Тема: «Ты и твои друзья».
Цели:
– на доступных детскому восприятию примерах раскрыть сущность нравственных отношений между людьми;
– способствовать воспитанию у детей чувства товарищества и дружбы.
Оборудование: пословицы о дружбе, рисунки, сочинения детей «Мои друзья», карточки со словами.
Ход часа общения:
- Вводная часть.
Чтение стихотворения о дружбе, беседа по стихотворению, вводящая в тему.
Стихотворение рассказывает ученик.
– Послушайте стихотворение и подумайте, чему будет посвящен этот час общения.
Пусть кругом ночная тишина,
Пусть грозят бедой дороги эти –
Королевство дружбы есть на свете,
Самая хорошая страна.
Если счастье друга – твой пароль,
Если верит друг в твою отвагу, –
Если враг бежит, спасая шпагу, –
В королевстве дружбы ты король.
– Как вы думаете, о чем же пойдет речь у нас сегодня?
– Да, сегодня мы поговорим о дружбе и друзьях. Попытаемся понять, что же такое дружба и какого человека мы можем назвать хорошим другом. А также постараемся выяснить каким должен быть человек, чтобы его окружали настоящие друзья.
2. Знакомство с понятием «дружба».
– Прекрасное слово дружба, но что же это такое?
Высказывания детей.
Послушайте стихотворение о том, что же такое дружба.
Стихотворение рассказывает ребенок.
Что такое дружба? –
Спросила я у птицы.
Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
– Что такое дружба?
Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
Дружба – что такое?
Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети.
– Как вы считаете, действительно ли все должны дружить?
– А в толковом словаре русского языка дается такое определение этому слову: дружба – это отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
– Как вы думаете, для чего нужны в дружбе общие интересы?
– А действительно ли важно взаимное доверие?
3. Знакомство с понятием «хороший друг».
Чтение и анализ стихотворения.
– Сегодня к нам пришли гости – буквы, чтобы рассказать свою историю.
Стихотворение разыгрывается детьми по ролям.
– Послушайте, что же произошло в азбуке.
Буква Я.
Всем известно:
Буква Я
В азбуке
Последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Неизвестно?
Интересно! –
Ну так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас
Буквы.
Жили, не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело
Стало
Из-за страшного скандала:
Буква Я
В строку не встала,
Взбунтовалась
Буква Я!
– Я, –
Сказала буква Я, –
Главная – заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла
Я!
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю
На виду!
Говорят ей:
Встань на место!
Отвечает: – Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение.
Вы
В сравнении со мной –
Недоразумение –
Не более, не менее!
Тут вся азбука пришла
В страшное волнение,
От обиды покраснев.
– Срам! –
Сердито С сказало,
В кричит:
– Воображала!
Это всякий так бы мог!
Может, я и сам предлог!
Проворчало У:
– Попробуй,
Потолкуй с такой
Особой!
– Нужен к ней
Подход особый, –
Вдруг промямлил
Мягкий знак.
А сердитый
Твердый знак
Молча показал кулак.
Б. Заходер
– Почему буква Я стала скандалить?
– Как на это отреагировали другие буквы?
– А бывают такие люди, которые ведут себя, подобно букве Я?
– А как мы называем таких людей?
– Конечно, человека с таким поведением мы называем – эгоистом.
– Какие качества свойственны эгоисту?
– А вы хотели бы походить на эту букву?
У русского народа есть чудесная мудрость: «Себялюб никому не люб».
– Как вы понимаете эти слова?
– Легко ли живется таким людям? Почему?
Такому человеку тяжело приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, любая в жизни неприятность воспринимается как гибель всего мира, ведь утешения и поддержки ему найти не у кого – у него нет друзей.
– Как вы понимаете слова: Черствое сердце от людей не утаишь?
– Каким должен быть человек, чтобы никогда не услышать таких слов в свой адрес?
Добрый человек всегда окружен людьми и искренними чувствами. Поэтому необходимо учиться быть добрым.
– Как вы думаете, что означает «быть хорошим другом»?
Высказывания детей.
– Как вы понимаете поговорку «Не имей 100 рублей, а имей сто друзей»?
Чтение и анализ стихотворения.
Стихотворение читает учитель.
– Послушайте стихотворение, после мы ответим на некоторые вопросы.
Хорошие товарищи.
Мальчик Миша мается –
Миша заикается.
Как другие – чисто, ясно –
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажут, повторить.
Нелегко ему даются
Все слова на букву К,
Но ребята не смеются –
Дружба классная крепка.
Ты, Мишутка, не теряйся,
Ты с других пример бери!
Молча с духом собирайся
И смелее говори!
Миша выговорит слово,
А другого не видать…
Но товарищи готовы,
Если нужно, подождать.
С. Михалков
– Почему Мише трудно говорить?
– Как он чувствует себя в обществе?
– Как к этому относятся одноклассники?
– Уместно ли в такой ситуации жалеть мальчика?
– А теперь давайте узнаем о еще одном качестве и подумаем подходит ли оно хорошему другу.
Чтение учителем рассказа.
Одинаковые.
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, очень походили друг на друга. Даже обеих мамы одевали почти в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
– Мы во всем, во всем одинаковые, – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
– Я получила по математике «5», а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые.
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
– Да, ты стала хуже…
– Я? – удивилась Соня. – Но ведь тройку получила не я!
– Тройку получила Вера, но она получила ее потому, что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
Н. Чабаевский
– О чем же идет речь а этом рассказе?
– За что мама осудила Соню?
– Какой смысл заключается в последней фразе мамы: «А ты обрадовалась и это значительно хуже»?
Только у доброго человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь. У ваших родителей наверняка есть друзья, с которыми они дружат с юности.
4. Физминутка.
Предлагаю вам немножко отдохнуть, а поможет нам в этом физминутка дружбы.
Обезьянки побежали,
А зайчишки поскакали.
Воробьишки – те в припрыжку
То на правой, то на левой,
То по кругу полетели,
А потом на ветку сели.
Пингвинята подружились,
Встали в пары – покружились
Вправо, влево.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Носом – вдох и потянулись,
Выдыхаем и нагнулись.
Ручками слегка встряхнули
Мы немножко отдохнули.
5. Обобщение.
– Почему русский народ сложил мудрость: «Нет друга – ищи, а нашел – береги».
– Сегодня в ваших ответах прозвучали такие слова, как помощь, вежливость, грубость, внимание, жалость.
– Перед вами таблички с этими словами. Распределите их на две группы, прокомментируйте свой выбор.
Возможна работа в группах.
– Какими же качествами нужно обладать, чтобы иметь настоящих друзей и не терять их поддержку и внимание?
6. Итог.
– А закончить наш разговор о друзьях хочется прекрасным стихотворением о главном чуде на земле, дружбе.
Стихотворение рассказывает ученик.
Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется.
Есть на Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий – для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.