kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нехорошие слова – недобрые поступки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование потребности культурно выражать свои мысли и эмоции, позитивно относится к культуре изложения мыслей и выражения эмоций детей  (с опорой на цивилизованные нормы) путем включения их в анализ проблемных ситуаций.

Задачи:

образовательные:     - способствовать  позитивному отношению детей к литературной речи путем включения их в выполнение

                                      творческого задания «Антиреклама сквернословия»;

                                    - в ходе дискуссии вывести правила речевой культуры для себя и в группе;

                                    - актуализировать знания социальных норм и расширить  представления о нормах речевой культуры, о влиянии

                                      нецензурной речи на развитие сознания человека.

развивающие:            -  стимулировать развитие нетерпимости к нецензурной лексике;

                                   -  способствовать формированию у детей чувства стыда, потребность выражать цивилизованно эмоции и чувства;

                                   - развитие культуры общения.

воспитательные:     - воспитание нравственных основ взаимодействия людей в обществе;

                                   - формирование иерархии ценностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нехорошие слова – недобрые поступки»

Министерство образования Пензенской области

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Сердобска












Конспект занятия

тема: « Нехорошие слова – недобрые поступки»










Подготовил: воспитатель Кокорина И.В.





г.Сердобск

2018 г.


Конспект занятия

Тема занятия: «Нехорошие слова – недобрые поступки».


Воспитатель: Кокорина Ирина Владимировна


Возраст детей: 13-14 лет.



Цель: Формирование потребности культурно выражать свои мысли и эмоции, позитивно относится к культуре изложения мыслей и выражения эмоций детей (с опорой на цивилизованные нормы) путем включения их в анализ проблемных ситуаций.


Задачи:

образовательные: - способствовать позитивному отношению детей к литературной речи путем включения их в выполнение

творческого задания «Антиреклама сквернословия»;

- в ходе дискуссии вывести правила речевой культуры для себя и в группе;

- актуализировать знания социальных норм и расширить представления о нормах речевой культуры, о влиянии

нецензурной речи на развитие сознания человека.

развивающие: - стимулировать развитие нетерпимости к нецензурной лексике;

- способствовать формированию у детей чувства стыда, потребность выражать цивилизованно эмоции и чувства;

- развитие культуры общения.

воспитательные: - воспитание нравственных основ взаимодействия людей в обществе;

- формирование иерархии ценностей.


Оборудование: стенд со словами, музыкальное оформление, плакаты с текстом правил и крылатых выражений, рифмы для антирекламы ( мат- ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват; материться - добиться, злиться, больница, лечиться), ватманы, маркеры, листы бумаги, ручки.


Форма проведения: час общения.


Методы проведения занятия: проблемные, репродуктивные, коллективного взаимодействия.


Способы взаимодействия: по группам, фронтально.


Этапы занятия

Содержание занятия

1.

Организационный.

Цель: создать эмоционально-благоприятные отношения в группе.

- Ребята. На нашем занятии присутствуют гости, родители, старшеклассники. Давайте поприветствуем их (дети кивают головой).

- Сейчас я поздороваюсь с каждым из вас персонально. А вы скажите, какое приветствие вам больше всего понравилось.

- Приветик!

- Здравствуй Коля!

- Доброе утро Ириша, у тебя чудесные бантики!

- Привет, Игорь, ты прекрасно выглядишь!

- Доброе утро!

- Здравствуй!

-Поприветствуйте соседа по парте так, как бы вы хотели, чтобы поздо­ровались с вами. Как вы думаете, приятно ли человеку, когда при встрече его назвали по имени и сделали комплемент? Давайте здороваться друг с другом только так.

-Важно ли при встрече улыбнуться друг другу? Давайте не будем ску­питься на улыбку. Как вы здороваетесь, если видите вдалеке друга? Жес­том и улыбкой можно приветствовать друг друга издалека.


2.

Актуализация знаний для изучения нового материала.

Цель: пробудить у детей интерес к занятию, сформировать мотив деятельности.


- Ребята, послушайте внимательно небольшое стихотворение.

Дядя Фёдор мыл забор,

На котором был “фольклор”.

Мыл, ругаясь неприлично,

Слышал Вася все отлично

И усвоив весь “набор”

Вновь украсил им забор.

-А знаете, почему вы смеетесь? Потому что смех это попытка скрыть стыд, неловкость, вы поняли о чем речь, и конечно знаете, что “фольклор” употреблять неприлично, хотя в неофициальной обстановке, в кругу своих сверстников, вы часто употребляете такую “сниженную” лексику, в том числе и нецензурную.

– Как вы думаете, о чем пойдет сегодня разговор?


3.

Основная часть (изучение нового материала)

Цель: развитие умений открыто общаться, способствовать сплочению группы.










Цель: донести до детей мысль о том, что слово играет огромную роль в общении.





















Физкультминутка.

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения.








Цель: продолжить работу над культурой поведения, показать роль слова в общении людей.























































Цель: развивать умение общаться, находить хорошие черты в людях, способствовать сплочению группы.

- Да, речь пойдет о нецензурной брани в нашей речи.

- А вы при общении друг с другом часто сталкиваетесь с этой проблемой?

( ответы детей)

1.- Я попрошу вас выполнить одно небольшое задание.


Вам необходимо разделиться на две группы и выполнить следующее:

– Разбейте тетрадный лист на 2 колонки. Запишите в 1 графе 10 слов, которые вы относите к категории “святых для каждого человека”

(Дети пишут, а затем прочитывают слова).

- Что вы чувствуете, когда произносите эти слова? Разве можно произнося их почувствовать стыд или неловкость? Нет, наоборот, они придают нам силу, многие из этих слов вызывают гордость.

- А теперь во 2 колонке запишите 10 слов из разряда “скверных”. Конечно, если вам неприятно, то вы можете этого не делать.

(Прогнозируем, что дети не станут записывать матерные слова).

- Теперь давайте подумаем, почему вы спокойно записали и перечисляли слова 1 группы и не стали даже записывать слова другой группы?

(Выслушиваем ответы детей).

– Когда вам бывало стыдно?

( Ответы детей).

–Да, когда мы совершаем плохие поступки, нам становится стыдно, значит стыд - это необходимое свойство нашей психики, наш ограничитель, не позволяющий нам вести себя по хамски, ограничитель вседозволенности.

- Стыд одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен многого стыдиться, если он человек.

– А за свою речь вам бывает стыдно? (Выслушиваем ответы детей).


- Сегодня мы поговорим о стыде перед словом.


2. - А вы знаете, что мат наши предки практически не употребляли, а ведь они были людьми не глупыми. Почему же мы сами перерубаем корни со своими предками, становимся не лучше, а хуже их.

Специалисты по истории языка провели интересное исследование и сделали следующий вывод. В древнерусской литературе и в народной традиции запрет на матерную брань связывался с представлением о том, что матерщина оскорбляет Мать сыру Землю, Богородицу (мать Иисуса Христа) и родную мать человека. По народным, нравственным представлениям славян, бранящийся оскорбляет не столько мать собеседника, сколько свою собственную. Среди легенд о происхождении матерщины есть одна, записанная на Смоленщине. В ней говорится о человеке, которого попутал дьявол. Человек этот убил отца своего и женился на своей матери. С тех пор и пошла у нас матерная брань. У русских славян считалось грехом бранить детей, ибо на том свете они отвернутся от своих родителей. Ребёнка, которого обругали “чёрным” словом с упоминанием чёрта, дьявола, ведьмы, демона могли унести по поверью злые силы. Нельзя было браниться в доме при иконах, при печке (по поверью этого не выносил домовой). Боясь лешего, не бранились в лесу, Это же относилось к полю, реке и озеру – ведь у каждого из них был свой хозяин (покровитель). Провинившимся он насылал болезни и немощи. В дом, где бранятся, проникают бесы, а вот ангелы покидают такое жилище.


- Такие слова указывают на то, что по естественному чувству стыда скрыто от чужих глаз: детородные органы, интимная жизнь человека. Не кажется ли вам, что своими словами вы сами выставляете все это на показ?


-А теперь рассмотрим, как к этой проблеме относятся другие специалисты.


-Психологи замечают, что употребление мата формируют зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической.

В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии.


Первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;


Вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - для разрядки, ради напускной удали, или, чтобы казаться своим в компании, где все ругаются. Но нужны ли вам такие компании? Компании, где подростки стремятся быть «крутыми», «блатными», где нравственность искажается до неузнаваемости и не стыдно напиться, избить слабого, обхамить взрослого или пожилого человека, украсть то, что плохо лежит, а уж мат употребляется как вполне нормальные слова. Именно в таких компаниях зарождается преступность. Давно известно, что преступником движет не пресловутая уголовная романтика, а стяжательство, жадность, желание не работая иметь средства к существованию. А полная потеря стыда и неуважение к людям помогает им оправдывать любую свою подлость, даже к тем людям, которых они называют друзьями. Ради денег такие люди запросто поступятся своими так называемыми «воровскими принципами» и как крысы обворуют даже своих родных, а о приятелях и говорить не приходится.


Третья стадия, человек привыкает к этим словам, ему уже не стыдно употреблять их. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже - он уже вообще не может изъясняться без мата, забывает другие слова.


- Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. В медицине известны случаи, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить. Нам всем следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время принимает угрожающий характер.


Раз –подняться на носки и улыбнуться,

Два – руки вверх и потянуться,

Три – согнуться, разогнуться,

Четыре – снова все начать,

Пять – поглубже всем вздохнуть,

Шесть – на пояс руки ставим,

Семь – повторы туловища начинаем,

Восемь – столько раз приседаем,

Девять – потягиваемся и отдыхаем,

Десять – дальше продолжаем.


3. - И людей, подобных герою стихотворения Анатолия Лысова “Дикарь”, мы встречаем повсеместно.


Дикарь


Я видел нынче дикаря

И говорил с ним даже,

Но, откровенно говоря,

О нём всего не скажешь.

Пусть лексикон дикарский пуст, –

Зато как речь цветиста:

Что шаг, то мат слетает с уст

Такого “шаг-матиста”.


Сказать лишь можно, что с лица

И не дикарь он вовсе:

Не носит он в носу кольца

Монет в ушах не носит.

Но передать его язык

Поэт не правомочен:

В таком бы случае мой стих

Был сплошь из многоточий.

А надо, что ни говори,

Пресечь их брань вначале –

Пресечь, покуда дикари

Совсем не одичали!


Вы догадались: речь идёт

Опять про мат и матик,

Про речь, которую ведёт

Подобный “мате-матик”.


- А у нас в школе много таких дикарей?

-Ребята как нам избавляться от сквернословия?

(Дети высказываются)


-Представьте себе такую ситуацию, президент России поручил нам составить правило для молодежи «Как избавиться от сквернословия?»

(Дети высказываются)


-А что если нам начать с себя?


(Выслушиваем мнение ребят и обобщаем ответы, подводим к выводу).


- Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны.

- Возьмем это правило за основу для общения в своей группе.


- Для себя мы правило вывили и постараемся его выполнять. Как же быть с теми, кто этого правила не знает и не собирается его выполнять? Нереально стоять на улице и хватать за рукав всех бранящихся людей? Как вы думаете, что нужно делать?

(Выслушиваем мнение ребят).


–А знаете, сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. Самая решительная борьба развернулась в Белгороде. Всех, кто ругается в общественных местах, ждет штраф - от 500 до 1500 рублей. Уже собрали штрафов на 0,5 миллиона рублей.


4. - Активисты акции - студенты и молодые журналисты - придумали остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама мата.

Например:

-Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!

-Наше условие - долой сквернословие!


- Смогли бы и вы придумать такие лозунги? В качестве подсказки можете использовать рифмы, написанные на доске.

(Воспитатель раздает ватманы и маркеры).

(Дети выполняют задание, звучит музыка. По окончании они читают свои лозунги.)

- Молодцы, дети, мне очень понравились ваши лозунги.

- Теперь давайте подумаем, где их разместить?

(Определяемся с размещением).


Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь, как бы ни пристает, есть на кого опереться, с кем вместе противостоять злу. Мы понимаем, что мат непристоен, но ведь это еще и социальное зло.


4.

Контрольный (рефлексивно-оценочный)

Цель: понять как дети чувствовали себя на занятии, что узнали и запомнили нового, полезного для себя.


Словесная рефлексия. (по цепочке).


–Изменилось ли ваше отношение к сквернословию?


–Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки? Думаю трудно, но будем пытаться!


–Что было самым важным на занятии?


(Выслушиваем мнение ребят).


- Подводя итог, прочитаем, что написано на плакате и скажем вместе: «Моя речь — это мое достоинство. Настоящий контроль — это контроль изнутри».










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Нехорошие слова – недобрые поступки

Автор: Кокорина Ирина Владимировна

Дата: 11.11.2018

Номер свидетельства: 484908

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Нехорошие слова – недобрые поступки"
    ["seo_title"] => string(35) "nekhoroshie_slova_nedobrye_postupki"
    ["file_id"] => string(6) "484905"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1541930162"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) ": Путешествие в страну Доброты и Вежливости."
    ["seo_title"] => string(45) "puteshestvie_v_stranu_dobroty_i_vezhlivosti_1"
    ["file_id"] => string(6) "538783"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1581147672"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(283) "Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству по теме "В.Осеева "Добрая хозяюшка". Портрет –жанр изобразительного искусства""
    ["seo_title"] => string(166) "intieghrirovannyi-urok-po-litieraturnomu-chtieniiu-i-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-po-tiemie-v-osieieva-dobraia-khoziaiushka-portriet-zhanr-izobrazitiel-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "254289"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447742220"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Методическая разработка родительского собрания на тему: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»."
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_roditiel_skogho_sobraniia_na_tiemu_riebienok_uchitsi"
    ["file_id"] => string(6) "367763"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481300728"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства