kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по теме: "Семейная экономика и основы предпринимательства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема поможет детям обучиться финансовой грамотности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по теме: "Семейная экономика и основы предпринимательства"»

Внеклассное мероприятие

5 класс

Тема: Семейная экономика и основы предпринимательства

Цель:

  1. Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет;

2. Развивать умение экономно распределять доходы и расходы семейного бюджета;

3. Воспитывать бережливость, аккуратность, ответственность.

Подготовка к занятию: отрывки из мультфильмов «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Простоквашино», таблички с фамилиями семей, таблица с зашифрованными буквами в слове «бюджет», бумажные денежные купюры, 2 копилки, 2 карточки: «доходы – расходы»; знаки: «Береги свои вещи», «Закрой кран», «Выключи свет», «Береги имущество»; карточки «Расходы в семье». мультимедийный проектор и презентация к занятию в программе Power Point.


Предварительная работа: подготовка презентации «Семейная экономика», разучивание стихотворений «Символ жизни на Земле», «Берегите свет», обыгрывание проблемных ситуаций, изготовление наглядности, распределение ролей.


Ход занятия

1. Организационный момент. Постановка целей и задач (5 мин).

Ребята, давайте вспомним русскую народную сказку «Крылатый, мохнатый, да масляный» (включаем отрывок из мультфильма 0.55 – 2.31).

Учитель: О чем этот отрывок?

1 Слайд Тема занятия и эпиграф

Что по – вашему, обозначает слово «семья»?

Дети: Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди. Те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Испокон веков семья помогала, человеку появится на свет, вырасти и жить.

Это подтверждает эпиграф нашего занятия «Счастлив тот, кто счастлив в своём доме».

Учитель: А как вы думаете, для чего создается семья? (ответы детей).

Цели создания семьи могут быть разными:

  • прожить тихо, скромно, в любви и согласии, внимании друг к другу;

  • вырастить и воспитать детей, дать им образование.

Одной из важнейших функций семьи – является обеспечить себя и семью всем необходимым для жизни. Тема нашего занятия «Семейная экономика».

2 слайд Изображение фотографий экономок.

Учитель: Что же такое экономика?

Понятие «экономика» первым дал великий ученый Древней Греции Аристотель. Переводится дословно «законы хозяйства». Экономика семьи – это законы ведения домашнего хозяйства. Во все времена в обеспеченных семьях служили экономки, которые помогали разумно вести домашнее хозяйство. На должность экономки на Руси часто брали немцев. Они плохо знали язык, но очень ответственно относились к своим поручениям. В большинстве наших семей в роли экономки выступает один из членов семьи, чаще – это мама. Экономика означает бережливость, экономность, т.е. разумную трату средств. И не только денежных, но и труда, времени, материалов, продуктов, здоровья.

Учитель: Что может в себя включать экономическая функция семьи?

Ответы детей:

  • организация семейного потребления и ведение домашнего хозяйства;

  • финансовая деятельность;

  • накопление имущества и обеспечение его наследования;

  • трудовое воспитание и профессиональная ориентация;

формирование качеств хозяина.

Таким образом, сделаем вывод: домашняя экономика – это умение разобраться со своими желаниями, выбрать эффективные, средства их удовлетворения. Эконом – это хороший хозяин, умеющий разумно вести хозяйство.

Ребята, сегодня к нам в гости пришел экономный хозяин.

В класс заходит гном.

Гном: Здравствуйте. Вы узнали меня? Я не просто гном. Я – Гном Эконом.

У меня вода и газ

Просто так не льются.

Свет, тепло, вода и газ

Дорого даются.

Чтобы все богаче стали,

Нужно нам учиться,

Проявив терпение,

Энергосбережению.

Я придумал для вас много интересных, трудных и познавательных заданий. И выиграть сможет тот, кто самый бережливый, экономный и заботливый. Сегодня мы с вами поприсутствуем не как обычные ребята, а как семьи. Представляем вам слово для знакомства.

Семья Ивановых

Наша семья дружная, любит животных, слушать музыку, играть в компьютерные игры, иногда увлекаемся чтением классики русской литературы. Некоторые члены нашей семьи увлечены молодёжными сериалами, а младшие ребята любят смотреть мультфильмы и играть в настольные игры.

Семья Петровых

Члены нашей семьи любят отстаивать свою точку зрения, умеют дружить и поддерживать друг друга. Мы очень любим прогулки на свежем воздухе с друзьями, посещение кружков по интересам. А так же вся наша семья увлечена различными видами спорта

Знакомство с правилами игры: Прежде чем начать нашу игру, я хочу познакомить вас с правилами. На столе у каждой семьи стоит копилка. Ваша сегодняшняя задача заработать как можно больше «денег» для семейного бюджета. На протяжении всей игры я буду задавать вопросы по семейной экономике, а вот стоимость каждого вопроса будет зависеть от его сложности. Желаю вам показать вашу любознательность, воспитанность, талантливость. Но помните, только в сплоченной семье можно добиться высоких результатов, поймать удачу и победу.

Итак, мы начинаем.

2. Определить основы бюджета семьи (5 мин.).

3 Слайд слово «Бюджет» (показываем после того, как отгадаем буквы в табличке).

На доске таблица:

4

5

6

1

2

3

Ж

Е

Т

Б

Ю

Д


1 задание «Разминка» (стоимость этого задания – 1000 рублей). Расшифровать слово (в качестве разминки предлагаем семьям расшифровать зашифрованное слово). За каждый правильный ответ, вы сможете открыть букву в таблице.

1. Что делают родители, чтобы заработать деньги? (4 слайд)

2. Как называются заработанные родителями деньги? (5 слайд)

3.Как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка раз в месяц? (6 слайд)

4. Как называются деньги, которые получает студент института?

(7 слайд)

5. Все деньги, которые поступают в семью, называются? (8 слайд) (доход). Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, стипендия — всё это доходы семьи. К доходом можно ещё отнести выигрыш в лотерею, подарок денежный на день рождение, находка, дополнительный заработок — продажа с огорода картофеля, яблок.

6. Как называются деньги, которые тратятся на покупку одежды, продуктов, игрушек, лекарства, оплату коммунальных услуг? (9 слайд) (расходы).

Гном: Посмотрите внимательно на табличку. Попробуйте составить слово из полученных букв. Правильно, у нас получилось слово «бюджет». Как вы думаете, что обозначает это слово?

Учитель: Семейный бюджет складывается из доходов и расходов семьи. Ребята, перечислите, что относится к доходам? Что относится расходам? Что в первую очередь необходимо оплатить? (10 слайд)

11 Слайд Чаша весов: доходы – расходы.

Бюджет семьи можно представить в виде весов. На одну чашу помещаем доходы семьи, на другую чашу расходы. Как вы думаете, какая чаша весов должна перевешивать, чтобы семья жила в достатке и все семейные нужды были исполнены? (доходы).

Выдача денег в копилки семьям.

3. Выявить доходы и расходы семьи (работа по карточкам) (3 мин)

12 Слайд. Таблица доходы – расходы семьи (показываем после выполнения задания)

У каждой семьи есть список товаров и услуг. Ваша задача – разделить их на 2 группы: доходы и расходы (Каждой семье раздаются карточки).

Задание «Зарплата, коммунальные услуги, пенсия, плата за телефон, питание ребенка в школе, плата за дет/ сад, поход в театр, покупка хозяйственных принадлежностей, покупка продуктов питания, стипендия, передвижение в общественном транспорте, экскурсия в зоопарк, приобретение нового телевизора, покупка автомобиля, покупка рукавичек, оплата за свет»

Гном Эконом: Все семьи справились с заданием? А теперь проверим, как вы выполнили задание. Семьи меняются карточками. Семья, которая правильно выполнила задание, получает деньги в копилку.

Учитель: Вы видите, какая большая часть расходов приходится на семейные доходы. Как вы думаете, как можно исправить ситуацию? (Ответы детей).

4. Разбор проблемных ситуаций (10 минут).

13 Слайд. Изображение кота Матроскина и подпись «экономия в семье»

Смотрим фрагмент мультфильма «Простоквашино», где кот Матроскин говорит: «А я ничего покупать не буду. Я экономить буду..».

Учитель: Что значит «экономить»? (Дети отвечают беречь, не тратить лишнего, делать разумные покупки). Запомните, без бережливости не будет экономии. А теперь каждая семья по очереди будет выполнять задание.

Гном Эконом: «Я хочу рассказать вам историю о мальчике Пете. Петя был очень рассеянный и все время что – то забывал, терял: то сменную обувь забудет в раздевалке, а потом ему приходиться покупать новую, то шарф оставит во дворе, то рукавицу потеряет. Сколько ему не напоминали, что вещи надо беречь, Петя так и оставался быть таким же не внимательным….» (В это время выходит Петя небрежно одетый, прогуливается по классу, забывает часть вещей).

Учитель: Ребята, что можно сказать про этого мальчика? (он не бережливый, не умеет беречь свою одежду).

Какой совет мы ему дадим? Ребята, посмотрите на доску, какой знак мы подарим Пете, чтобы он не терял больше свою одежду?

(На доске таблички – знаки. Дети выбирают одну из них, которая подходит к данной ситуации)

Слышится звук воды

Учитель: Что это за звук? Как вы думаете, почему льется вода?

Гном Эконом: Это Петя забыл выключить кран. Он всегда забывает выключать воду, как помоет руки. Сколько ему не напоминали, о том, что надо закрывать кран, он все равно забывал. Однажды Петя увидел по телевизору передачу о воде, что если не беречь воду, запасы пресной воды закончатся и всё живое погибнет. Мальчика очень взволновала передача, он быстро побежал в ванную комнату, проверить закрыл ли он кран. Но - вода лилась из крана, Петя закрыл кран и решил, что больше никогда не будет оставлять кран открытым. (Петя подходит и выключает воду)

Учитель: Как вы думаете, ребята, зачем надо закрывать кран? Как помочь Пете?

Дети отвечают на вопросы и решают подарить Пете знак «Закрой кран».

Гном Эконом: Посмотрел Петя телевизор, устал, пошел в комнату лег поспать. Телевизор, как работал, так и работает. Свет, как горел на кухне, так и горит.. А мама не понимает, почему так много за свет приходится платить…. (Петя инсценирует, как он смотрит телевизор и идет спать. Приходит мама. Печальная мама смотрит на квитанцию).

Учитель: Как вы думаете, ребята, зачем надо выключать свет? Как помочь Пете?

Дети отвечают на вопросы и решают подарить Пете знак «Выключай свет».

Гном Эконом: Сел Петя делать домашнее задание, грустно ему, не интересно читать сказки Пушкина. Думал думал, и надумал. Вот напишу на столе свое имя, мама придет домой и обрадуется. Петя зевает и ножиком выковыривает свое имя.

Педагог: Как вы думаете, ребята, правильно ли поступил Петя? Как помочь Пете?

Дети отвечают на вопросы и решают подарить Пете знак «Береги мебель».

Каждая «семья» получает по тысяче рублей за выполнение задания

Выходят 2 человека и читают стихотворения.

Ученик 1

Символ жизни на Земле – Вода!

Экономь ее и береги, -

Мы ведь на планете не одни!

Воду попросту не лей!

Дорожить водой умей

Ученик 2

Необходимо с детства

Привыкнуть свет беречь

По пустякам в квартире

Лампочки не жечь.

Учитель: Ребята, а кто – нибудь узнал себя в мальчике Пете? Кто хочет напомнить советы, которые мы рекомендовали Пете?

Какое качество характера необходимо воспитывать Пете? (бережливость)

5. Путешествие по сказкам (5 мин.).

14 Слайд Изображение картины из сказки про рыбака и рыбку.

Гном Эконом: Ребята, а теперь мы отправимся с вами в путешествие по сказкам. Кто помнит сказку «Сказка о рыбаке и рыбке»?

О ком эта сказка?

…Воротился старик ко старухе… смотрит, а старуха стирает белье в разбитом корыте. Устала, руки покраснели от холодной воды. Спина болит, трудно старухе нагибаться… Что может попросить старик у золотой рыбки для старухи, чтобы облегчить ей труд? (Ответы детей).

Что будет экономить использование стиральной машины в быту? (время и силы)

15 Слайд Изображение старика на берегу моря

16 Слайд Изображение чистой избы.

…Воротился старик ко старухе. Глядь, везде чистота, ни соринки, ни пылинки. Старуха довольная сидит. Что попросил старик у золотой рыбки? (ответы детей).

Почему вы решили, что рыбка подарила семье стариков пылесос?

Если старуха будет пользоваться пылесосом, какие преимущества она будет иметь?

17 Слайд. Изображение старухи возле зеркала

…Загрустила старуха, помрачнела… Аль, не удала я еще? Аль не озорна? Купи – ка мне старик шубу, да соболиную или из норки…

Озадачился старик, где же взять такие деньги?

Ребята, поможем деду деньги сэкономить на покупке шубы?

Подскажите, когда выгоднее шубу покупать зимой или летом?

Семьи» за правильные ответы получают деньги в копилки.

6. Распределение расходов в семье (5 мин.)

18 Слайд. Изображение игрушек, сладостей, лекарства, обуви.

Учитель: Ребята, гном Эконом приготовил карточки-схемы вашего семейного бюджета. Давайте посмотрим и подумаем о самых важных и необходимых тратах. Посмотрите, что можно оставить на вторую очередь или вообще обойтись без этого.

(Каждой семье раздаются карточки, в которых схематично обозначены расходы – это оплата за воду и электричество, еда, оплата за детский сад, одежда, мебель, развлечения, игрушки, сладости, лекарства)

Учитель: Представьте, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Карандашом в схемах отметьте сектора, какие расходы вы считаете основными. Объяснить, почему именно так.

(каждая семья защищает свой семейный бюджет, и отстаивают свою точку зрения).

Учитель: Подумайте, экономно распорядились вы деньгами?

Семья, которая правильно распределила денежные расходы, получает в копилку денежку).

7. Как сэкономить? (3 мин.)

19 Слайд изображение способов экономии денежных средств.

Но случаются так, что семьи попадают в сложные ситуации, когда денежных средств на необходимые нужды просто не хватает. Посовещайтесь в семьях и дайте советы, как можно сэкономить денежные средства, когда денег в наличии немного.

  • Ремонт обуви своими руками.

  • Ремонт одежды своими руками.

  • Можно экономить электроэнергию.

  • Можно экономить расход воды.

  • Отказ от курения.

  • Отказ от спиртного.·

  • Закаливание организма, занятие спортом, отказ от лекарств.

Одеваться в соответствии с погодой, чтобы не было трат на лекарства и лишнюю переплату за коммунальные услуги.

Бережное использование личного имущества, уберегает его от ненужного ремонта и покупки нового.

Личное подсобное хозяйство. Заготовка на зиму картошки, лука, моркови, свеклы, солений, варенья, маринадов.

(«Семьи» по очереди перечисляют виды экономии денежных средств в семье. Побеждает «семья», которая привела больше примеров. Выдача денег в копилки «семьям»).

8. Подведение итогов (3 мин)

20 Слайд Пословица «Бережливость – главное богатство»

Что значит экономить?

Что значит бережливость?

Что нового вы узнали на занятии?

Что надо запомнить всем нам?

Есть одна украинская пословица «Бережливость – главное богатство». Конечно – это мудрая пословица, но не забывайте еще об одном богатстве – это дружная семья, верная дружба и здоровье. Без бережливости в семье, не будет и экономии.

Гном Эконом: Сейчас мы узнаем, какая семья заработала больше денег (Подсчитываем деньги в копилках). Выигрывает та, семья, которая заработала больше денег.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное мероприятие по теме: "Семейная экономика и основы предпринимательства"

Автор: Марущенко Ирина Владимировна

Дата: 16.02.2023

Номер свидетельства: 625819


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства