Цель программы - расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные универсальные учебные действия в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Лингвистический калейдоскоп"»
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности (кружка) «Лингвистический калейдоскоп» для 5-6 классов составлена с учётом Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте, на основе рабочей программы к предметной линии учебников для 5-9 классов образовательной школы («Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.- М.: Просвещение, 2016»). Направление внеурочной деятельности – общеинтеллектуальное.
Цель программы - расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные универсальные учебные действия в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
Образовательные:
развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст.
Развивающие:
развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи;
развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные:
воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
Программа соответствует ФГОС и способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Программа позволяет сформировать познавательный интерес к миру слов и к удивительным «кладовым» слова, которыми являются словари. Занятия покажут, как сложен и увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов.
В процессе работы учащиеся откроют для себя «волшебные свойства» знакомых слов, многообразие значений, красоту звучания русской речи, что закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать общему интеллектуальному развитию.
Знания, приобретённые в творческом поиске, в интересной работе, создают успех не только в изучении языка, но и успешном усвоении всех предметов, развивают сообразительность, смекалку, умение самостоятельно работать.
Содержание курса обеспечивает преемственность с программным материалом, но с включением новых элементов, материалов повышенной трудности и творческого уровня. Данная программа позволит учащимся расширить знания по русскому языку, познакомиться с миром словарей, со спецификой их строения, с особенностью построения словарных статей.
Не менее важным фактором реализации программы «Лингвистический калейдоскоп» является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать умение аргументировать собственную позицию по определённым вопросам.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям обучаемых и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Актуальность программы
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений, реализации их интеллектуальных и творческих способностей создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.
Выбор данной программы обусловлен тем, что программа внеурочной деятельности «Лингвистический калейдоскоп» предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к языку своих предков. Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому учащемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Место курса в учебном плане.
В целях повышения грамотности и культуры речи учащихся 5 - 6 классов реализуется курс внеурочной деятельности «Лингвистический калейдоскоп». Курс рассчитан на 68 часов (2 ч. в неделю).
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
- групповые;
- индивидуальные;
- парные
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знаниянапрактике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и проектные технологии.
Курс завершается аукционом знаний и защитой проекта (возможно, работа в парах).
Планируемый уровень подготовки выпускников.
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Организационное занятие. Дорога к письменности.
Знакомство обучающихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты. Лекция «Дорога к письменности».
Раздел 1
Тайны русского слова (Лексика. Фразеология)
Язык – вековой труд поколений
Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте. Мини-сборник пословиц «О семье», «О Родине».
Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово.
Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Творческая работа-исследование «Об одном только слове».
Не все годится, что говорится.
Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Омофоны, омографы, паронимы. Эстафета «Кто больше?»
«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».
«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов».
Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Фразеологизмы в художественных произведениях. Викторина по теме «Знаешь ли ты фразеологизмы?»
Проект «Перлы, самородки и самоцветы родного языка».
Раздел 2
Секреты устной речи. (Фонетика. Орфоэпия)
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Для чего используют звуковые повторы в речи. Конкурс скороговорок.
Каков человек, такова его и речь.
Орфоэпические нормы русского языка. Произношение некоторых групп согласных в русском литературном языке. Орфоэпическая эстафета.
Фонетический КВН.
Раздел 3
Загадки русского словообразования
(Морфемика. Словообразование. Этимология)
«С русским языком можно творить чудеса!»
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Сказочные превращения. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».
Различай и отличай. Приставки-труженицы. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.
Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?
Командиры в корнях слов. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Орфографическое лото.
Проект «Кто командует корнями?» (Альбом правил русского языка)
Что в имени тебе моем? Устный журнал «История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке». Знакомство с наукой антропонимикой. Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала.
Защита проекта «Имена и фамилия моей семьи».
Раздел 4
Секретыморфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис)
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир «Узнай меня!».
Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Проект «Ребусы – «гимнастика ума».
Звукоподражательные слова, их роль и употребление.
Лингвистическая игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.
Нет той тайны, чтобы не была явна.
Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.
Раздел 5
Речевой этикет.
Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность.
Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».
В многословии не без пустословия.
Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение. Проект «Типы речевых ошибок школьников».
По речи узнают человека.
Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.
Формулы речевого этикета. Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Проект «Этикетные слова моей семьи».
Лингвистический бой «Знатоки речи».
Раздел 6
Итоговое занятие.
Аукцион знаний. Защита проекта «Грамотным быть – модно!»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема раздела
Кол-во часов
1
Дорога к письменности
1
2
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология)
17
2
Секреты устной речи.
6
3
Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология.)
15
4
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.)
15
5
Речевой этикет.
13
6
Итоговое занятие.
1
Итого:
68
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока
Тема занятий
Дата проведения
в году
в теме
по плану
по факту
Дорога к письменности (1ч.)
1
1
Организационное занятие. Лекция «Дорога к письменности».
02.09
Раздел 1. Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) - 17 часов.
2
1
Язык – вековой труд поколений. Высказывания великих людей о русском языке.
04.09
3
2
Язык – вековой труд поколений. Пословицы и поговорки о родном языке.
09.09
4
3
Работа с различными толковыми словарями.
11.09
5
4
История появления новых слов в русском языке.
16.09
6
5
Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте. Мини-сборник пословиц «О семье», «О Родине».
18.09
7
6
Лексикография – наука о составлении словарей.
23.09
8
7
Как найти слово в словаре? Творческая работа-исследование «Об одном только слове».
25.09
9
8
Жаргоны, диалектизмы.
30.09
10
9
Использование историзмов и лексических неологизмов.
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке.
04.12
26
2
Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.
09.12
27
3
Сказочные превращения. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».
11.12
28
4
Различай и отличай. Приставки-труженицы
16.12
29
5
Опасные согласные в приставках.
18.12
30
6
Коварная приставка С-.
23.12
31
7
Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.
25.12
32
8
Командиры в корнях слов.
13.01
33
9
Командуют гласные, командуют и согласные.
15.01
34
10
Командует ударение, командует значение слова. Орфографическое лото.
20.01
35
11
Что в имени тебе моем? Устный журнал «История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке».
22.01
36
12
Знакомство с наукой антропонимикой
27.01
37
13
Проект о происхождении имен.
29.01
38
14
Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала.
03.02
39
15
Защита проекта «Имена и фамилия моей семьи».
05.02
Раздел 4. Секретыморфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) - 15 часов.
40
1
Самостоятельные и служебные части речи. Практикум
10.02
41
2
Употребление в речи существительных. Грамматический турнир «Узнай меня!».
12.02
42
3
Употребление в речи прилагательных. Грамматический турнир «Узнай меня!».
17.02
43
4
Употребление в речи местоимений. Грамматический турнир «Узнай меня!».
19.02
44
5
Употребление в речи числительных. Грамматический турнир «Узнай меня!».
26.02
45
6
Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Проект «Ребусы – «гимнастика ума».
02.03
46
7
Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Лингвистическая игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.
04.03
47
8
Решение филологических задач.
11.03
48
9
Логогрифы. Шарады.
16.03
49
10
Метаграммы. Анаграммы.
18.03
50
11
Лингвистические загадки.
30.03
51
12
Лингвистические кроссворды.
01.04
52
13
Лимерики. Игры с рифмой.
06.04
53
14
Знакомство с жанром лимерика.
08.04
54
15
Создание лимериков по школьной тематике.
13.04
Раздел 5. Речевой этикет – 13 часов.
55
1
Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора. Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».
15.04
56
2
Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.
17.04
57
3
Плеоназм. Что это?
20.04
58
4
Скрытая тавтология.
22.04
59
5
Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм.
27.04
60
6
Подготовка монолога.
29.04
61
7
Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение. Проект «Типы речевых ошибок школьников».
06.05
62
8
Как поддержать разговор. Сценарий диалога.
13.05
63
9
Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником.
15.05
64
10
Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике.
18.05
65
11
Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.
20.05
66
12
Формулы речевого этикета. Тематика разговора.
22.05
67
13
О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Проект «Этикетные слова моей семьи».
25.05
Раздел 6. Итоговое занятие - 1час
68
1
Итоговое занятие. Аукцион знаний. Защита проекта «Грамотным быть – модно!»
27.05
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
УУД
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
Личностные УУД
Выбирать способы и формы самовыражения и самореализации.
Вести диалог.
Проявлять устойчивый познавательный интерес.
Осознавать роль самообразования и самовоспитания.
Осознавать устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению.
Самооценке и Я-концепции.
Решать моральные дилеммы.
Регулятивные УУД
Целеполаганию.
Анализировать условия достижения цели.
Планировать пути достижения цели.
Управлять своим временем.
Принимать решения в проблемной ситуации.
Контролировать результаты и способы действия.
Самостоятельно оценивать и корректировать выполнение действия.
Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
Учитывать условия и средства достижения целей при их планировании.
Выбирать наиболее эффективные способы достижения цели
Управлять своим поведением и деятельностью.
Осуществлять познавательную рефлексию.
Адекватно оценивать объективную трудность и свои возможности.
Преодолевать трудности.
Коммуникативные УУД
Формулировать собственное мнение и позицию.
Учитывать разные мнения.
Аргументировать свою точку зрения.
Задавать вопросы
Сотрудничать, осуществляя планирование, взаимный контроль и оказывая взаимопомощь.
Адекватно использовать языковые и речевые средства.
Работать в группе.
Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Обосновывать свою позицию с учетом разных мнений.
Брать на себя инициативу.
Осуществлять коммуникативную рефлексию.
Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Познавательные УУД
Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
Основы реализации проектно-исследовательской деятельности.
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Осуществлять сравнение, классификацию.
Строить логическое рассуждение.
Объяснять явления, процессы.
Умение выделять главное и второстепенное в тексте, выстраивать последовательность событий.
Самостоятельно проводить исследование на основе наблюдения и эксперимента.
Ставить проблему, аргументировать ее актуальность.
Выдвигать и проверять гипотезы.
Делать умозаключения и выводы.
ИКТ-компетентность
Искать и хранить информацию.
Пользоваться устройствами ИКТ.
Создавать графические объекты с использованием компьютерных инструментов.
Осуществлять коммуникации.
Использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Использовать возможности ИКТ в творческой деятельности.