kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи. "Учимся писать письма". 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Данная разработка содержит конспект урока. Урок показывает необходимость возрождения эпистолярного жанра, содержит разнообразные методы и приёмы с целью заинтересовать ученика, а также содержит информацию о том, как правильно писать письма и заполнять конверт.

    Цели урока: познакомиться с историей возникновения письменных посланий, научиться правильно оформлять личное письмо.

     Обучение владением разными видами речевой деятельности и основам культуры устной и письменной речи;

     Расширение знаний обучающихся об истории эпистолярного жанра; формирование навыков правильного написания личного письма;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. "Учимся писать письма". 7 класс »

Урок развития речи. "Учимся писать письма". 7 класс

Работу выполнила: Олейникова Наталья Анатольевна,

 учитель русского языка и литературы

МКОУ Шиткинская СОШ

Адрес: 665042, Иркутская область, Тайшетский район,

 п.Шиткино, ул. Кирова, д.31

Тел: 89500942753

 

Данная разработка содержит конспект урока. Урок показывает необходимость возрождения эпистолярного жанра, содержит разнообразные методы и приёмы с целью заинтересовать ученика, а также содержит информацию о том, как правильно писать письма и заполнять конверт.



Цели урока: познакомиться с историей возникновения письменных посланий, научиться правильно оформлять личное письмо.

Обучение владением разными видами речевой деятельности и основам культуры устной и письменной речи;

Расширение знаний обучающихся об истории эпистолярного жанра; формирование навыков правильного написания личного письма;

Развитие монологической речи учащихся, их кругозора;

Воспитание нравственности, формирование личностной позиции ученика.

Оборудование урока:

    1. «Письмо. Что это значит?».

    2. Раздаточный материал ( отрывок из рассказа А.П. Чехова « Ванька»),С.А.Есенин

    3. « Письмо матери», А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд…»).

    4. «Эпистолярный стиль».

    5. Карточки со словами - подсказками

    6. «Правила составления письма».

Эпиграф: 

Письмо

Само

Никуда не пойдёт,

Но в ящик его опусти -

Оно пробежит,

Пролетит,

Проплывёт

Тысячи вёрст пути.

С.Я.Маршак.



Ход урока

I. Организационный момент.

II. Словарно – орфографическая работа « Пиши правильно».



Здравствуйте, привет, до свидания, письма, желание, конверт.

III. Работа по теме урока.

  1. Вступительное слово учителя. Истоки эпистолярных произведений уходят еще в древнюю литературу - как составной элемент многих повестей. В дальнейшем, в литературе XVIII-XIX веков, это становится самостоятельной формой выражения главной мысли, идеи, взглядов автора: Пушкин, Лермонтов, Достоевский, а позже М.Цветаева, А.Ахматова не раз обращались к эпистоле как к жанру.

Наше отношение к письменному слову бездумно. Сегодня, в век нанотехнологий, стало привычным звонить по телефону или обмениваться SMS-сообщениями — просто и быстро. Задача письма - объединение людей, разделённых пространством и временем. Письмо - это разносторонняя форма общения, сосредоточение мыслей, арена столкновения мнений. Письмо – беседа с другим и тем самым с самим с собой. Эту особенность письма подчёркивает и педагог Шалва Амонашвили: «Уникальность писем в том, что они позволяют человеку непредвзято заглянуть в себя, что на небольшом листе бумаги я хочу сказать близким, друзьям. Нелегкие вопросы задает себе порой человек, склонившийся над письмом: так ли я живу, что думают обо мне сверстники. Работа над письмом – это и работа над собой».

IV. Основное содержание урока

Учитель: Современные формы переписки сложились около двухсот лет назад. Их родина — Англия. Оттуда ведут своё начало основные правила — этикет составления корреспонденции. Но эпистолярное искусство существует с древних времён. Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма.
Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.
 «Письмо. Что это значит?».

Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян.
Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.

.Работа с текстом письма. Чтение отрывка из рассказа А.П. Чехова

« Ванька» (от слов « Милый дедушка Константин Макарович»).Обсуждение текста письма.

Учитель: Письмо – это послание, адресованное кому-то. В латинском языке «послание» – эпистола, в русском – письмо. Отсюда и название – эпистолярный жанр.

Работа со словарем. Найдите значение слова: эпистолярный.

Эпистолярный жанр – один из лирических жанров, стихотворение в форме письма, обращенного к другу, возлюбленной и др., например, «Во глубине сибирских руд» А.С. Пушкина, «Письмо матери» С. Есенина.

Учитель: Зачем в произведениях русских классиков используется эпистолярный жанр?

Ответы учеников. Письма позволяют шаг за шагом пройти с героем жизненный путь, воссоздают черты характера, широкий круг интересов, его личные отношения к событиям. Они отражают изменения в судьбе, во взглядах, душевной настроенности героя.

4.Вопрос к классу.

            Кто из вас, ребята, смог найти какие- то интересные истории о      

            почтовой службе?

            

 Ученик. Я слышал об использовании почтой Европы рожка,  на зов которого к почтовым курьерам спешили желающие получить  или отправить письмо. Курьеры имели право трубить в рожок, встречные экипажи сворачивали в сторону, а городская стража отворяла  ворота. Со временем  голосистый рожок стал эмблемой почтовой службы. Однако в России рожок не прижился. Деревенские батюшки испокон веков стращали людей: «При конце света придёт на землю диавол. И вострубит первый архангел во трубу». Заслышав звук почтового рожка, богобоязненные мужики кидались врассыпную по лесам да по болотам прятаться: «Диавол едет! Конец света наступает!»



Ученик. Я хочу рассказать о почтовых голубях, которые тоже хорошо послужили почтовому делу. Это необыкновенная птица! Куда голубя ни завези- всё равно домой вернётся. Так вот, голубиная почта возникла ещё у древних греков и египтян. В 12-13 веках почтовый голубь стоил столько же, сколько и арабский скакун. У голубей немало заслуг перед человечеством.  В 1871 году во время осады Парижа они доставили более миллиона писем, в благодарность парижане поставили голубю памятник. А в Англии почтовый голубь № 888 за геройские заслуги во время Первой Мировой войны получил звание полковника. И таких историй великое множество, всех и не расскажешь…

(Использован материал журнала «Пионер» №1 2003 года).

 - Как писать письма? Каковы структура письма?

Структура (едина).

1.     Вступление (обращение с приветствием к адресату)

2.     Основная часть (содержание должно быть интересно собеседнику, а не только вам; беседа с адресатом)

3.     Заключение (слова благодарности и пожелания адресату, дата, подпись).

- Каковы виды писем?

Существуют разные виды писем: официальные, публичные, личные.

- Все ли письма можно считать таковыми? Как вы думаете, перед вами письмо или нет? Обращение есть, адресат есть. Что нужно для того, чтобы написанное стало письмом (кроме адресата)?

     Дина, кошечка моя, представляю, как ты по мне соскучишься к вечеру. Кто тебе нальет молочка в блюдечко? Моя единственная Дина! Как мне тебя здесь не хватает. Мы бы летали вместе. А как бы она ловила на лету мышей? Здесь наверняка водятся летучие мыши. Летящая кошка вполне могла бы ловить и летучих мышей. Какая ей разница? Или кошки смотрят на это по-другому?

(Л. Карролл. Алиса в стране чудес.)

Это рассуждение адресовано кошке, вряд ли она его сможет прочитать.

- А кому адресовано это письмо, какие чувства оно вызвало у вас, у адресата?

     Синьора Фея, я услышал о вас впервые в этом году: до этого я никогда ни от кого не получал подарков. В этот вечер я не тушу лампу и надеюсь увидеть вас, когда вы придете сюда. Тогда я расскажу вам, какую игрушку мне хотелось бы получить. Я боюсь заснуть и поэтому пишу это письмо. Очень прошу вас, синьора Фея, не откажите мне: если вы сделаете меня счастливым. А не то зачем же мне быть хорошим мальчиком?

Ваш Джампаоло.

(Дж. Родари. Путешествие голубой стрелы.)

Письма, которые стали книгой. Есть художественные произведения, которые написаны в эпистолярном жанре, то есть в письмах. Одним из таких является цикл очерков И.А. Гончарова «Фрегат Паллада», в котором рассказывается о дальнем плавании военного парусного корабля к берегам Японии.

     Отправляясь в путь, Гончаров не собирался писать ее. Пусть об океанах пишут другие. Кому по душе беспокойная жизнь моряка. Он же будет описывать путешествие только в письмах.

     И сколько же больших, подробных писем получали с борта корабля друзья писателя! На всякий случай он просил не выбрасывать эти письма: вдруг понадобятся?

     И они пригодились, да еще как!

     Написанные по свежим впечатлениям просто, искренне, как пишут близким людям, они стали основой книги. Писатель дополнил их заметками из дневника. Получился как бы разговор с другом-читателем.

5.     Творческий этап урока.

- Кто такие адресат и адресант?

- (Адресат, -а, м – Тот, кто получает извещения, телеграммы, письма. 

Адресант, а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель.)

- Представьте, что вы получили письмо. Вам интересно что там.  На что вы прежде всего обратите внимание?

- (На почерк, на чистоту и аккуратность оформления, на бумагу и т. д.)

- Какие образы могут сложиться перед глазами в зависимости от оформления присланного письма?

- ( Если письмо оформлено красивым и четким почерком, аккуратно в  оформлении, качество бумаги хорошее - значит пишущий проявил вежливость к читающему. Или же наоборот, в глаза адресату бросится обилие помарок, опечаток или исправлений, отсутствие формул вежливости, даты, подписи, некрасивое расположение текста.)

- В ваших интересах, чтобы форма письма помогла или не помешала произвести благоприятное впечатление на вашего корреспондента. Поэтому следует отвечать требованиям оформления письма.

Правила оформления письма:

1. Слева, справа, сверху и снизу должны быть оставлены поля (разумеется, не превышающие разумные пределы).

2. Письмо может быть написано от руки или напечатано ”).

Необходимо помнить: не принято печатать письма-соболезнования, письма-благодарности за приглашение на семейный праздник, письма-поздравления, т.е. все письма, посвященные событиям в личной жизни корреспондента.

3. Писать следует разборчиво, без ошибок ( грамматических, орфографических, пунктуационных или стилистических).

4. Не пользуйтесь ластиком – это не принято в современном письменном этикете.

5. Логически законченные части письма необходимо оформлять в абзацы. Соблюдать расстояние между строчками и абзацами.

- Письмо писать не так-то и просто. Оно имеет определенные части, которые необходимо соблюдать.

Структурные элементы письма:

1. Приветствие или обращение

2. Вступление.

3. Основная часть.

4. Заключение.

5. Подпись.

6. Дата.

Обращение пишется с новой строки, включает в себя имя получателя или его фамилию. (После обращения ставится восклицательный знак или точка. А если письмо за границу, то запятая или двоеточие).

Текст письма начинается с красной строки и естественно с заглавной буквы. После текста письма идет заключительная формула вежливостиподпись и дата.

Заключительную формулу вежливости и подпись лучше написать справа, внизу.

Прочитаем письмо, которое является показательным и написано по всем правилам

- Знаете ли вы как правильно оформлять конверт?

Оформление конверта.

Адрес отправителя пишется в левом верхнем углу.

Адрес получателя помещается в нижнем правом углу.

Следует начинать не с “куда”, а с “кому”.

Закрепление изученного

4. Самостоятельная работа

Напишите сейчас небольшое письмо другу, используя слова-подсказки.

Дорогой…
Хочу рассказать тебе о…
Я очень хочу поделиться с тобой мыслями о…
Мне интересно узнать…
Напиши мне о…
Очень скучаю без тебя…
С нетерпением жду ответа…


5. Проверка самостоятельной работы

(Некоторые ученики читают получившиеся письма)

Итог урока.

Что же такое письмо?

Какие виды писем существуют?

Как правильно оформлять письмо?

Из каких частей состоит письмо?

Домашнее задание.

Написать письмо на любую из тем:

1.Письмо - поздравление первой учительнице.

2.Своей семье с благодарностью.

3.Президенту.

Слабым учащимся раздаются слова-подсказки.

Слова -подсказки

1. Напишите письмо - поздравление первой учительнице.

Слова-подсказки


Поздравляю


Разрешите поздравить… 
Позвольте пожелать… 
Дорогая… 
Уважаемая…

от всей души…
от всего сердца…
сердечно…

2. Напишите письмо своей семье с благодарностью за присланный подарок.

Слова-подсказки


Сердечно…
От всего сердца…
От всей души…
Я очень благодарен…
Большое (огромное) спасибо…

благодарю вас за то, что

3. 4. Напишите письмо президенту

Слова-подсказки

Уважаемый…
Хочу спросить Вас о…
Хотелось бы знать Ваше мнение о…
У меня к Вам большая просьба…
Ваше мнение о проблеме…
Я обращаюсь к Вам…
Я не могу сказать… 
Я прошу… Согласен с Вами…
Разделяю Вашу точку зрения…

















8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок развития речи. "Учимся писать письма". 7 класс

Автор: Олейникова Наталья Анатольевна

Дата: 15.08.2015

Номер свидетельства: 225382

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) ""Развитие речи."Письмо ветерану". "
    ["seo_title"] => string(34) "razvitiie-riechi-pis-mo-vietieranu"
    ["file_id"] => string(6) "175891"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424336937"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "конспект урока  по русскому языку в 8 классе "Эпистолярный жанр.Письмо" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-8-klassie-epistoliarnyi-zhanr-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "207069"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430327308"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Урок развития речи на тему "Письмо" "
    ["seo_title"] => string(37) "urok-razvitiia-riechi-na-tiemu-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "147296"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419354299"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "План-конспект урока русского языка. Урок развития речи. 5 класс Тема. Письмо. Виды писем. Учимся писать письма."
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_russkogo_iazyka_urok_razvitiia_rechi_5_klass_tema_pismo_vidy"
    ["file_id"] => string(6) "622234"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1672757054"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Презентация по русскому языку "Учимся писать письма""
    ["seo_title"] => string(49) "priezientatsiiaporusskomuiazykuuchimsiapisatpisma"
    ["file_id"] => string(6) "268507"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450633447"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства