kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профессиональная лексика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме: «Профессиональная лексика».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная лексика»

План урока по теме: «Профессиональная лексика»



Преподаватель: Катюкова Ольга Владимировна

ОУ: ГБОУ СПО «Топкинский технический техникум»

Профессия: «Повар, кондитер»

Дисциплина: ОДБ.1 Русский язык

Тема урока: «Профессиональная и терминологическая лексика»

Тип урока: обобщение и систематизация изученного (Г.И. Щукина).

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме: «Профессиональная и терминологическая лексика».

Задачи:

  1. Образовательная: способствовать обобщению знаний по теме «Лексика и сферы ее употребления»; систематизировать и углубить знания по теме «Профессиональная лексика», применять полученные знания в конкретных ситуациях.

  2. Развивающая: развивать учебно-организационные умения; развивать умение вести диалог в группе (компоненты компетенций ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; и ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами).

  3. Воспитательная: способствовать развитию ответственности, способности к открытому взаимодействию, воспитывать интерес к профессии (компоненты компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы).

Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: работа в микрогруппах, практическая работа (упражнения), демонстрация слайдов, видеометод, беседа.

Междисциплинарные связи: ПМ.3 Приготовление супов и соусов;

ПМ.8 Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий.

Материально-техническое оснащение:

ТСО (интерактивная доска, проектор)

Учебно-методическое обеспечение: презентация по теме «Профессиональная и терминологическая лексика», раздаточный материал: опорный конспект, кроссворд, тест, пословицы, текст с «неизвестными».

Ход урока:

Слайд №1

Прекрасных блюд красивые названья

Нам нужно правильно произнести.

И в речи профессиональной

Должны свою мы мысль донести!

Здравствуйте. Я очень рада вас видеть на уроке.

Позвольте представиться. Преподаватель русского языка – Катюкова Ольга Владимировна.


Слайд №2,3,4,5

Ваша профессия необычайно красива. И важно в ней всё: начиная со способов приготовления различных блюд, и заканчивая речью повара, которая должна быть точной, грамотной, конечно же, профессиональной.

Важно ли для вас знание профессиональной лексики? Пригодится ли она вам в дальнейшем? А важно ли произносить и писать используемую лексику правильно?


Слайд № 6

Тема урока: «Профессиональная и терминологическая лексика».

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме: «Профессиональная и терминологическая лексика».


Слайд №7

Любите ли вы путешествовать? Сегодня мы вместе с вами совершим небольшое путешествие в мир профессии «Повар, кондитер» по дороге русского языка. Но когда путешествие интересно и увлекательно? Когда «…весело шагать по просторам»? Когда мы вместе!

Физминутка: «Мы вместе!»

Прошу вас всех выйти ко мне и встать в круг. По кругу мы должны передать друг другу импульс дружбы, небольшим пожатием руки и улыбкой, начиная с меня. Как ваше настроение? Готовы ли вы к путешествию?

Раз вы готовы, начнем с первого маленького испытания. Каждый из вас вытягивает карточку, на которой представлен один из ингредиентов первого блюда. Вам нужно найти составляющие для приготовления борща, солянки и окрошки и разбиться на три команды.

(Приложение 1)

Солянка: лимон, оливки, копченый окорок, соленый огурец.

Окрошка: огурец свежий, квас, яйцо, лук зелёный.

Борщ: свёкла, морковь, капуста, фасоль.

Вы замечательно справились с первым заданием. Занимайте свои места в соответствии с выбранными ингредиентами.

Слайд № 8

Тема нашего урока: «Профессиональная и терминологическая лексика».

Но что такое лексика?

(Приложение 2)

Слайд № 9

Лексика – это совокупность слов, входящих в состав того или иного естественного языка; это словарный состав языка.

Общеупотребительная лексика – лексика, употребляемая всеми людьми. И, конечно же, в вашей профессии есть такие слова. Назовите их. (Ложки, вилки, суп и т.д.)

Кроме общеупотребительной лексики есть лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Жаргонизмы – это слова и выражения, выходящие за пределы установленной нормы литературного языка и относящиеся к какому – либо жаргону – разновидности речи группы людей, объединенных общими интересами.

(Тушёный картофель - «тушенка», картофельное пюре – «толченка»)

Диалектизмы - это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

(Свёкла – бурак, буряк; ковш-корец, фартук – передник, запон)

Слайд № 10

Знаете ли вы профессиональную и терминологическую лексику вашей профессии? (Обучающиеся называют профессиональную лексику)

С такими хорошими знаниями мы можем спокойно отправляться в мир профессии.

Слайд № 11

  1. Первая наша станция называется:

«Пишу и произношу правильно!»

В любом путешествии есть необходимые вещи, которые вы возьмете с собой. Так и в нашем путешествии вам пригодятся знания по орфографии, орфоэпии и лексическому значению слов.

И даже если у вас будут ошибки – ничего страшного, на ошибках учатся!

(Приложение 3)

Один человек из команды выходит к доске, выбирает слово, называет пропущенную букву, выделяет ударение и дает лексическое толкование слова. Если обучающийся ответил правильно, то он для команды получает один жетон. А если ответ был неполным, то половину жетона. Затем выходит человек из другой команды.

Повар -специалист в области приготовления пищи.

Кондитер - тот, кто изготавливает кондитерские изделия.

Ингредиент – составная часть какого-либо сложного соединения или смеси.

Свёкла - растение, корнеплоды которого употребляются в пищу.

Торты - сладкие кондитерские изделия из сдобного теста с кремом.

Творог – сгустившиеся частицы кислого молока, отжатые от сыворотки.

Щавель – многолетнее травянистое растение с продолговатыми кислого вкуса листьями, употребляемыми в пищу.

Кухонный – соотносящийся по знач. с сущ.: кухня, связанный с ним.

Кулинария –искусство приготовления пищи. / Магазин готовых блюд.

Пиццерия- кафе, небольшой ресторан, где готовят и продают пиццу.

Сливовый – состоящий из слив.

Бармен – владелец бара или его управляющий.
2. Тот, кто обслуживает посетителей за стойкой бара.

Слайд № 12,13

(Приложение 4)

2. «Кулинарный кроссворд»

  1. Пищевые продукты, предназначенные для дальнейшей производственной обработки, изготовления полуфабриката или блюда.

  2. Овощ из группы корнеплодов.

  3. Придание изделию определенной формы вручную или с помощью машин.

  4. Пищевой продукт, прошедший частичную кулинарную обработку, но не доведенный до готовности.

  5. Доведение продукта в жарочном шкафу до готовности и образования поджаристой корочки.

  6. Подбор блюд, а также листок с их перечнем.

  7. Порция рыбы, очищенная от кожицы и костей, в дальнейшем готовая к обработке.

Ответы: 1. Сырье 2. Репа 3. Формование 4. Полуфабрикат 5. Запекание

6. Меню 7. Филе











1


2




















3











4



















































6




7





5


















































Слайд № 14

(Приложение 5)

3. Текст с «неизвестными»

Без чего немыслим русский стол? Без хлеба.

Вам нужно вставить в текст пропущенные слова, обращая внимание на падежные окончания этих слов.

Хлеб — пищевой _____________, получаемый путём выпечки, паровой _____________ или жарки теста, состоящего, как минимум, из _________и воды. В большинстве случаев добавляется_______, а также используется____________, такой как дрожжи. Словом хлеб часто называют сельскохозяйственные ____________. В некоторые сорта хлеба также добавляют ___________, такие как зёрна _________, орехи, изюм, чеснок, курагу.

Слова – помощники: соль, обработка, разрыхлитель, продукт, тмин, культура, специи, мука.

Ответ:

Хлеб — пищевой продукт, получаемый путём выпечки, паровой обработки или жарки теста, состоящего, как минимум, из муки и воды. В большинстве случаев добавляется соль, а также используется разрыхлитель, такой как дрожжи. Словом хлеб часто называют сельскохозяйственные культуры. В некоторые сорта хлеба также добавляют специи, такие как зёрна тмина, орехи, изюм, чеснок, курагу.

Слайд № 15

(Приложение 6)

4. «Собери пословицы»

Как русский стол немыслим без хлеба, так русский язык немыслим без пословиц.

