kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока для 6 класса «Современная кухня. Древняя посуда и утварь, применяемая в быту казахов. Общие сведения о питании»

Нажмите, чтобы узнать подробности

знакомство с современной ухней. Сотавление меню. Знакомство с историческими сведениями о быте  казахского народ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока для 6 класса «Современная кухня. Древняя посуда и утварь, применяемая в быту казахов. Общие сведения о питании»»

6 класс


Тема урока: «Современная кухня. Древняя посуда и утварь, применяемая в быту казахов. Общие сведения о питании»


Цели и задачи урока:

Способствовать формированию знаний учащихся о современной кухне, дополнить знания учащихся историческими сведениями о быте казахского народа.

Раскрыть сущность рационального питания. Значение общественного питания. Значение минеральных веществ для организма, их содержание в пищевых продуктах.

Расширить знания о составе продуктов питания, обратить внимание на суточную норму минеральных солей. Познакомить с перечнем продуктов, которые являются источником белка, витаминов А и Д, минеральных солей.

Познакомить с принципами составления меню (удовлетворяющего суточную потребность организма в минеральных солях) и расчета количества продуктов.

Познакомить с гигиеническими требованиями составления меню, с планированием расходов на питание.

Стимулировать интерес учащихся к данной теме и предмету в целом.

Создать условия для развития мышления, самостоятельности, умения применять полученные знания.

Способствовать воспитанию правильной организации труда, формированию дисциплинированности в работе, умению работать в группах.

Наглядные пособия и оборудование:

  • таблицы: «Состав продуктов», «Содержание витаминов и минеральных солей в продуктах»;

  • рабочие тетради;

  • раздаточный материал;

  • лучшие образцы меню, составленные детьми других классов;

  • меню столовых: школьной, студенческой и др.;

  • данные стоимости блюд и продуктов, готовых к употреблению (прейскуранты).

Межпредметные связи

Математика, биология, казахский язык.

Методы обучения:

  • рассказ;

  • беседа;

  • практическая работа;

  • демонстрация;

  • инструктаж;

  • самостоятельная работа.

Ход урока

  1. Орг момент

  2. Повторение

Повторить материал о составе продуктов питания (5 кл.) и их значении для организма (Тема «Состав продуктов»), провести словарную работу на русском и казахском языках.

Пища должна содержать достаточное количество белка (т.к. белок - основа живой клетки), жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей.

Главные источники белка - молочные продукты, рыба, мясо.

По своему составу белки делятся на полноценные и неполноценные. В питании особую ценность представляют животные белки — полноценные, они имеют все нужные для человека аминокислоты. В питании необходимы и растительные белки — неполноценные. Они содержатся в капусте, картофеле, гречке, овсянке, рисе, орехах, бобовых. Среди бобовых особенно много белка в сое, ее даже называют «растительным мясом».

Чтобы повысить питательную ценность растительных белков, их сочетают с полноценными белками животного происхождения. Например: в гречневой каше нет некоторых важных аминокислот. При употреблении се с молоком этот недостаток восполняется.

Жиры - основной источник энергии и входят в состав тканей организма. Наиболее ценные: жиры молочных продуктов, жир, входящий в состав яичного желтка, рыбий жир.

Они легко усваиваются. В продукте находятся в виде капелек-эмульсий, температура плавления их близка к температуре тела. Жиры не растворимы в воде.

Углеводы - это источник энергии. Источник углеводов -хлебобулочные изделия, макаронные изделия, крупы, кондитерские изделия, сахар.

Витамины способствуют правильному развитию организма, повышают выносливость и сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Витамины содержатся в овощах, и фруктах. При их недостатке развивается заболевание -авитаминоз.

Минеральные соли необходимы для развития костей, выработки желудочного сока, нормальной работы нервной системы, для образования гемоглобина, нормального обмена веществ. Они содержатся в молочных продуктах, овощах, хлебобулочных изделиях, грибах и др. продуктах.

Вывод: пища нужна для роста, развития, жизнедеятельности человека. Человек постоянно расходует энергию, даже когда он находится в состоянии покоя. Ее он восполняет благодаря питанию. Питание должно быть сбалансированным.


  1. Вводный инструктаж


Современная кухня.

Современная кухня это помещение для приготовления пищи с оборудованием и различ­ными бытовыми электроприборами, приспособле­ниями. Электрические приборы помогают хозяйке сэкономить время и уменьшить затраты труда. В настоящее время в каждой квартире или частном доме имеются электрические или газовые плиты, холодильники, водопровод, наборы разнообразной посуды (рис. 68).


В наше время застолье во многом изменило формы, но не утратило древних законов гостеприимства.

За сегодняшним дастарханом собираются не только казахи, но и многочисленные гости, живущие в большой многонациональной респуб­лике - русские, татары, украинцы, немцы, уйгуры, азербайджанцы, корейцы и другие народы.

Исстари казахская кулинария отличалась своеобразной технологией. В традиционной казахской кухне предпочтение всегда отдавалось варке.

Даже и сегодня для приготовления наиболее популярных блюд казахской национальной кухни мы не можем обойтись без древней посуды и утвари, применяемой в быту у казахов (рис. 71, 72). В некоторых селах и аулах и сейчас пользуются старинной мебелью, утварью и другими предметами домашнего обихода.

Посуду и утварь казахи изготовляли в основном из кожи, дерева, костей домашних животных

Из кожи животных изготовлялись различные сосуды:

саба бурдюк (сосуд) для приготовления и хранения кумыса емкостью в несколько десятков, а иногда и сотен литров;

мес - бурдюк из цельной козлиной шкуры для хранения и перевозки жидкой пищи: кумыса, шубата, айрана;

торсық - кожаная фляжка емкостью до 10 лит­ров для перевозки кумыса, айрана;

күбі - деревянный сосуд для взбивания кумыса, айрана, шубата и заквашенного коже; делают из куска цельного дерева или из реек дуба, тальника, арчи (емкость 20—30 литров, высота 80 см).

Посуда (ыдыс) изготовлялась из дерева, глины, тонких прутьев, чугуна и тыквы:

құмыра - кувшин из глины с узким горлышком и толстыми боками для хранения молока, айрана, шубата, воды. Посуду из глины казахи называют «қыштан жасалған» (қыш - глина);

зерен - глубокая чаша для кумыса и шубата с толстыми прямыми боками и широким дном (похож на шара). Для прочности зерен делают из твердых пород дерева и украшают орнаментом;

тегене - вместительная посуда для кумыса из дерева;

ожау — черпак с длинной ручкой, делают из цельного дерева. Ожау — неотъемлемое дополне­ние к шара;

табақ - плоское блюдо для подачи мяса;

кепсер — это шумовка для жарки и вылавлива­ния из казана горячих баурсаков (из металла, веток тальника и березы);

аяқ - чаша для жидкой пищи (емкость 1 литр);

тостаган - миска для кумыса, айрана (украшалась резьбой и серебряными бляшками);

казан - казахи всю еду (кроме кумыса) готовят в казане. В народе его называют « кара қазан»; «кара» означает священный. Казан - символ сы­той, праздной жизни. Казан оставляли в наслед­ство, сыну давали в надел имущества (енші), дочери в приданое (жасау). Свой казан другим не отдавали — это считалось плохой приметой. При переезде казан аккуратно упаковывали в чехол.

Продукты питания, посуду, ценные мелкие вещи, ювелирные украшения и многое другое казахи хранили и перевозили в специально оборудованных шкафах.

Кебеже ларь для хранения продуктов и посуды. Чтобы кебеже было удобно навьючить на верблюда, к нему с четырех сторон приделывали ушки для нанизывания ремня.

Асадал - своеобразный разборный шкаф для посуды и продуктов. По сравнению с кебеже асадал намного выше. В нем обычно бывает около двух-трех полок.

Испокон веков казахский народ среди всех своих жизненных ценностей особое место отводил пище. В казахскую национальную кухню вложена душа народа. В ней отразились его история, обычаи, традиции. Множество пословиц и поговорок связано с этой темой: «Любая посуда хороша, когда она еды полна».


Изучение меню.

Знакомство с таблицами.

Работа по таблице «Расход энергии».

Энергию, получаемую и расходуемую организмом, измеряют в килокалориях (ккал) или килоджоулях (кДж).

1 ккал = 4,19 кДж

Питательная ценность продуктов измеряется также в килокалориях или килоджоулях.

Детям 7-11 лет в сутки требуется 2400 ккал (1056 кДж).

Одних минеральных веществ организму требуется в большем количестве, других - в меньшем. Животный организм очень чувствителен к недостатку, а тем более к отсутствию тех или иных минеральных веществ в пище.

Основные источники белка


Наименования продуктов,

Количество белка, г

100 г


Мясо

14-20

Рыба

12-16

Яйца

10,6

Сыр

30

Молоко

3

Хлеб

5-10

Фасоль, горох

19,7

Содержание жиров и углеводов в продуктах питания


Название

продуктов,

100 г

Количество

жиров, г

Название

продуктов,

100 г

Количество

углеводов, г

Масло сливочное

82,3

Хлеб

42,0

Шпик свиной

92,8

Сахар

99,8

Масло растительное

99,9

Рис

63,7

Яйца

11,5

Фасоль

54,4

Мясо

7,0

Картофель

19,7

Молоко

3,2

Капуста

5,4



Яблоки

11,3



Виноград

17,5

Примерный суточный набор продуктов питания (в г) для детей разных школьных возрастов


Продукты питания

Возраст (в годах)

7-10

11-13

14-17


девушки

юноши

Молоко

500

500

500

500

Творог и творожные изделия

45

50

50

50

Сметана и сливки

15

15

15

15

Сыр

10

10

15

15

Мясо

140

175

220

220

Рыба

40

60

60

70

Яйца (масса крупного яйца примерно 50 г)

50

50

50

50

Хлеб ржаной

75

100

100

150

Хлеб пшеничный

165

200

200

250

Мука пшеничная (для





приготовления блюд)

20

20

20

20

Макаронные изделия

15

15

15

15

Крупы

30

35

35

35

Бобовые

5

10

10

10

Крахмал (для приготовления блюд)

2

2

2

2

Сахар и кондитерские изделия (в пересчете на сахар)

70

85

100

100

Жиры животные

25

25

30

30

Жиры растительные

10

15

15

15

Картофель

200

250

275

300

Овощи

275

300

350

350

Фрукты

150-300

150—500

150-500

150-500

Ягоды

50

50-100

50-200

50-200

Сухофрукты

10-15

15-20

15-20

15-20

Чай

0,2

0,2

0,2

0,2

Соль

6-7

7-8

8-9

9-10




Выдающийся гигиенист Ф. Ф. Эрисман писал, что «пища, не содержащая минеральных солей, хотя бы она во всем остальном удовлетворяла условиям питания, ведет к медленной голодной смерти, потому что обеднение тела солями неминуемо влечет за собой расстройство питания». Это утверждение справедливо и для веществ, концентрация которых в организме превышает 0,001% (макроэлементы) и для микроэлементов, доля которых составляет от 0,01 до 0,000001 %.

Вывод: минеральные вещества представляют собой жизненно необходимые компоненты питания, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность и развитие организма.

Профессия калькулятора, который на предприятиях общественного питания занимается составлением меню.

Химический состав и калорийность пищи определяется в специальных пищевых лабораториях.

Калькулятор в своей работе использует справочную литературу - рецептуру и прейскуранты.

Словарь

Меню, жиры, витамины, вода, углеводы, белки. Записывают на русском и казахском языках.



  1. Практическая работа. Текущий инструктаж.


Выбор продуктов.

Гигиенические требования.

Самостоятельная работа. «Составление меню» на 2 дня (использовать таблицы из учебника).

  1. Изучение правил безопасной работы при обработке пищевых продуктов.

1. Санитарно-гигиенические требования

    • Работу выполнять в чистой одежде – фартуке и косынке.

    • Инструменты и материалы правильно раскладывать на рабочем месте.

    • Задание выполнять правильно и в срок.

    • Инструменты класть на предназначенные им места.

    • Отходы и мусор собирать в мусорный бак.

    • Бережно относиться к продуктам питания для уменьшения количества отходов.

    • Инструменты использовать по назначению, содержать их в чистоте и исправности.

2. Правила работы с горячей посудой

  • Наполняя кастрюлю жидкостью, не доливайте до края 4-5 см.

  • Когда жидкость закипит, уменьшите нагрев.

  • Снимая крышку с горячей посуды, приподнимайте ее от себя.

  • Крупу и другие продукты засыпайте в кипящую жидкость осторожно.

  • На сковороду с горячим жиром продукты кладут аккуратно, чтобы не разбрызгивался жир.

  • Снимая горячую посуду с плиты, пользуйтесь прихватками, а если сковорода без ручки, то сковородником.

3. Правила безопасной работы

при пользовании газовыми плитами

  • Перед пользованием газовой плитой хорошо проветрить помещение, включить вентиляцию. Убедиться, что краны горелок и духового шкафа закрыты. Открыть кран на газопроводе (черта на головке должна быть направлена вдоль оси трубы).

  • Следите за тем, чтобы пламя горелки было равномерным, синего цвета. Если оно желтого цвета и отрывается от горелки, отрегулируйте горелку.

  • Перед зажиганием горелки духового шкафа плиты проветрите его, открыв на 2-3 минуты.

4. Правила пользования электрической плитой

  • Перед включением проверьте исправность шнура питания. Установите плиту на огнеупорную подставку.

  • При включении плиты штепсельную вилку вводите в гнездо розетки до отказа. Не допускайте включения вилки, держась за шнур.

5. Правила безопасной работы

при пользовании режущими инструментами

  • Соблюдайте максимальную осторожность: картофель чистите желобковым ножом, рыбу - скребком, мясо проталкивайте в мясорубку деревянным пестиком, ножи и вилки передавайте только ручкой вперед.

  • Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты нарезайте на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания: пальцы левой руки должны быть согнуты, а кончики их находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа.

  • Соблюдайте осторожность при работе с ручными терками. Плотно удерживайте обрабатываемые продукты (фрукты, овощи), не обрабатывайте слишком маленькие части.


  1. Заключительный инструктаж

Рефлексия

1. Закончи фразу:

«Я узнала ... , что состав продуктов имеет большое значение для развития и роста человеческого организма. Поэтому...».

2. Составить кластер вместе с учителем на доске (для класса с высоким уровнем обучения).


Подведение итогов.

Что узнали нового на уроке? В чем испытали затруднения?

Домашнее задание:

1. Составить меню ужина на 3 дня (неделю), пользуясь дополнительной литературой.

2. Подготовить сообщения о продуктах, в которых содержатся минеральные вещества.

3. Принести салфетки, скатерти для сервировки стола, продукты, инвентарь, посуду.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Степаненко Татьяна Федоровна

Дата: 16.11.2016

Номер свидетельства: 359574


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства