Конспект урока русского языка в 9 классе "Синтаксис и пунктуация"
Конспект урока русского языка в 9 классе "Синтаксис и пунктуация"
Данная работа представляет собой технологическую карту открытого урока по русскому языку в 9 классе по теме «Синтаксис и пунктуация»
Место данного урока в разделе – повторение, обобщение знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».
Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний.
На уроке выделяю следующие структурные элементы:
- постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся;
- воспроизведение и коррекция опорных знаний
- повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;
- обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;
- самостоятельное выполнение учащимися заданий, самоконтроль и взаимоконтроль
- подведение итогов урока.
Основная дидактическая цель урока: работа по повторению и обобщению знаний по теме «Синтаксис и пунктуация», полученных за курс основной школы, с целью подготовки к итоговой аттестации по русскому языку; проверить уровень сформированности пунктуационных, орфографических, коммуникативных умений и навыков.
На уроке планируется решение следующих задач обучающего, развивающего и воспитательного характера:
- Формирование умения писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему;
- Проверка знаний учащихся по синтаксису и пунктуации;
- Развитие умения выполнять тестовые работы;
- Воспитание поведения в ситуации экзамена;
- Воспитание умения анализировать и давать оценку своей деятельности и деятельности товарища на уроке.
Обоснованием выбора этих задач является подготовка обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе "Синтаксис и пунктуация" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «ООШ с.Кучумбетово Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе
теме « Повторение. Синтаксис и пунктуация»
Учитель: Чариев А.Т.
2014 г.
Технологическая карта урока
Время
Этап урока
7минут
Оргмомент.
Проверка первой части д/з.
Сочинение на лингвистическую тему
1 минута
Определение темы и целей урока
1 минута
Работа с эпиграфом
6 минут
Работа с демонстрационным вариантом экзаменационной работы (часть вопросов по теме урока)
5 минут
Работа в паре. Синтаксический разбор простого и сложного предложения.
1 минута
Физминутка
6 минут
Проверка теоретической части д/з
0,5 минуты
Запись д/з
1 минута
Синтаксическая загадка
4 минут
Творческая разминка
2 минуты
Рефлексия
0, 5 минуты
Оценки за урок
Тема: « Повторение. Синтаксис и пунктуация»
Цели:
1) Начать работу по повторению и обобщению знаний по теме «Синтаксис и пунктуация», полученных за курс основной школы, с целью подготовки к итоговой аттестации по русскому языку;
2) Проверить уровень сформированности пунктуационных, орфографических, коммуникативных умений и навыков, а также навык синтаксического разбора простого и сложного предложения.
Задачи:
1)Обучающие:
а) Формирование умения писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему;
б) Повторение теоретических сведений о роли пунктуации в речи;
в) Повторение отдельных видов пунктограмм;
г) Синтаксический разбор простого и сложного предложения;
д) Проверка знаний учащихся по синтаксису и пунктуации;
2)Развивающие:
а) Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся;
б) Развитие умения выполнять тестовые работы;
в) Активизация творческих способностей учащихся;
3)Воспитательные:
а) Развитие навыков совместной работы в классном коллективе;
б) Воспитание поведения в ситуации экзамена;
в) Воспитание умения анализировать и давать оценку своей деятельности и деятельности товарища на уроке.
Оборудование на уроке, оформление класса:
1) Запись песни «Точка, точка, запятая...»;
2)Доска:
а) Таблицы для устных ответов учащихся по теме урока;
б) Карточки с эпиграфами и портретами авторов: М.В. Ломоносов – «Знаки ставятся по силе разума». А.С. Пушкин – « Язык неистощим в соединении слов».
3) Презентация
4) Раздаточный материал:
а) Технологические карты урока;
б) Карточки с демонстрационным вариантом экзамена;
в) Карточки для синтаксического разбора в паре;
г) Синтаксическая загадка.
д) План написания синквейна;
ж) Карточки для рефлексии.
Ход урока:
( Перед уроком в перемену звучит музыка «Точка, точка, запятая...» )
I. Начальный этап урока.
1. Организационный этап.
( Выдаются оценочные листы )
Актуализация знаний.
Урок русского языка начинаем с проверки домашнего задания.
