kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мотивация учащихся с низкими учебными возможностями при подготовке к ОГЭ по русскому языку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивация учащихся с низкими учебными

 возможностями при подготовке к ОГЭ

по русскому языку.

Вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. Всё чаще мы, учителя,  отмечаем нежелание детей учиться. Особенно это характерно для подростков. Падает интерес к школьным предметам, обучающиеся пассивны и невнимательны на уроках. Быстро выбрасывают из памяти и легко забывают всё услышанное.

      В чём же причины такого явления? Разумеется, их немало.

чём же причины такого явления? Разумеется, их немало.

1. К наиболее распространённой следует отнести неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности. Учёба – это непростой труд, требующий специальных умений и навыков, а также немалой силы воли.

2. На второе место следует поставить громадность и сложность материала, подлежащего усвоению и запоминанию.

Обучение требует от школьника всё больше времени не только в школе, но и дома. А между тем вокруг него кипит многоцветная, полная разных соблазнов жизнь. Среди отвлекающих школьника соблазнов можно назвать телевизор, компьютер с захватывающими играми-«стратегиями».

. Отрицательное отношение к школе и к учителям в некоторых семьях тоже негативно влияет на детей. Иногда оно связано с недостаточной образованностью родителей или их собственным печальным школьным опытом.

Таким образом, причин нежелания учиться довольно много. Далеко не все из них легко устранимы.  Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и пробудить в них жажду познания?

             Поставив цель: повышение мотивации учебной деятельностиучащихся с низкими учебными возможностями на уроках русского языка   с целью повышения качества образования по данному учебному предмету, -  определила для себя основные задачи:

  • Снабдить обучающихся определённым инструментарием универсальных учебных действий, необходимым им для преодоления трудностей познавательной деятельности и  усвоения всего программного материала, а также для подготовки к государственной (итоговой) аттестации по предмету.
  • Внедрить в практику своей  работы такие педагогические технологии, методы и приёмы, в основе которых лежит деятельностный подход в преподавании родному русскому языку, позволяющий обучающимся из пассивных слушателей и исполнителей превратиться в активных деятелей, замотивированных на достижение определённых результатов.

В душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и  взаимопротиворечащие мотивы. Задача моя как учителя (и весьма непростая) заключается  в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника мотивов учебно-познавательной деятельности. С этой целью использую имеющуюся в современной педагогике следующую систему стимулов:

1.Новизна учебного материала и характера познавательной деятельности. Новое, до сих пор неизвестное и скрытое, может быть, даже тайное – всегда притягивают воображение и стимулируют познание. Задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса  находить новое, неизвестное.  Использование на уроках русского языка приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ позволяет организовать  работу с обучающимися по поиску нового, неизвестного.

2.Практическая значимость и польза для самих школьников. Зададим себе вопрос: зачем ученику необходимо овладеть лингвистической, языковой, коммуникативной и   культуроведческой  компетенциями? Школьников всё меньше убеждают соображения о том, что им это нужно «для общего образования» или что они просто «обязаны» учиться! Учитель должен помнить, что интересно полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков, стремясь показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для карьеры и успеха в жизни, для престижа в обществе. Анкетирование обучающихся 5-11 классов (24 респондента) показало, что у школьников преобладают именно социальные мотивы учебной деятельности (широкий: «Учусь, чтобы подготовиться к будущей профессии» -  и узкие: «Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки», «Учусь потому, что нравится учитель»).

3.Противоречивость материала. Когда человек встречается с противоречием, в частности, со взаимоисключающими сведениями о каком-либо предмете или взаимно исключающими объяснениями некоторого процесса, у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Задача учителя – находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, вовлекать школьников в их обсуждение и побуждать к их разрешению. Проблемное обучение – одна из  педагогических технологий, способная стимулировать «мотивацию содержания» обучения.

4.Оценка. Оценка должна быть справедливой, целесообразной и уместной. Поэтому при оценивании всегда учитываю факторы личностного роста ученика, достижение им конкретных результатов.

Ситуация успеха, комфорта – наиболее эффективный стимул познавательной деятельности. Успех может быть сиюминутный, но он должен быть замечен и отмечен и учителем,  и самим учеником.

Каждый учитель вырабатывает свою систему подготовки девятиклассников к итоговой аттестации. Я в своей работе пользуюсь многими источниками: специальной литературой (КИМы, тестовые задания, тренировочные упражнения), Интернет- ресурсами. Далее корректирую полученный материал в соответствии с уровнем подготовки класса. Я убеждена, что подготовка к итоговой аттестации- процесс длительный. Начинать работу нужно не с 9 класса, а с 5-го.

 С 5-го по 9-ый класс с целью формирования ключевых компетенций использую пособие Малышкиной «Комплексный анализ текста». Работа с данным пособием в системе дает положительные результаты: у учащихся вырабатываются навыки определения стиля и типа речи, выделения микротем текста, навыки всех видов разбора.

  Для формирования языковой и лингвистической компетенции широко использую такой вид контроля как тестирование. Создаю тематические тесты. С целью создания ситуации успеха для каждого  ученика  применяю технологию уровневой дифференциации - внутреннюю дифференциацию, учитывая индивидуальные возможности каждого  ученика. Для этого применяю карточки базового и продвинутого уровня.

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.

С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:

1.Значительно сэкономить время на уроке.

2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения.

3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий.

Каждый педагог  вырабатывает свою систему работы с учащимися. Но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача выпускниками

9 - х классов  ГИА   по   русскому   языку, это прежде всего воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью, личности компетентной.

 «Трудности – это то, что делает жизнь интересной, их преодоление - содержательной».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мотивация учащихся с низкими учебными возможностями при подготовке к ОГЭ по русскому языку. »

Николайчук Валентина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы




Мотивация учащихся с низкими учебными

возможностями при подготовке к ГИА

по русскому языку.


Вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. Всё чаще мы, учителя, отмечаем нежелание детей учиться. Особенно это характерно для подростков. Падает интерес к школьным предметам, обучающиеся пассивны и невнимательны на уроках. Быстро выбрасывают из памяти и легко забывают всё услышанное.

В чём же причины такого явления? Разумеется, их немало.

чём же причины такого явления? Разумеется, их немало.


1. К наиболее распространённой следует отнести неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности. Учёба – это непростой труд, требующий специальных умений и навыков, а также немалой силы воли.

2. На второе место следует поставить громадность и сложность материала, подлежащего усвоению и запоминанию.

Обучение требует от школьника всё больше времени не только в школе, но и дома. А между тем вокруг него кипит многоцветная, полная разных соблазнов жизнь. Среди отвлекающих школьника соблазнов можно назвать телевизор, компьютер с захватывающими играми-«стратегиями».

. Отрицательное отношение к школе и к учителям в некоторых семьях тоже негативно влияет на детей. Иногда оно связано с недостаточной образованностью родителей или их собственным печальным школьным опытом.

Таким образом, причин нежелания учиться довольно много. Далеко не все из них легко устранимы. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и пробудить в них жажду познания?

Поставив цель: повышение мотивации учебной деятельностиучащихся с низкими учебными возможностями на уроках русского языка с целью повышения качества образования по данному учебному предмету, - определила для себя основные задачи:

  • Снабдить обучающихся определённым инструментарием универсальных учебных действий, необходимым им для преодоления трудностей познавательной деятельности и усвоения всего программного материала, а также для подготовки к государственной (итоговой) аттестации по предмету.

  • Внедрить в практику своей работы такие педагогические технологии, методы и приёмы, в основе которых лежит деятельностный подход в преподавании родному русскому языку, позволяющий обучающимся из пассивных слушателей и исполнителей превратиться в активных деятелей, замотивированных на достижение определённых результатов.


В душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и взаимопротиворечащие мотивы. Задача моя как учителя (и весьма непростая) заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника мотивов учебно-познавательной деятельности. С этой целью использую имеющуюся в современной педагогике следующую систему стимулов:


  1. Новизна учебного материала и характера познавательной деятельности. Новое, до сих пор неизвестное и скрытое, может быть, даже тайное – всегда притягивают воображение и стимулируют познание. Задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное. Использование на уроках русского языка приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ позволяет организовать работу с обучающимися по поиску нового, неизвестного.

  2. Практическая значимость и польза для самих школьников. Зададим себе вопрос: зачем ученику необходимо овладеть лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенциями? Школьников всё меньше убеждают соображения о том, что им это нужно «для общего образования» или что они просто «обязаны» учиться! Учитель должен помнить, что интересно полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков, стремясь показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для карьеры и успеха в жизни, для престижа в обществе. Анкетирование обучающихся 5-11 классов (24 респондента) показало, что у школьников преобладают именно социальные мотивы учебной деятельности (широкий: «Учусь, чтобы подготовиться к будущей профессии» - и узкие: «Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки», «Учусь потому, что нравится учитель»).

  1. Противоречивость материала. Когда человек встречается с противоречием, в частности, со взаимоисключающими сведениями о каком-либо предмете или взаимно исключающими объяснениями некоторого процесса, у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Задача учителя – находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, вовлекать школьников в их обсуждение и побуждать к их разрешению. Проблемное обучение – одна из педагогических технологий, способная стимулировать «мотивацию содержания» обучения.


  1. Оценка. Оценка должна быть справедливой, целесообразной и уместной. Поэтому при оценивании всегда учитываю факторы личностного роста ученика, достижение им конкретных результатов.

Ситуация успеха, комфорта – наиболее эффективный стимул познавательной деятельности. Успех может быть сиюминутный, но он должен быть замечен и отмечен и учителем, и самим учеником.


Каждый учитель вырабатывает свою систему подготовки девятиклассников к итоговой аттестации. Я в своей работе пользуюсь многими источниками: специальной литературой (КИМы, тестовые задания, тренировочные упражнения), Интернет- ресурсами. Далее корректирую полученный материал в соответствии с уровнем подготовки класса. Я убеждена, что подготовка к итоговой аттестации- процесс длительный. Начинать работу нужно не с 9 класса, а с 5-го.

С 5-го по 9-ый класс с целью формирования ключевых компетенций использую пособие Малышкиной «Комплексный анализ текста». Работа с данным пособием в системе дает положительные результаты: у учащихся вырабатываются навыки определения стиля и типа речи, выделения микротем текста, навыки всех видов разбора.

Для формирования языковой и лингвистической компетенции широко использую такой вид контроля как тестирование. Создаю тематические тесты. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика применяю технологию уровневой дифференциации - внутреннюю дифференциацию, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Для этого применяю карточки базового и продвинутого уровня.

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.

С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:

1.Значительно сэкономить время на уроке .

2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения.

3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий.


Каждый педагог вырабатывает свою систему работы с учащимися. Но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача выпускниками

9 - х классов ГИА по русскому языку, это прежде всего воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью, личности компетентной.


«Трудности – это то, что делает жизнь интересной, их преодоление - содержательной».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Николайчук Валентина Алексеевна

Дата: 20.10.2015

Номер свидетельства: 241952


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства