Конспект урока русского языка во 2 классе
Тема: Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Цели: формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ,
ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;
развивать орфографическую зоркость;
активизировать творческую активность обучающихся.
Планируемые результаты:
-
учащиеся научатся применять правила правописания;
-
подбирать примеры с определённой орфограммой,
-
устанавливать аналогии.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
-
Упражнение по чистописанию
Чч Щщ чу щу
- Какие слова начинаются на ЧУ и ЩУ?
-
Слоговой и звуко-буквенный анализ слова:
чу|до - 2 слога, 4 б., 4 зв., 2 гл. (у, о), 2 согл. (ч, д), чу-до.
-
Графический диктант
- Запишите через запятую только опасные буквосочетания в словах стихотворения, которое придумал Незнайка (1 ученик у доски):
Точно, точка, стрелочка,
Мощно, срочно, белочка,
Не запомнятся никак...
- О чём напомним Незнайке? (Здесь не нужен мягкий знак)
- Взаимопроверка (открывается часть доски, где работал ученик):
ЧН, ЧК, ЧК, ЩН, ЧН, ЧК. (Если задание выполнено правильно, на полях ставим знак «+», 1-2 ош.- «+», что означает «Надо ещё поработать!»
-
Словарная работа (письмо под диктовку):
а) Россия, класс, суббота;
- Что общего у этих слов? (удвоенная согласная)
- Как переносятся такие слова? (при переносе слов с удвоенными согласными 1 буква остаётся на строке, а другая переносится на другую)
- Какое из слов нельзя перенести? Почему?
б) коньки, пальто, январь;
- Что общего у этих слов? (мягкий знак)
- О чём надо помнить при переносе слов с Ь?
в) машина, прощай, щавель.
- Что общего у этих слов? (гласные после шипящих)
-
Какой совет тётушки Совы необходимо помнить при написании этих слов? (с. 11)
III. Самоопределение к деятельности
- Кто назовёт тему урока?
- Продолжите фразу: «Хочу научиться …» (правильно писать слова с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)
- Верно, сегодня на уроке мы будем учиться грамотно писать слова с данными орфограммами.
- Что такое «орфограмма»?
«Хочу. Надо. Могу!»
- Какой путь надо пройти от «Хочу» до «Могу!» (Надо знать правила и применять их)
- Проверим ещё раз, как хорошо вы выучили правила. Продолжите: «ЖИ-ШИ пиши с буквой...» (И)
- «Сочетания ЧА-ЩА пишем только с буквой...»
-
«Сочетания ЧУ-ЩУ пишем только с буквой...»
Физкультминутка
-
Работа по теме урока
1. Выборочный диктант. Подбор рифмы:
-
В поле травы хороши,
А на речке … (камыши).
-
Возле поля, мимо ржи,
Шли колючие е...(жи) .
2. Творческая работа в группах.
-
Выполнять задания всегда интересно вместе с друзьями. Вы сидите за столами группами. Каждая группа - это команда, она состоит из 5-6 учащихся. У каждой команды своё название. Представьтесь!
1 команда:«Жи»,
2 команда: «Ши»,
3 команда: «Ча»,
4 команда: «Ща»,
5 команда: «Чу-щу» .
-
Чтобы работа прошла успешно, нужно соблюдать правила работы в группе:
1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.
2. Не согласен – объясни, почему.
3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.
4. Говори только по делу.
5. Работайте дружно, помогайте друг другу.
Задание 1. Запись отгадок с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
- Воспользуемся загадками, которые вы сами приготовили к уроку в рамках проекта «И в шутку, и всерьёз». Посоветуйтесь между собой и выберите самые интересные загадки для всего класса.
Задание 2. Защита мини-проектов (сказки, кроссворд с изуч орфограммами, книжка-малышка загадок, дидактич игра типа «Лото»,
3. Кроссворд «Ёлочка»
- Ребята, какой у нас недавно был праздник? (Новый год)
- Вокруг чего вы танцевали на празднике? (Вокруг елки)
- А вот у Тани елка не такая, как на празднике, а бумажная. На елке она написала слова с сочетаниями ча-ща, а какие – узнайте сами.
Дети записывают слова.
Физкультминутка
-
Работа с учебником
Упр. 21 (с. 14)
V . Рефлексия
-
Самооценка своих достижений с помощью технологической карты:
___________________________________________________________________________
Лист самоконтроля достижений ученика
Фамилия, имя ______________________________
Критерии
Кол-во баллов 1 проверка 2 проверка
1.Знаю правило 1 б.-2 б.
2.Выполнил задание
без ошибок 5
1 ошибка 4
2 ошибки 3
3 и более ошибок 2
3.Задание творческого характера
- свою часть работы самостоятельно 2
- с помощью консультанта 1
- не выполнил 0
Итог:
____________________________________________________________________________
- Этот лист вы можете положить в портфолио.
-
Как вы считаете, результаты нашей деятельности соответствуют поставленным целям? (Карточки: зелёные - да, жёлтые - частично, красные — нет)
КИМы (Тест 4 стр. 20)
VI. Подведение итогов урока
-
Чему учились на уроке?
-
Почему надо знать изученные орфограммы и уметь их находить?
-
Какое задание вам было интересно выполнять?
VII. Задание на дом: стр. 14 упр. 22. Разбор домашнего задания: устное составление предложений, придумывание заголовка.