Что вы готовили к уроку дома?
(слайд)
2. Проверка д / з: - Проверим домашнее задание: прочитаем сочинения на лингвистическую тему
Учащиеся по очереди зачитывают сочинения.
- Удалось ли написать сочинение-рассуждение?
- Оцени работу товарища. (устно)
3. Тема, цели и задачи урока:
- На основании домашнего задания сделайте вывод о теме, целях и задачах урока.
(слайд)
- Вы правы. Тема нашего урока «Повторение. Синтаксис и пунктуация». Запишем её в тетрадях.
(слайд)
- Наша цель – начать работу по повторению и обобщению знаний из данного раздела русского языка для успешного прохождения итоговой аттестации. Чтобы вы могли контролировать время и отслеживать свои результаты на каждом этапе урока, у каждого есть оценочные листы.
4.Работа с эпиграфами к уроку:
(слайд)
- На доске даны эпиграфы. Какой из них, на ваш взгляд, больше подходит к теме урока?
М.В.Ломоносов: «Знаки ставятся по силе разума».
А.С.Пушкин: «Язык неистощим в соединении слов».
II.Основная часть урока.
Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».
Индивидуальная работа учащихся:
(слайд)
- Работают с фрагментом демонстрационного варианта экзаменационной работы по теме урока. Результаты фиксируются в технологической карте.
- Чем полезен был для вас этот этап урока?
- Каковы результаты?
Работа в паре. Синтаксический разбор простого и сложного предложения.
(слайд)
Задание на карточке для работы в паре:
- Совместно произведите синтаксический разбор предложений с карточки в тетрадях, контролируя работу друг друга.
- Распределитепредложения между собой, устно прокомментируйте орфограммы, пунктограммы, разбор предложений.
- Начертите их схемы.
1.Деревня пок...залась ему велика; два леса, берёзовый и сосновый, как два крыла, были у ней (с)прав... и (с)лев...
2.Помещик, к...залось, хл...потал много о прочности.
- Какие знания и умения вы применили на этом этапе урока? Оцените работу друг друга.
Оценивание в технологической карте
3.Физминутка.
4.Проверка теоретической части домашнего задания.
- В качестве второй части домашнего задания вы готовили выступления по теме «Синтаксис и пунктуация». Проверим эту работу.
1) «Классификация сложносочинённых предложений».
2) «Классификация бессоюзных сложных предложений».
Оценивание в технологической карте
5. Домашнее задание: (слайд)
- Запишите в дневниках домашнее задание. Выполнить письменно в рабочих тетрадях упражнения № 704.
6.Синтаксическая загадка: (слайд)
7. Творческая разминка: (слайд)
- Мы напряжённо трудились на уроке. Предлагаю переключиться и сделать творческую разминку. Раздаю вам на карточке правила написания синквейна, т.е. пятистишья по теме урока. Работаем в паре. Придумайте по заданному плану синквейн по теме урока и запишите.
Ученики записывают и зачитывают синквейн.
Пример синквейна:
Знаки препинания!
Сложные и необходимые.
Различают, разделяют, выделяют.
Пунктуация и синтаксис всегда рядом.
Пунктограммы!)
Оценивание в технологической карте синквейна.
8.Рефлексия.
(слайд)
- Даны карточки с вопросами для оценивания вашей деятельности на уроке. Сделайте с их помощью словесную оценку своей работе.
Вопросы для рефлексии:
- Чем полезен был для тебя этот урок?
- Что было нового? Чему научились?
- Какой этап урока был наиболее интересным?
- Что вызвало затруднения?
- Что удалось хорошо, а над чем стоит поработать?
9.Итог. Выставление учителем отметок за урок на основании технологической карты урока для каждого учащегося.
10.Музыка «Точка, точка, запятая...»
Оценочный лист
__________________________
( Ф.И.О. обучающегося)
№ п/п
Вид деятельности
Критерии оценивания
Отметка
1
Проверка первой части д/з.
Сочинение на лингвистическую тему
1.Сочинение написано,есть тезис, аргументы, вывод. Основная мысль раскрыта,грамотность и фактическая точность речи соблюдены.
– 5 баллов.
2.Сочинение написано, есть тезис, аргументы, вывод, но тема раскрыта не полностью, допущено 2-3 пунктуационные или орфографические ошибки.– 4 балла
3. Сочинение написано,есть тезис, аргументы, нет вывода, допущено 4-5 пунктуационные или орфографические ошибки – 3 балла
4. Сочинение не написано – 0 балла
2
Участие в диалоге с учителем и товарищами по теме урока
3 балла
3
Участие в диалоге с учителем и товарищами по работе с эпиграфом
3 балла
4
Работа с демонстрационным вариантом экзаменационной работы.
Без ошибок – 5 баллов
1-2 ошибки – 4 балла
3 и более – 3 балла
5
Работа в паре. Синтаксический разбор простого и сложного предложения.
Проверка теоретической части д/з - участие в диалоге с учителем.
Подробно рассказывал, задавал вопросы – 3 балла
Слабо участвовал в обсуждении – 1 балла
7
Синтаксическая загадка
3 - балла
8
Творческая разминка – составление синквейна
Написание синквейна – 3 балла
9
Итого баллов
Отметка за урок:
30 – 27 баллов – «5» (отлично);
26 - 20 баллов – «4» (хорошо);
19 -15 баллов – «3» (удовлетворительно);
менее 15 баллов – «2» (неудовлетворительно)
ЧАСТЬ 2
Прочитайте текст и выполните задания
(1) Пословицы учат нас жить и трудиться, на любой запрос человеческого общества давая ясный, верный и честный ответ. (2) Они ратуют за самую гуманную нравственность и, опираясь на вековую народную мудрость, выражают непримиримость к лицемерию и лжи, тунеядству и невежеству, преклоняясь при этом перед правдой и разумом, справедливостью и мужеством.
(3) Не менее достойны внимания и другие свойства пословиц: изумительная лаконичность и простота, лишенная всякого украшательства. (4) Удивительно: слов мало, мысль высказана предельно полно и четко. (5) Нельзя ничего добавить, или выбросить, или изменить.
(6) В простоте слова самая великая мудрость. (7) «Пословицы и песни всегда кратки, однако ума и чувства вложено в них на целые книги», - утверждал М. Горький.
(8) В пословицах наиболее ярко воплощена афористичность русского языка, и типичность этого можно постичь через знакомство с пословицами других народов. (9) «Там, где нет фруктовых деревьев, свёкла сойдет за апельсин», - говорят в Ираке. (10) Русский же выразится лаконичнее: «На безрыбье и рак рыба».
(11) На земле нет ни одного народа, который бы не имел своих пословиц, и этому не следует удивляться, хотя поражает необъяснимая смысловая близость многих изречений. (12) Чем, например, можно объяснить изумительное сходство самой сущности пословиц, которые разделены сотнями тысяч километров, которые выражают единство в понимании роли труда и науки, дружбы и мира? (По В. Гомазкову)
Задания А 1 – А4 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А 1 – А4 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А 1 – А4 обведите кружком.
А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования
ответа на вопрос: «Что лежит в основе русских пословиц?»
1. Гуманная нравственность.
2. Простота слова.
3. Вековая народная мудрость.
4. Афористичность русского языка.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «мысль» (предложение 4).
1. Мышление
2. Результат размышления, идея.
3. То, что заполняет сознание, дума.
4. Убеждения, взгляды.
5.Задания для работы в паре
Совместно произведите синтаксический разбор предложений с карточки в тетрадях, контролируя работу друг друга. Распределите предложения между собой, устно покомментируйте орфограммы, пунктограммы, разбор предложений.
Начертите их схемы на доске.
Деревня пок...залась ему велика; два леса, берёзовый и сосновый, как два крыла, были у ней (с)прав... и (с)лев...Помещик, к...залось, хл...потал много о прочности.
6. Синтаксическая загадка
Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Отец забыл поставить запятую. Сыновья задумались: золотая статуя потребовала бы всего золота, оставленного отцом. Однако один из наследников нашел выход, как, не нарушая завета отца, остаться и при деньгах. Найдите и Вы его решение.
Один из сыновей решил, что запятая должна стоять в другом месте: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую».
7. План написания синквейна (пятистишья) по теме урока
1 – я строка. Одним словом (в крайнем случае словосочетанием) обозначьте тему.
2 – я строка. Два прилагательных, описывающих тему.
3 – я строка. Три глагола, называющих характерные действия по теме.
4 – я строка. Фраза из четырёх слов, которая показывает личное отношение к теме.
5 – я строка. Слово – синоним темы урока.
8. Вопросы по уроку
№ п.п.
Вопросы
1
Чем полезен был для тебя этот урок?
2
Какие материалы повторили и обобщили?
3
Какой этап урока был наиболее
интересным?
4
Что вызвало затруднения?
5
Что удалось хорошо, а над чем стоит
поработать?
Оценочный лист
№ п.п.
Этап урока
Альбаева
Назия
Акулова
Алина
Сатдаров
Эльдар
Шуляк Алина
Шуляк
Денис
1
Проверка первой части д/з.
Сочинение на
лингвистическую тему
2
Определение темы и целей
урока
3
Работа с эпиграфом
4
Работа с демонстрационным
вариантом экзаменационной
работы (часть вопросов по
теме урока)
5
Работа в паре.
Синтаксический разбор
простого и сложного
предложения.
6
Проверка теоретической
части д/з
7
Синтаксическая загадка
8
Творческая разминка
9
Рефлексия
10
Отметки за урок
Отметка за урок:
30 – 27 баллов – «5» (отлично);
26 - 20 баллов – «4» (хорошо);
19 -15 баллов – «3» (удовлетворительно);
менее 15 баллов – «2» (неудовлетворительно)
ЧАСТЬ 2
Прочитайте текст и выполните задания
(1) Пословицы учат нас жить и трудиться, на любой запрос человеческого общества давая ясный, верный и честный ответ. (2) Они ратуют за самую гуманную нравственность и, опираясь на вековую народную мудрость, выражают непримиримость к лицемерию и лжи, тунеядству и невежеству, преклоняясь при этом перед правдой и разумом, справедливостью и мужеством. (3) Не менее достойны внимания и другие свойства пословиц: изумительная лаконичность и простота, лишенная всякого украшательства. (4) Удивительно: слов мало, мысль высказана предельно полно и четко. (5) Нельзя ничего добавить, или выбросить, или изменить. (6) В простоте слова самая великая мудрость. (7) «Пословицы и песни всегда кратки, однако ума и чувства вложено в них на целые книги», - утверждал М. Горький.(8) В пословицах наиболее ярко воплощена афористичность русского языка, и типичность этого можно постичь через знакомство с пословицами других народов. (9) «Там, где нет фруктовых деревьев, свёкла сойдет за апельсин», - говорят в Ираке. (10) Русский же выразится лаконичнее: «На безрыбье и рак рыба». (11) На земле нет ни одного народа, который бы не имел своих пословиц, и этому не следует удивляться, хотя поражает необъяснимая смысловая близость многих изречений. (12) Чем, например, можно объяснить изумительное сходство самой сущности пословиц, которые разделены сотнями тысяч километров, которые выражают единство в понимании роли труда и науки, дружбы и мира? (По В. Гомазкову)
Задания А 1 – А2,В1-В2 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. Номера выбранных ответов на задания А 1 – А2обведите кружком, а в заданиях В1-В2 выпишите соответствующие цифры.
А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Что лежит в основе русских пословиц?»
1.Гуманная нравственность. 2. Простота слова. 3. Вековая народная мудрость. 4. Афористичность русского языка.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «мысль» (предложение 4).
1.Мышление. 2Результат размышления, идея. 3. То, что заполняет сознание, дума. 4. Убеждения, взгляды.
В1. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
1
- В пословицах наиболее ярко воплощена афористичность русского языка, и типичность этого можно постичь через знакомство с
2 3 4
пословицами других народов. «Там, где нет фруктовых деревьев, свёкла сойдет за апельсин», - говорят в Ираке.
Ответ: _________________________________________.
В2.В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
1 2 3 4
Чем, например, можно объяснить изумительное сходство самой сущности пословиц, которые разделены сотнями тысяч километров,
5
которые выражают единство в понимании роли труда и науки, дружбы и мира?