Цель урока: развивать умение учащихся анализировать прочитанный и прослушанный тексты, аргументировать свою точку зрения по поднятой проблеме, формировать умение самостоятельно мыслить, развивать творческие способности учащихся, воспитывать милосердие.
Оборудование: раздаточный материал, компьютер, презентации.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя.
-Сегодня на уроке мы с вами будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения о милосердии.
Смысловой центр эссе-человек, мир его чувств, его стремлений, его нравственных ценностей.
Тема милосердия особо актуален в наше ожесточенное время.
Да, человек может совершить ошибку, сбиться с жизненного пути. Но как важно вовремя успеть протянуть ему руку помощи!
Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! –
И знать, что будет так и впредь.
Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.
И запоздалая вина
Потом терзает души.
Всего-то надо – научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.
А. Дементьев.
В течение урока мы обратимся сразу к нескольким текстам художественной литературы, попытаемся определить в них основную мысль и воспроизвести ее при помощи графа. ( На доске запись определения денотатного графа)
Эта работа поможет вам накопить материал для сочинения сделать вывод. При необходимости используйте афоризмы в своей работе.(На доске запись определения афоризмов).
Мне будут помогать вести урок ребята 10 класса.
2. Построение денотатного графа. Совместная работа в мультимедиа. (Смотри приложение)
Этапы работы:
- слова-ассоциации к высказываниям о милосердии;
- поэтапное заполнение предложенного денотатного графа на основе прочитанных и прослушанных аргументов ( рассказ «Телеграмма» К. Паустовского, стихотворение Ю.Друниной «Бинты» с музыкальным сопровождением );
- вывод. ( Учащиеся не только построили граф- план, но и сделали выводы по текстам,используя раздаточный материал с афоризмами.)
3.Проверка творческого домашнего задания по группам.
Слово учителя.
-- Наступило время вам аргументировать с помощью примеров из художественной литературы тезис о милосердии. Предоставим возможность 4 группам учеников проявить творческие способности по данной теме. Выводы должны быть сделаны каждым из вас самостоятельно.
( Ученики каждой группы знакомят в произвольной форме с отрывком из художественного произведения, комментируют свою презентацию по тексту, получившийся денотатный граф, делают вывод по представленному аргументу.(См. приложение. ))
Отрывки из текстов:
1) А. Платонов «Корова».
2) Ф. М. Достоевский « Мальчики».
3) Л. Андреев « Кусака».
4) А. Платонов «Юшка».
4. Заключительная часть урока. Домашнее задание.
-- За урок у вас накопилось большое количество аргументов и выводов. Любые два примера вы вполне можете использовать в своей домашней работе. Это будет сочинение – рассуждение на тему « Милосердие – это…». Денотатный граф поможет правильно сосредоточить мысли. Составьте его – это и будет вашим планом.
( Объявление и комментирование оценок за урок.)
--Закончить урок мне хочется пожеланием: ( одновременно на фоне слайдов (см. приложение) звучит песня «Лебеди») ДЕЛАЙТЕ ЛЮДЯМ ДОБРО, А НЕ ЗЛО, РАЗДЕЛЯЙТЕ С НИМИ И РАДОСТЬ, И БЕДУ, ЛЮБИТЕ, УВАЖАЙТЕ ДРУГ ДРУГА. И ЗНАЙТЕ, ЧТО РЯДОМ С ВАМИ НАХОДЯТСЯ ЛЮДИ, ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ, КОТОРЫЕ ЖДУТ ОТ ВАС ПОНИМАНИЯ, СОЧУВСТВИЯ, МИЛОСЕРДИЯ.