kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Традиционные технологии рукоделия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая проектная работапо вариативному модулю "Изучение традиционных технологий рукоделия при изготовлении народного и современного костюма" (72 часа) на кафедре технологий и профессионального образования Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московской области "Академия социального управления"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Традиционные технологии рукоделия" »

13





Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Московской области

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра технологий и профессионального образования





Итоговая проектная работа по вариативному модулю
«Изучение традиционных технологий рукоделия
при изготовлении народного и современного костюма»
(72 часа)



ТЕМА ПРОЕКТА:



Демонстрационный материал для проведения темы
«Проектирование современного сарафана с использованием традиционных приемов рукоделия - техники синель и аппликации»





Автор - составитель: Макрецова Ольга Александровна, преподаватель ГБОУ НПО ПЛ №114, г.Орехово-Зуево, высшая категория

Руководитель: старший преподаватель Гречникова Ирина Петровна







Москва 2013

СОДЕРЖАНИЕ



1. Введение ………………………………………………………………..стр.4

2. Проектирование современного сарафана с использованием традиционных технологий рукоделия…………………………………….стр.4

2.1 Поиск источника творчества. Обоснование выбора модели, материала и мотива орнаментации………………. ………………………………….стр.4

2.2 Эскиз сарафана………………………………………………………….стр.6

2.3 Технология выполнения узлов и элементов сарафана ………............стр.6

3. Заключение……………………………………………… ……………стр.10

4. Список литературы………………………………………………..........стр.11































Цель проекта:

Популяризация самобытного искусства создания народного костюма, как бесценного, неотъемлемого достояния культуры народа, накопленного веками, использование традиций его отделки и украшения в современной одежде: костюм, прошедший в своём развитии долгий путь, тесно связан с историей и эстетическими взглядами народа. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций; уважение к традициям, бережное отношение к культуре наших предков должно быть направлено на  сохранение  культурных ценностей вообще, и развитие профессионального образования, в частности.

Задачи:

  1. Разработать эскиз модели в соответствии с темой проекта.

  2. Разработать алгоритм выполнения узлов и элементов проектируемой модели.

  3. Изготовить модель сарафана, используя в отделке мотивы традиционных технологий рукоделия.
























1. Введение.

Стройность и лаконизм русских сарафанных форм, их конструктивные особенности – неиссякаемый источник творчества в искусстве дизайна одежды. Силуэтное решение русского сарафана является прообразом разнообразных вариантов моделей современной одежды.
Искусство использования русских мотивов в моделировании одежды основано на идеях целесообразности, сочетания лаконичности и оптимального решения технологии, самобытности цветового строя Исходный мотив никогда не довлеет над реальностью самой одежды.
Он всегда подчинен поставленной цели – созданию высокохудожественной бытовой вещи. От народного искусства берется самое общее, только то, что может создать остроту силуэта, основу пластического разнообразия и образной выразительности форм.

2. Проектирование современного сарафана с использованием традиционных технологий рукоделия.

2.1 Поиск источника творчества. Обоснование выбора модели, материала и мотива орнаментации.

Демонстрационным материалом в проекте является льняной сарафан силуэта «трапеция» с отделкой в виде аппликации с использованием традиционных технологий. Почему лен? Лён никогда не выходит из моды, изделия из льна ценятся очень высоко во всем мире. И на Руси ко льну всегда относились с уважением и трепетом, ценя его за обережные и очистительные свойства. Льняная одежда считалась ритуально чистой и оберегала тело человека, который ее носит. Сегодня лен признается элитным материалом, не случайно его называют «северным шелком».

Силуэтная форма изделия навеяна мотивами русского косоклинного сарафана. Конечно, современная одежда заметно отличается от традиционной народной или национальной, но силуэт «трапеция» взят за основу именно от народного образа, ну а длина, естественно, отвечает современным модным тенденциям в летней одежде.

Рисунок декора также навеян традициями использования в народном прикладном искусстве мотивов разнообразных растений и трав. Травы издревле одевали, обували, кормили, лечили, согревали и укрывали от непогоды человека. Стоит ли говорить о том, какое воздействие оказали травы на народное искусство! В вышивке, кружеве, плетении, набойке, аппликации и других рукоделиях и ремеслах умельцы и мастерицы использовали и продолжают использовать образы не только луговых и лесных трав, но и скромных пустырных и болотных растений, открывая людям мир гармонии и красоты.

Мне по душе пришелся мотив одуванчика. Одуванчик – одно из самых известных и неприхотливых растений, лекарственные и обережные свойства которого известны повсеместно. Одуванчик - цветок верности и счастья. Издревле считалось, что сон будет ярким и отчетливым, если под подушку положить сушеные цветки одуванчика. Некоторые специально набивают ими особую подушечку для снов. О лечебных свойствах одуванчика говорил еще Авиценна. Считается, что одуванчик является растением, которое «несет через себя» все события, происходящие на Солнце.



2.2 Эскиз сарафана

2.3 Технология выполнения узлов и элементов сарафана

2.3.1 Раскрой деталей сарафана – спинки и полочки на ткани. Конструкция сарафана состоит из двух основных деталей – передней и задней частей. Раскрой ткани производится в сложенном пополам виде, «лицом к лицу». Для выкраивания обтачки верха и бретелей используются межлекальные выпады.

2.2.2 Вырезание элементов декора для выполнения рукоделия: выполнение рисунка мотива на бумаге; выкраивание контуров деталей декора из ткани. Используются лоскуты льняных тканей белого, болотного, коричневого оттенков.

2.3.3 Композиционное размещение рисунка рукоделия на передней части сарафана, плоскостное решение. Приметывание швом «вперед иголку» деталей композиции.

2.3.4 Уточнение оптимального пространственного решения декора рукоделия на манекене (предварительно сметать боковые швы сарафана). Верхний срез сарафана закрепить на манекене булавками. В случае необходимости скорректировать расположение элементов декора в композиции.

2.3.5 После уточнения композиционного решения декора удалить швы сметывания боковых срезов. Далее работа производится на передней детали сарафана.

2.3.6 Настрочить детали лепестков и стеблей по контуру, отступая от срезов на ½ лапки.

2.3.7 Наметить линии настрачивания на «головках» одуванчиков, следя за тем, чтобы все линии проходили через центры кругов.

2.3.8 Настрочить швы по намеченным линиям, делая в начале и конце закрепки.

2.3.9 Сделать надрезы между линиями настрачивания примерно до середин радиусов.

2.3.10 Удалить нити наметывания с аппликации.

2.3.11 Стачать и обметать срезы боковых швов сарафана.

2.3.12 Выполнить бретели из межлекальных выпадов,

2.3.13 Выполнить обтачку верхней части сарафана из межлекальных выпадов.

2.3 14 Соединить бретели и обтачку с верхней частью сарафана.

2.3.15 Выполнить подгибку низа сарафана.

2.3.16 Произвести окончательную ВТО изделия.

3. Заключение.

Разработанный проект может быть использован в учреждениях НПО при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ по специальности «художник по костюму» как наглядное пособие по применению традиционных технологий рукоделия в отделке современной одежды.

Создание новых образцов одежды – это поиск новых форм, конструкций, цветовых и декоративных решений, и, как результат, - нового образа. Творческим источником в этом поиске могут служить любые явления и объекты окружающего человека предметного мира. Стара, как мир, истина: новое – это хорошо забытое старое. Это изречение вполне применимо и к процессу моделирования одежды: народный и национальный костюм – неиссякаемый источник новых идей для дизайнера, проектирующего современную одежду. Демократичность кроя, декор, колористическое оформление русского народного костюма складывались и оттачивались веками, вобрав в себя оптимальное сочетание эстетики и рациональности, и наша задача – не только сохранить традиции, но и приумножить их, сделав традиционные технологии рукоделия в отделке одежды нормой жизни.

























4. Список литературы.

1.Государственные образовательные стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010.

2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010.

3. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект. – М.:Просвещение, 2010.

4. Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа,2006.

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.


  1. Барадулин В.А., Танкус О.В. Основы художественного ремесла. – М., 1978.

  2. Божьева Н.П. Русский орнамент в вышивке: традиции и современность: Учебное пособие. – М.: Северный паломник, 2008.

  3. Еременко Т.И. Иголка-волшебница: Кн. для учащихся 5-8 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1988.

  4. Рукоделие (Серия «Рукоделие – опыт мастеров, т.1). – М.: Асцендент. – 1994.

  5. Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. – М.: Культура и традиции. - 2003 г.

  6. Беловинский Л.В. История русской материальной культуры: Учебное пособие. Часть I. – М.: Издательство МГУК, 1995.

  7. Дурасов Г.П., Яковлева Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. – М., 1990.

  8. Калашникова Н.М. Народный костюм (семиотические функции). Учебное пособие - М.: Издательство «Сварог и К», 2002.

  9. Кислуха Л.Ф. Народный костюм Русского Севера XIX – начала XX века в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». – М.: Северный паломник, 2006.

  10. Лазарева Т.А. Рукотворные чудеса. – М.: Изд-во «Краун», 2005.

  11. Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии. Материалы международной научной конференции / под ред. Н.М. Калашниковой – СПб.: ИПЦ СПГУТД.

  12. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. – М.: Наука. – 1978.

  13. Молотобарова О.С. Учите детей вышивать: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образованмия. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  14. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М., 1994.

  15. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества: Моногр. – М.: Легпромбытиздат, 1994.

  16. Пармон Ф.М., Кондратенко Т.П. Рисунок и графика костюма: Учебник для вузов. Под ред. проф. Ф.М. Пармона. – М.: Легпромбытиздат, 1987.

  17. Пигилова Т.А. Народная культура. Избранное из книг и лекций. – М.: Русский дом, 1997.

  18. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Авт.: Н. Соснина, И. Шангина. – СПб.: Искусство–СПб,2006.

  19. Школа и производство. Журнал. 1999-2012.

  20. Народное творчество. Журнал. 1994-2012.

  21. Чудесные мгновения – традиционный костюм. Журнал. 2002-2012.











13






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект "Традиционные технологии рукоделия"

Автор: Макрецова Ольга Александровна

Дата: 26.11.2014

Номер свидетельства: 135985

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Календарно -тематическое планирование по технологии в соответствии с ФГОС"
    ["seo_title"] => string(82) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-tiekhnologhii-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "254184"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447700837"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) ""Инновационные компоненты в традиционных формах обучения" "
    ["seo_title"] => string(64) "innovatsionnyie-komponienty-v-traditsionnykh-formakh-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "179458"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425017688"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения на уроках технологии через творческие проекты» "
    ["seo_title"] => string(188) "obobshchieniie-piedaghoghichieskogho-opyta-po-tiemie-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-v-protsiessie-obuchieniia-na-urokakh-tiekhnologhii-chieriez-tvorchieskiie-proiekty"
    ["file_id"] => string(6) "103547"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402590897"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Программа по технологии для неделимых 5-7 классов."
    ["seo_title"] => string(50) "proghrammapotiekhnologhiidlianiedielimykh57klassov"
    ["file_id"] => string(6) "266284"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450116850"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Открытый урок по технологии в 8 классе "Нетканый гобелен""
    ["seo_title"] => string(55) "otkrytyiurokpotiekhnologhiiv8klassienietkanyighobielien"
    ["file_id"] => string(6) "315510"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459909256"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства