вступительной части ведущий и скоморохи рассказали историю праздника. Дальнейшее празднование проходило весело и эмоционально, выразительно.
2. Работа в целом прошла содержательно, интересно и организованно.
3. В ходе мероприятия учащиеся приобрели знания о древнерусских праздниках, обычаях и традициях.
4. результативность проделанной работы заключается в том, что учащиеся в ходе мероприятия прочувствовали всю самобытность русского народа.
5. проведенное мероприятие оказало положительное влияние на коллектив учащихся. Проведенное мероприятие будет способствовать дальнейшему интересу к языческим праздникам, русским традициям и обычаям.
6. мастер по окончанию проведения мероприятия акцентировала внимание учащихся на веселье и задор древнерусского народа.
7. Взаимоотношения между учащимися и мастером добрые, соответствуют воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.
IV. Общая оценка воспитательного мероприятия
1. мастеру удалось достигнуть поставленных целей и задач: привлечь учащихся к участию в празднике, расширять знания об истории русского народа через праздники, обычаи, традиции, воспитывать любовь к родной земле, Отечеству.
2. Для учащихся воспитательная ценность проведенной работы очень велика.
3. Педагогические выводы и предложения в адрес мастера и учащихся: продолжить в том же направлении, знакомить учащихся с народной культурой.
V. Анализ деятельности учителя
1. Действия мастера, которые способствовали удачному проведению мероприятия: хорошо подготовлено оборудование, удачно подобран музыкальный фон, сценарий соответствует возрастным особенностям.
2. Педагогические способности и умения, которые были проявлены в ходе воспитательной работы с учащимися: тактичность, доброжелательность, умение увлечь учащихся общим делом.
3. Пожелания и рекомендации для дальнейшего совершенствования воспитательной деятельности мастера: вести работу по ознакомлению учащихся с народной культурой.
Урок посетили:
Зав. отделение _________________________________________А.М. Брескин
Методист Филиала _____________________________________С.А. Кайроманова
Ознакомлен_________________________________________ В.А. Чернов
«____»___________2017г.