Актуализация полученных знаний - Мы с вами знакомы с понятиями «закон», «проступок», «правонарушение», «преступление». -Скажите, что такое закон? ЗАКОН – это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке. -Что такое правонарушение (проступок, преступление)? ПРОСТУПОК – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение. ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это общественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание. ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это общественно-опасное, противоправное, виновное деяние дееспособного лица, за которое предусмотрено уголовное наказание. За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит « Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность». -Какие виды юридической ответственности вы знаете? (Ответы детей) Предполагаемые ответы: Существуют 4 вида юридической ответственности при нарушениях: 1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего и шестнадцатилетнего возраста. 2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы. 3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины. 4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба. - Сейчас на конкретных примерах мы разберемся в понятиях: проступок, правонарушение и преступление и видах ответственности. Ученики читают по карточкам Первый ученик читает: 1.Рассмотрим следующую ситуацию: (Семиклассница Ирина не возвращается вовремя с каникул, пропускает занятия в школе, говорит, что многие так делали, а ей что - нельзя.) - Как можно расценивать поведение Ирины, как проступок, правонарушение или преступление? И какому виду юридической ответственности ее будут привлекать? Предполагаемый ответ: Проступок, так как Ирина ничего противозаконного не совершила. Она будет привлечена к дисциплинарной ответственности, потому что нарушила порядок работы учреждения, где учится. Учитель: Что же она все-таки нарушила тем, что не посещала уроков в школе? Предполагаемый ответ: Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, педагогов). Нарушение любого пункта устава школы будет считаться проступком. Учитель: Предусмотрено ли наказание за проступок? Какое? Предполагаемый ответ: Да. Ученик/ученица может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей. 2 карточка (второй ученик читает) Подростка задержали на улице в 23 часа 20 минут без сопровождения взрослых. - Нарушение тишины в ночное время с 23.00 до 6.00. - Нецензурная брань в общественных местах. - К какому правонарушению относятся данные примеры? - Ответы учащихся. Учитель: С какого возраста начинается ответственность за административные правонарушения? (С 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.) Учитель: Кто несет ответственность за ваши действия, если вам ещё нет 16 лет? (Родители) карточка (третий ученик читает) К какому правонарушению относятся следующие примеры? - Мальчики играли во дворе в мяч и разбили окно соседа. - Порвал учебник у одноклассника. - Мальчик 14 лет из рогатки попал в глаз школьнику. (Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказание к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба). Учитель: А за правонарушения сажают в тюрьму? (- Нет. В тюрьму сажают за преступления.) карточка (читает четвертый ученик) Рассмотрим следующую жизненную ситуацию. В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в милицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (ребята высказываются). Конечно, «заложенная бомба» - это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе. Стадия вызова Учитель предлагает учащимся рассмотреть фотографии и сказать, какая тема их объединяет. Тема «Подростковая преступность» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Уже в раннем возрасте некоторые подростки, сами того не ведая, совершают такие поступки, по которым мы можем сказать, что они начинают протаптывать тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Стадия осмысления И Задание1. Посмотрите видео и выполните задания https://www.youtube.com/watch?v=eZUMgzQNVpo А. Подберите к следующим словам синонимы: Тревожный показатель, безнадзорность, плачевное последствие, заполонивший. Б. Объясните значение следующих выражений: Вступить в неравную борьбу, вопрос висит в воздухе. В. Составьте 2 предложения с новыми словами. К Для проверки понимания текста учитель задает учащимся следующие вопросы: Задание 2. Ответьте на вопросы: 1. О каком тревожном показателе говорится в тексте? 2.С какой целью провели операцию «Мирас»? 3.Свидетелем каких правонарушений стала съемочная группа? 4.О чем беспокоится начальник отделения ювенальной полиции? 5.Какие профилактические мероприятия проводятся в образовательных учреждениях в целях предупреждения подростковой преступности? Какие мероприятия проводятся у нас в школе? 6.Почему молодые правонарушители и их родители не обращают внимания на эти предупреждения? 7.Почему автор говорит, что органы правопорядка «вступают в неравную борьбу»? 8.Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы вопрос, поднятый в репортаже, не висел в воздухе? С2. Оценивание по критерию: понимает значение слов и терминов общественно-политической тематики и по дескрипторам: -подбирает синонимы к словам; -объясняет значение предложенных выражений; -отвечает на вопросы по содержанию текста, используя в речи слова термины общественно-политической тематики. П Задание 3. Учитель предлагает учащимся принять участие в дискуссии на тему: «Способствует ли ужесточение наказания за правонарушения снижению подростковой преступности?» и выразить свою позицию «за» или «против», аргументируя свою точку зрения и приводя примеры из жизни. (Учитель дает парам на подготовку и обдумывание ответов 2 минуты) Г5 Оценивание по дескриптору -участвует в дискуссии, выражая свою позицию; -аргументирует свою точку зрения, приводя примеры. III. Домашнее задание Составить рассказ по заданному началу Татьяна одна вечером возвращалась после волейбольной секции. К ней подошла группа подростков. Мальчики окружили ее … Ученики совместно с учителем создают дескриптор: Объем 150-170 слов Тип текста: повествование с элементами описания/ рассуждения Соблюдение грамотности речи. |