Эффективное оценивание, взаимооценка, самооценка на уроках русского языка и литературы
Эффективное оценивание, взаимооценка, самооценка на уроках русского языка и литературы
В Послании Президента отмечено: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения: учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Поэтому на своих уроках выстраиваю систему оценивания таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эффективное оценивание, взаимооценка, самооценка на уроках русского языка и литературы»
Эффективное оценивание, взаимооценка, самооценка на уроках русского языка и литературы
Маратова Лариса Михайловна
учитель русского языка и литературы
КГУ «Средняя школа № 26! отдела образования
по горолу Усть –Каменогорску управления образования ВКО
» В Послании Президента отмечено: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения: учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Поэтому на своих уроках выстраиваю систему оценивания таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
Действия контроля и оценки при продвижении по ступеням обучения не только осваиваются учащимися как особые компоненты их учебной деятельности, но и претерпевают качественные изменения.
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьников.
Одна из основных задач начальной школы:
формирование основ учебной самостоятельности
(основы умения учиться)
Одна из основных задач основной школы:
формирование учебной самостоятельности подростков
Стратегическая цель
образования:
инициатива, самостоятельность,
ответственность молодых людей засобственное благополучие и
благополучие общества
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания):
1. Какова была цель задания (задачи)?
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Иногда я корректирую оценку и отметку, доказывая, что ученик завысил или занизил их.
Также задачу формирования навыков самооценки на уроках русского языка я решаю с помощью тестов и проверочный работ.
Прежде чем начать выполнять тестовую работу, учащиеся выбирают уровень сложности задания (технология дифференцированного обучения), затем оценивают возможности его выполнения по 5-балльной шкале.
Например, дифференцированное задание из проверочной работы по теме «Тире между подлежащими и сказуемыми»:
2балла*
Выделите грамматические основы во 2, 3, 4 предложениях, определите, чем выражены главные члены предложения (проведите самопроверку по эталону)
3 балла**
Выделите грамматические основы в 1, 3, 5 предложениях, определите, чем выражены главные члены предложения (проведите самопроверку по эталону)
4балла***
Выделите грамматические основы во всех предложениях, определите, чем выражены главные члены предложения (проведите самопроверку по эталону)
5 баллов****
Начертите схемы предложений (выберите из данных на доске), указывая, чем выражены главные члены предложения (проведите самопроверку по эталону).
Когда задание выполнено учащимися, осуществляют взаимопроверку и взаимооценку, только потом сверяют свои ответы с ответами учителя, затем выставляют себе отметку в соответствии с нормами и критериями оценивания данного вида работы, после чего соотносят ожидаемый и полученный результат, заполняя оценочный лист по теме урока. Несоответствие ожиданий говорит о завышенной или заниженной оценке и требует индивидуальной работы.
Кроме традиционных, часто использую словесное поощрение, похвалу, цветные жетоны, благодарность в дневник. На уроках провожу экспресс-опрос, использую оценочные листы и листы индивидуальных достижений. К формам промежуточного оценивания учебных достижений учащихся относится также входная, стартовая проверочная работа, домашняя самостоятельная работа, текущая проверочная работа, публичная защита творческой и исследовательской деятельности. Формы оценивания могут быть индивидуальными, групповыми, взаимное оценивание и т.д.
Ты- мне, я – тебе.
Учитель и учащиеся читают отрывок из текста про себя. Далее учитель закрывает книгу, а учащиеся задают вопросы по прочитанному тексту. Учитель отвкчает на все вопросы. Затем меняются ролями, т.е. учитель задает детям вопрос, а учащиеся отвечают, закрыв книгу. Затем учащиеся могут дочитать текст.
Чтение хором
Находим отрывок из текста или правило, которое читается хором, т.е. вслух.
Газетный заголовок
Учащиеся придумывают газетный заголовок, в котором должна быть отражена изучаемая тема.
Штурм фактов
Выполнения обзора по определенной теме всем классом. Далее работа в группе – мозговой штурм по теме, перечисление фактов, событий, правил, идей, связанных с темой.
«Пирамида»
Для того чтобы, учащиеся смогли оценить свою работу на уроке, предлагаю провести рефлексию. Каждый ученик получает картинку с изображением треугольника, который разделен на три части: в нижней части необходимо записать, что получилось на уроке, на средней части, что не получилось, и в верхней части над, чем необходимо поработать или, что повторить к следующему уроку.
«Говорящий смайлик» в конце урока при рефлексии
Улыбающийся – Я понял все
Серьезный – Понял не все
Грустный – Не понял
Для формирования самооценки ученикапри обсуждении выполненного задания или в конце урока предлагаю детям ответить на следующие вопросы:
Памятка для учащихся «Рефлексия урока»
Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать ...
Мне больше всего удалось ...
За что я могу себя похвалить?
За что я могу похвалить одноклассников?
Что приобрёл?
Что меня удивило?
Для меня было открытием то, что ...
Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Оценочная деятельность помогает учителю и учащимся получить информацию об эффективности их взаимодействия на уроке. Обучение и развитие учащихся постоянно находится в процессе движения и изменения. Оценивание и обучение являются взаимосвязанными процессами. Формы и методы оценки должны обеспечивать самое главное – комплексную оценку результатов.
Итак, что же конкретно следует делать, чтобы оценка способствовала формированию внутренних мотивов познавательной деятельности? На мой взгляд, главное – это развитие навыков самооценки, самоконтроля и самокоррекции. Эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения