Урок русского языка "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова" ("Начальная школа 21 века", 2 класс, урок 46)
Урок русского языка "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова" ("Начальная школа 21 века", 2 класс, урок 46)
Тема: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова (Русский язык, «Начальная школа 21 века», 2 класс, урок 46)
Тип урока: Урок закрепления новых знаний.
Цели деятельности педагога:
Создать условия для закрепления умения подбирать однокоренные слова, писать буквы гласных и согласных в корне слова;
Способствовать развитию навыка грамотного письма, логического мышления, монологической и диалогической речи.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Знают вопросы-помощники для подбора однокоренных слов, умеют проверять безударную гласную и парную согласную в корне слова.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; владеть способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей.
Познавательные:общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения безударных гласных, парных согласных звуков; структурирование знаний
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Методы обучения: деятельностный, побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий без проблемы диалог, словесный методы.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, фронтальная.
Оборудование: 1. Иванов С.В. Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч 1.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова" ("Начальная школа 21 века", 2 класс, урок 46) »
Тема: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова («Начальная школа 21 века», 2 класс, урок 46)
Тип урока: Урок закрепления новых знаний.
Цели деятельности педагога:
Создать условия для закрепления умения подбирать однокоренные слова, писать буквы гласных и согласных в корне слова;
Способствовать развитию навыка грамотного письма, логического мышления, монологической и диалогической речи.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Знают вопросы-помощники для подбора однокоренных слов, умеют проверять безударную гласную и парную согласную в корне слова.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; владеть способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей.
Познавательные:общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения безударных гласных, парных согласных звуков; структурирование знаний
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Методы обучения: деятельностный, побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий без проблемы диалог, словесный методы.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, фронтальная.
Оборудование: 1. ИвановС.В. Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч 1.
3. Карточки: для индивидуальной работы, для групповой работы,
4. Опорные схемы «Правописание слов с безударной гласной», «Правописание слов с парной согласной», «Подбор однокоренных слов».
Активные формы обучения: групповая работа, работа в парах.
Технологическая карта
Ход урока:
Этап, цели урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивация
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
- Ребята, какой урок мы начинаем?
- Как вы думаете, почему учащиеся 2 класса изучают русский язык каждый учебный день?
- Зачем необходимо знать правила русского языка?
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
.
Цель: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Учитель проводит беседу:
- Над какими орфограммами мы работаем?
Запишите слова: ледок, лёгкий, хлеб
Проверьте по эталону.
- Кто написал слова без ошибок?
- Кто допустил ошибку в слове ледок? Какая буква вызвала затруднение? Определите вид орфограммы в слове?
- В словах лёгкий, хлеб? Какая буква вызвала затруднение? Определите вид орфограммы в слове?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя: «Мы работаем над орфограммами правописание безударной гласной и парной согласной в корне слова».
Учащиеся записывают слова, проверяют написание по эталону.
Постановка учебной задачи.
Цель: проговаривание цели урока в виде вопроса
- В написании каких орфограмм вы допустили ошибки?
Учитель вывешивает на доску опорные слова
Безударный гласный
Парный согласный
- Почему возникли затруднения?
- Что вызывает сложность?
- Чему будете учиться на уроке?
Учащиеся высказывают своё мнение. Убеждают одноклассников в необходимости продолжения работы над темой.
Дети отмечают, что им сложно подобрать однокоренные слова, для проверки слов с безударной гласной и парной согласной.
Построение проекта выхода из затруднения
Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта её решения.
- Где находятся эти орфограммы?(в корне слова)
Учитель вывешивает на доску опорный знак над опорными словами
Безударный гласный
Парный согласный
- Какие правила надо знать, чтобы не допускать ошибок в написании слов с безударной гласной и парной согласной в корне слова?
- Что ещё надо уметь делать?
- Какие слова называются проверочными?
- Что такое корень слова?
- Какие слова называются однокоренными?
- Каким источником информации можно воспользоваться?
Учитель обращает внимание детей на рисунок дерева
- Украсим наше дерево однокоренными словами. Придумайте однокоренные слова с корнем -сад-.
- На какие вопросы отвечают слова?
Учитель выносит опорные слова на доску.
кто?
садовник
что?
сад
какой?
садовый
что делает?
садит
Учитель предлагает детям карточку 1
Выделите в словах корень, подчеркните однокоренные слова с корнем -вод-.
Вода, водичка, водитель, водяной
- Какой корень вы выделили в словах?
- Все ли слова являются однокоренными? Почему?
Учащиеся говорят о том, что им надо знать правила: о корне слова, правописании безударной гласной и парной согласной в корне слова, уметь подбирать проверочные слова.
Учащиеся формулируют правило о корне слова, однокоренных словах. Дети, испытывающие затруднения, обращаются к справочнику.
Учащиеся самостоятельно подбирают однокоренные слова с корнем -сад-, выполняют задание на карточке по подбору однокоренных с корнем –вод- с последующим обсуждением в классе.
Выделяют корень -вод- в словах
Отмечают, что у слова водитель корень –вод- имеет другое значение
Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: запись в виде опорных схем, проговаривание нового знания
На доске находятся части опорных схем для проверки безударной гласной и парной согласной в корне слова, расположенные в хаотичном порядке.
Вспомните, какие опорные схемы для проверки слов с парной согласной и безударной гласной мы с вами вчера составляли.
Восстановите опорные схемы.
- Как проверить написание безударной гласной?
- Как проверить написание парной согласной?
- Какие вопросы будут служить помощниками при подборе проверочных слов? Можем ли мы воспользоваться вопросами ,которые находятся на доске? Я хочу подарить вам ещё один вопрос-помощник как?
Учащиеся вспоминаю правила работы в парах, после выполнения работы докладывают одноклассникам, какие проверочные слова они подобрали, вставляют пропущенные буквы. Ребята оценивают правильность выполнения.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону:
_______________________ - де__ская варе__ка
_______________________ - х__лодная ватру__ка
Учащиеся самостоятельно записывают проверочные слова, вставляют пропущенные буквы. Проверяют правильность выполнения работы, сравнивая её с эталоном, записанным на доске.
Включение в систему знаний
Цель: включение знаний в систему знаний
Работа в группах. Определите орфограмму, выберите проверочные слова:
1 группа: л__со__ – лесничий, лес, перелески
(перелески , т.к. проверяет безударную гласную е и парную согласную к)
2 группа: м__рской – море, моряк (море – безударная гласная)
4 группа: берё__ка – берёза, берёзовый (оба слова могут проверить парную согласную)
Письмо под диктовку.1 ученик пишет на доске):
Дети шли по узкой тропинке.
Докладывают одноклассникам, какие проверочные слова они подобрали, вставляют пропущенные буквы. Ребята оценивают правильность выполнения.
Комментированное письмо
Домашнее задание
Повторить правила о правописании безударной гласной и парной согласной.
Рабочая тетрадь, с. 58, упр. 6. Подобрать проверочные слова к 2 словам с безударной гласной и 2 словам с парной согласной.
Рефлексия.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов работы.
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Где можно применить знания?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем надо ещё поработать?
У каждого на парте лежат листочки. Нарисуйте слева весёлый смайлик, если после этого урока вы стали лучше понимать, как проверить написание слов с парной согласной или грустный, если эта орфограмма всё ещё трудна для вас. Справа – выскажете своё мнение об освоении орфограммы безударная гласная в корне слова.
Учащиеся рисуют весёлые или грустные смайлики на левой и правой частях листочка.
Парная согласная
Безударная гласная
Приложение
Карточка 1
Выделите в словах корень, подчеркните однокоренные слова с корнем -вод-.
Вода, водичка, водитель, водяной
Карточки для работы в группах.
Для каждой группы карточки содержат задание и 3 отдельных слова.
1 группа
Задание: определите орфограмму, выберите проверочное слово к слову л__сок..
л__сок –
лесничий
перелесок
2 группа
Задание: определите орфограмму, выберите проверочное слово к слову м__рской.
м__рской –
моряк
море
3 группа
Задание: определите орфограмму, выберите проверочное слово к слову ша__ка.
ша__ка –
шапки
шапочка
4 группа
Задание: определите орфограмму, выберите проверочное слово к слову берё__ка.
берё__ка –
берёза
берёзовый
Опорные схемы для правил «Правописание безударных гласных в корне слова», «Правописание парных согласных в корне слова»