(Раздается по две разрезанных пословицы на команду. Нужно их собрать.)

Ешь пироги, а хлеб вперед береги.

Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Хлеб да вода – молодецкая еда.

Глубже пахать – больше хлеба жевать.

Пот на спине, так и хлеб на столе.

Будет хлеб — будет и песня.

Слайд № 16

(Приложение 7)

5. «Термин и его лексическое значение»

Что вы видите одинакового в этих терминах?

Это существительные со значением действия, среднего рода, единственного числа, неодушевленные. Окончание –е - , суффикс ировани. Кроме слова пассерование . В данном случае пассер – корень ( с франц. – пропускать), овани – суффикс. «Термо» – (греч.) тепло, жар, а «стат» – стоять.

Все эти слова в словаре даны с пометой «спец.»

Установите соответствие между термином и его значением.

1

Брезирование

1

поддержание заданной температуры блюд на раздаче или при доставке к месту потребления

2

Бланширование

2

припускание продукта в жарочном шкафу с бульоном и затем обжаривание.

3

Сортирование

3

обжаривание в жиру овощей при температуре 120 °C

4

Термостатирование

4

кратковременная обработка продукта кипятком или паром.

5

Пассерование

5

механический способ обработки, при котором удаляются посторонние примеси и продукты плохого качества

Ответы: 1-2 2-4 3-5 4-1 5-3



6. «Профессиональная лексика в речи шеф-повара»

(Видео «Русская кухня Дмитрий Каневский)

Запомнить или записать профессиональную лексику.

Слайд № 17

Вот и подошло наше путешествие к концу. Мы окунулись в мир профессии с помощью русского языка. Вам это путешествие понравилось?

Давайте посмотрим, с какими же результатами мы подошли к финалу? Подсчитаем количество набранных жетонов.

Слайд № 18

Предлагаю вам по порядку ответить на несколько вопросов:

1. Сегодня я узнал (а) …

2. Сегодня я научился (ась) …

3. Сегодня мне понравилось…

4. Сегодня я познакомился (ась) …

5. Я буду использовать …

6. Сегодня я вспомнил (а) …

7. Сегодня мне не понравилось…

8. Сегодня мне не хватило…

9. Я предлагаю исправить…

10. Я хочу спросить…

11. Урок был …

12. Я хочу пожелать…

Для завершения урока прошу всех выйти в центр и встать в круг.

Физминутка: «Мы вместе!»

Предлагаю передать хлопок в ладоши своему соседу справа. Передаем по кругу. Урок заканчивается аплодисментами.

Слайд №19

Спасибо вам большое за урок и удачи в профессиональной деятельности!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Профессиональная лексика

Автор: Катюкова Ольга Владимировна

Дата: 30.11.2015

Номер свидетельства: 260032

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(285) "Технологическая карта урока русского языка «Ищу, мечтаю, выбираю…» (Профессиональная лексика как основа будущего мастерства), 6 класс, презентация к уроку."
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_ishchu_mechtaiu_vybiraiu_professi"
    ["file_id"] => string(6) "598586"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1642931630"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Профессиональная и терминологическая лексика"
    ["seo_title"] => string(48) "profiessionalnaiaitierminologhichieskaialieksika"
    ["file_id"] => string(6) "274372"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452365226"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(304) "Деловая игра как метод формирования профессиональных педагогических компетенций у студентов педагогического техникума на уроках методики преподавания математики"
    ["seo_title"] => string(80) "delovaia_igra_kak_metod_formirovaniia_professionalnykh_pedagogicheskikh_kompeten"
    ["file_id"] => string(6) "617232"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1668282315"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "план урока по профессиональному иностранному языку для специальности "Повар""
    ["seo_title"] => string(79) "plan-uroka-po-profiessional-nomu-inostrannomu-iazyku-dlia-spietsial-nosti-povar"
    ["file_id"] => string(6) "313291"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459447475"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "«Иностранный язык в профессиональной деятельности» в колледже: проблемы и их решение"
    ["seo_title"] => string(80) "inostrannyi_iazyk_v_professionalnoi_deiatelnosti_v_kolledzhe_problemy_i_ikh_resh"
    ["file_id"] => string(6) "593620"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1638764435"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства