Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы коррекции артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии»
Нетрадиционные формы коррекции артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии.
Нарушения артикуляционной моторики, сочетаясь между собой, составляют первый важный синдром дизартрии — синдром артикуляционных расстройств. У детей-дизартриков, как правило, отмечаются парезы, изменения мышечного тонуса, гиперкинезы. Речь детей с дизартрией является «смазанной», звукопроизношение ухудшается в спонтанном речевом потоке. Нарушения артикуляционной моторики проявляются в трудности переключения с одной артикуляции на другую, в снижении и ухудшении качества артикуляционных движений, в снижении времени фиксации артикуляционной позы, в снижении количества правильно выполненных движений. Система логопедической работы с детьми при дизартрии предусматривает комплексный подход – это: самомассаж щёк, губ, языка; логопедический массаж; артикуляционная гимнастика; мимическая гимнастика и нетрадиционные упражнения на развитие артикуляции.
Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координированно, дифференцированно.
Наиболее подвижным речевым органом является язык. В зависимости от того, какая часть языка наиболее активна в образовании согласных звуков, их подразделяют на: - переднеязычные: зубные звуки [т], [т'], [д], [д'], [с], [с'], [з], [з'], [ц], [л], [л'], [н], [н']; нёбно-зубные звуки [ш], [щ], [ж], [р], [р'], [ч]; среднеязычный [й]; - заднеязычные [к], [ к'], [г], [ г'], [х], [ х'].
Именно это и легло в основу разработки нетрадиционных упражнений для развития артикуляционной моторики у детей. Упражнения просты и не требуют специальных навыков. Они могут выполняться как логопедом, так и воспитателями и родителями в домашних условиях.
Цель упражнений: развить способность быстро и чётко переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.
Описание упражнений.
Работа начинается с выкладывания ребёнком геометрических фигур с помощью шнурка на фланелеграфе (круг, дуга, треугольник, квадрат и т.д. в зависимости от количества гласных звуков) с последующим плавным произнесением на одном выдохе одного из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы), затем нескольких звуков (аaaaaooooooo, аaaaaууууууыыыы и т.д.) с чёткой их артикуляцией. При этом используются голосовые упражнения (повышение и понижение голоса, удлинение произнесения звуков и усиление голоса). Далее работа проводится с согласными звуками. Ребёнок выкладывает на фланелеграфе или магнитной доске треугольник, обозначает вершины заданными логопедом прямыми или обратными слогами из букв разрезной или магнитной азбуки и затем проговаривает их, начиная от каждой вершины в направлении по и против часовой стрелки. Согласные берутся разного артикуляционного уклада. Например – переднеязычный зубной звук [с], переднеязычный нёбно-зубной звук [ш] и заднеязычный [к]. Сначала проговариваются прямые слоги с одним гласным звуком: КА-СА-ША, КА-ША-СА, СА-КА-ША, СА-ША-КА, ША-КА-СА, ША-СА-КА. Затем с разными гласными звуками: КА-СО-ШУ, КА-ШУ-СО и т.д. И далее, как усложнение, проговаривание слогов со стечением согласных звуков: КТА-СТА-ШТА, КТА-ШТА-СТА, ТКА-ТСА-ТША и т.д. Аналогичная работа проводится с обратными слогами.
Требования к проведению упражнений: в процессе выполнения упражнений обращается внимание на объем движений, скорость, координированность, точность, плавность, на симметричность работы групп мышц, переключаемость с одного звука или слога на другой.
Методика проведения упражнений: 1. логопед рассказывает о выполнении упражнений; 2. предлагает ребёнку образец выполнения упражнения; 3. контролирует и корректирует выполнение упражнений ребенком.
Форма проведения упражнений может быть как индивидуальная, так и подгрупповая (3-4 человека).