Тема: «Чудеса народного искусства»
Цели: знакомство детей с марийским народным искусством через изучение национального костюма, национальной музыки, музыкальных инструментов, игр.
Задачи:
- Расширить знания детей о марийском народном искусстве через изучение национального костюма, национальной музыки, музыкальных инструментов, игр. Пополнить словарь детей новыми словами.
- Развивать и корригировать внимание, память, мышление, речь через игровые упражнения. Вызвать интерес к созданию образа из полученной информации. Развивать познавательный интерес в изучении родного края, способность наблюдать.
- Воспитывать эмоциональную адекватность поведения.
Оборудование: компьютер, презентация «Чудеса народного искусства», шаблон золотой рыбки, нарисованные рыбки в аквариуме, закладки – сувениры, музыкальные инструменты, марийский национальный костюм, музыкальный центр, вышитые салфетки, видеоролик «Марийская вышивка».
Ход мероприятия
- Организация начала мероприятия.
Психологический настрой «Золотая рыбка»
- Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний классный час. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбу»
(учащиеся приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи).
И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на мероприятии будут сопутствовать удача и успех!
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Ночь!
(Дети кладут голову на парту. В это время под музыку появляется на столе кукла в марийском платье).
День!
- Не знаю, как у вас, ребята, но мои желания уже начали исполняться! Посмотрите, кто к нам пришёл в гости. Это Сереброзубая Пампалче!
Напомните, пожалуйста, кто это? (Это сказочный персонаж)
Помните, она приходила к вам в сказке «Сереброзубая Пампалче». Живёт она в лесу со своим отцом. Так вот, сегодня она пришла к вам, чтобы отправиться в необычное путешествие, во время которого вы узнаете много интересного о нашем родном марийском крае, а именно о народном искусстве.
- Сообщение темы мероприятия.
Тема классного часа «Чудеса народного искусства».
- Основная часть.
У нас в классе не все понимают по-марийски, поэтому переводить то, что говорит Пампалче, буду я…
Вы готовы?
- Тогда встаньте на ножки, возьмитесь за руки, закройте глаза и повторяйте за мной:
Поктем, поктем, поктен ом шу! (догоняю, догоняю, догнать не могу)
Кучем, кучем, кидем ок шу! (пытаюсь схватить, но руки не дотягиваются)
(дети хором повторяют)
Откройте глаза и тихонечко садитесь. Едем мы с вами по длинной дороге.
(2 слайд).
А дорог в нашей республике очень много. С одной стороны раскинулись хлебные поля. с другой стороны-зеленые луга
(3 слайд),
На лугах пасутся коровы, овцы, козы.
(4 слайд).
В республике нашей много деревень с деревянными домами и большими дворами
(5 слайд)
Марийцы с давних времен держат домашних животных. А каких домашних животных вы знаете?
Дети: корова, овца, коза, кошка…
(6 слайд)
Кто из них лишний? (кошка)
(7 слайд)
Правильно. Содержать животных - это большой труд. Но марийцы любят не только трудиться, но и веселиться. У них очень красивая праздничная одежда-белая, украшенная разными узорами.
(8слайд).
Рассказ о марийской вышивке. Демонстрация национальных костюмов. (Видеофильм).
- Какие цвета использовались в марийской вышивке? (белый, красный)
При вышивке «крестом» в основном используют 4 цвета: красный, зелёный, синий и чёрный. Самым главным является красный цвет.
Орнамент марийской вышивки образован из геометрических фигур. Причём каждый рисунок, узор что - либо изображал.
В нашей школе марийской вышивкой увлекается Ямбулатова Надежда Петровна. Она сама умеет и любит вышивать и учит этому детей.
(Предоставим ей слово).
Но марийский народ умеет вышивать не только таким способом. А ещё «гладью». Вам было дано задание: во время каникул поинтересоваться дома у мамы, чем она увлекается. Кто желает поделиться своей новостью?
Артём:
Моя мама умеет вышивать гладью. У нас дома много салфеток, которые вышила она. Некоторые люди из нашей деревни даже просили маму вышивать на заказ. Такие салфетки женщины используют во время танцев, например на свадьбе.
Я привёз занавески, чтобы показать, как хорошо вышивает моя мама. Такие занавески у нас висят на кухне.
Максим:
А у меня вышивает моя бабушка. Она делает занавески на уголок, где иконы стоят. А мама вяжет крючком и украшает занавески, салфетки.
Хорошо, молодцы, ребята! Спасибо вам за проделанную работу.
- Как вы думаете, это искусство? (Да, это большое искусство, которое требует много терпения, старания и усидчивости). – 1 вид искусства.
(карточка на доску)
Раньше начинали учить вышивать уже с 7 лет. Каждая девочка обязательно должна была уметь вышивать. И к своей свадьбе она должна была приготовить наряды. Тогда она считалась хорошей невестой, женой. Работа эта требовала большого терпения.
- А сейчас часто ли встретишь людей в национальном костюме?
- Где мы можем их увидеть? (на праздниках, на свадьбе, на концертах)
- Ребята нашего класса также сейчас хотят станцевать в национальном костюме марийский танец.
(Танец «Йолташем»)
- А танец это искусство? (конечно. И это 2 – ое).
(карточка на доску)
Сереброзубая Пампалче предлагает нам дальше двигаться.
Поктем, поктем, поктен ом шу!
Кучем, кучем, кидем ок шу!
Наша гостья предлагает поиграть вам в игру «Угадай инструмент». (Музыка)
- тумыр,
- шувыр,
- кусле,
(сопровождаются рисунками на слайде).
Тумыр – ударный музыкальный инструмент,
широко распространённый у марийцев.
Тумыр обычно употребляется для ритмического сопровождения игры на мелодическом инструменте (чаще всего на волынке ), но может употребляться для сопровождения песен, особенно свадебных, или танцев .
В прошлом тумыр – военный , праздничный и ритуальный инструмент. В настоящее время тумыр употребляется лишь как музыкально-ритмический инструмент.
Шувыр наиболее распространённый музыкальный инструмент марийцев. Шувыр – один из древнейших музыкальных инструментов марийцев .
Марийское слово шувыр означает «мочевой пузырь» животного. Мочевой пузырь является главной частью инструмента. А главной звукопроизводящей частью является деревянная колодка с раструбом .
Как сольный инструмент шувыр употребляется редко. Обычно он выступает в сопровождении тумыра (барабана) или, что очень редко, трещотки.
Кусле являются самым распространённым музыкальным инструментом среди
марийцев. Марийские гусли
представляют собой многострунный щипковый инструмент . Играют на гуслях сидя , кладя их на колени . Старинные кусле имели всего 15-17 жильных струн. Звучание кусле напоминает звучание русских гуслей.
Он был любимым инструментом в народе . Герои марийского народа Акпатыр, Акпарс были хорошими гуслярами. Раньше гусли применялись в быту и во время религиозных обрядов в «святой роще». При этом исполнители играли совместно. В прошлом на гуслях играли и мужчины, и женщины, у горных мари была поговорка: «плоха та невеста, которая не умеет играть на гуслях».
Это основные инструменты марийского народа. Они являются одними из древнейших и отличают нас от других народов.
В городе Йошкар – Ола есть памятник музыкантам, играющим на этих инструментах.
И с этой игрой мы справились.
- Марийский народ любит танцевать в своих красивых национальных костюмах… а ещё какое искусство мы не назвали?. Что они любят делать? (петь)
(карточка на доску)
- Давайте подарим Пампалче песню о нашем марийском крае.
(песня «Мландем моктем»)
Ну а вам пора возвращаться с путешествия. Встаньте, возьмитесь за руки и повторяйте:
Поктем, поктем, поктен ом шу!
Кучем, кучем, кидем ок шу!
Ребята, понравилось вам путешествие?
(Работа со смайликами).
Сереброзубой Пампалче тоже понравилось с вами путешествовать. Она приготовила вам небольшие подарки на память. Это закладки с марийским орнаментом.
- Что изображено на орнаменте? (лошади, кони).
- Как вы думаете, почему именно этот узор выбрала Пампалче?
Организация завершения мероприятия.