Статья "Работа над функциональной грамотностью обучающихся старшей школы как инструмент формирования УУД"
Статья "Работа над функциональной грамотностью обучающихся старшей школы как инструмент формирования УУД"
Ф.Г. включает в себя математическую грамотность, финансовую, естественнонаучную, грамотность глобальных компетенций, грамотность читательскую и критического мышления. Итак, одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Работа над функциональной грамотностью обучающихся старшей школы как инструмент формирования УУД"»
2
Работа над функциональной грамотностью учащихся старшей школы как инструмент формирования УУД
Мы с вами не можем не замечать изменения, происходящие вокруг нас.
Например, чувствуем экологические изменения. Чувствуем, что бумажных денег стало меньше. Конечно, переживаем, насколько защищены. На наших глазах рождается искусственный интеллект. И мы переживаем, какой он будет добрый или злой. Изменения есть. Сейчас мы все озабочены быстрым распространением короновируса. Все первые строки новостей говорят об этом. Но и раньше был грипп свиной, птичий. Нам объясняют это перенаселением планеты. Неслучайно вирус возник на густонаселённой территории Китая. Мы живём в обществе нестабильности, неопределённости, сложности, неоднозначности. Мы даже не можем сказать, какие профессии будут востребованы в будущем, но уверены, что общество нестабильно, и нашим школьникам придётся жить в этих условиях. Именно поэтому общество пытается определить, какие критерии, навыки нужны, чтобы выжить в таком обществе, что для этого нужно. Отсюда возникает такое понятие, как функциональная грамотность.
Ф.Г. включает в себя математическую грамотность, финансовую, естественнонаучную, грамотность глобальных компетенций, грамотность читательскую и критического мышления. Итак, одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Функциональная грамотность –
1.Является базовым уровнем для функционирования навыков чтения и письма
2.Направлена на решение бытовых проблем
3.Обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определённой ситуации
4.Связана с решением стандартных. Стереотипных задач
5.Используется в качестве оценки, прежде всего взрослого населения.
Что такое читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
Что подразумевается под читательскими умениями, вы можете видеть на слайде. ( слайд 8)
В программе по предметному циклу «Язык и литература» в разделе «Языковая и литературная компетенция» на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач:
осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);
уметь извлекать информацию из разных источников;
учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;
уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов;
реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.
Приведем пример работы с тестом на уроке в 11 классе. Функциональная грамотность чтения это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтени) и умение понимать и анализировать художественный текст
На первый взгляд может показаться, что задания к тексту даны несложные, но если нам с вами придётся их выполнить, то окажется, что это не совсем так.
На любом этапе урока учащимся можно задать вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?» После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в группах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом доказывают, что изучаемый материал имеет конкретную прикладную или теоретическую ценность. А ценность данного методического приема в том, что ученики действительно начинают осознавать значимость изучаемого материала, что позволяет изученный на уроке материал запомнить. Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.
Для развития функциональной грамотности учащихся на уроках можно использовать
диктант – шутку. Такой диктант позволяет обыграть в небольшом тексте какие-либо трудные для запоминания слова. Так, например, при изучении орфограммы «Гласная после шипящих в корне» большую сложность вызывают слова-исключения. Возможно, шуточный диктант, в который включены эти слова, поможет детям запомнить их.
Я вам предлагаю написать диктант.
* По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал чокаться крюшоном. Настроение у пего было мажорное, будто он ехал на весёлое шоу. Вдруг раздался шорох. Это у обжоры лопнул шов на шортах. Все, конечно, были шокированы происшедшим.