ХОЧУ ЗНАТЬ СВОИ ПРАВА
Цель: познакомить детей с понятием «права и обязанности», показать единство прав и обязанностей, объяснить, что каждый человек имеет не только права, но и обязанности, формировать адекватное отношение к соблюдению и нарушению общечеловеческих норм и принципов морали.
Задачи:
• способствовать воспитанию правовой культуры;
• воспитывать уважение к правам человека;
• воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
2. Разминка.
Упражнение на знакомство «Сравнение»
Цель упражнения: групповая рефлексия
Описание упражнения: Каждый участник по очереди сравнивает себя с определенным животным (птицей, насекомым), объясняя это сравнение, и подробно рассказывая об этом животном - где оно живет, с кем, чем питается, веселое оно или грустное.
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
Вы слышали выражение «Что наша жизнь – игра…»
3. Сообщение темы занятия.
• Мы приступили к изучению нового раздела - "Права детей". Наше занятие посвящено международным документам о правах детей.
4. Объяснение нового материала.
• Итак, мировое сообщество руководствуется специальными документами по защите прав детей:
1. Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей). Декларация (с лат. "провозглашение");
2. Конвенция о правах ребенка (ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. Интересно, что на утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет). Конвенция (с лат. "соглашение").
Очевидно, что эти потребности перечислены в Конвенции как основные права детей.
Все права можно разделить на 3 группы:
• Обеспечение (право на имя, гражданство, медицинский уход и т. д.).
• Защита (от вовлечения в военные действия, экономической и других видов эксплуатации и т. д.).
• Участие (свобода речи, мнений, религий, языка и т. д.)
5. Работа по группам.
Цель игры: формирование правового самосознания у подростков.
Задачи игры:
• Развитие навыков: самопонимания, самоуважения, коммуникабельности, умения слушать, самоутверждения.
• Переведение дискуссионных навыков на социально-правовую тематику.
Учащиеся делятся на группы по 4 человека. Педагог определяет предмет игры (связанный с правовыми нормами) и правила спора (не перебивать, уважать мнение другого, не принимать без необходимости другую точку зрения).
Для спора предлагаются следующие темы:
• "В школе должно быть самоуправление учащихся"
• "Я имею право отстаивать свое мнение перед учителем на занятие"
• "Я имею право громко включать музыку в любое время суток"
• "Милиция не имеет права меня задерживать без предварительного уведомления родителей или педагогов"
• "Я имею право заниматься любой трудовой деятельностью не смотря на имеющиеся у меня дефекты речи (диктором телевидения, певцом, адвокатом, авиадиспетчером, конферансье)"
• "Родители и педагоги не имеют права заставлять меня изучать те предметы, которые я не считаю важными для моей дальнейшей трудовой деятельности"
• "Родители обязаны принимать все важные решения касающиеся нашей семьи, только посоветовавшись со мной (покупка дорогостоящих предметов, место проведения отпуска, приглашение гостей, в т.ч. неприятных мне; переезд на новое место жительства; планирование семейного бюджета)"
• "Я имею право дружить и общаться, в том числе с лицом противоположного пола, не взирая на негативное мнение о моих друзьях родителей и педагогов, а также проводить с ними время (ночью) не ставя в известность взрослых"
В группах присутствуют дети разного пола. Двое учеников из группы спорят, двое - наблюдают, затем участники меняются ролями.
Цель игры: не выиграть спор, а испытать чувство, когда кто-либо с тобой не согласен.
В конце игры обсуждаются чувства, которые возникли во время спора. Соблюдались ли правила спора? Изменили ли вы ваше мнение во время спора?
Выводы:
• Каждый имеет право на свое собственное мнение, но надо иметь в виду, что у каждого может быть своя точка зрения.
• Умение отстоять свою точку зрения позволяет сделать свой собственный выбор в различных правовых ситуациях.
• Умение отстаивать свою позицию в критических ситуациях при гражданских, уголовных и других прецедентах.
• Отрабатывать навыки по аргументированной защите собственной позиции.
6. Проверка работы групп.
Ведущий обязательно оценивает работу групп и коротко комментирует ответы.
7. Домашнее задание.
В рабочих тетрадях составьте список своих обязанностей.
8. Итог занятия.
• Назовите основные международные документы по правам ребенка?
• В чем разница Конвенции и Декларации?
• Кого в Конвенции считают ребенком?
• Назовите основные права, которые предусмотрены в Конвенции?
• Что нового вы узнали сегодня на занятие?
Надеюсь, что вы всячески будете способствовать соблюдению прав детей. А на сегодняшнем занятие вы реализовали главное свое право - право знать о своих правах.