Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы по теме "Главные и второстепенные члены предложения"»
Дидактический материал по русскому языку
"Предложение"
Предложение.
Главные и второстепенные члены предложения.
Карточка 1
Вставить пропущенные буквы, найти и подчеркнуть грамматическую основу предложения и обстоятельства, над обстоятельствами написать вопрос, на который они отвечают.
Ос_нь загл_нула в с_ды. П_сп_вают осенн__ ябл_ки. Тихо оп_дают с д_ревьев листья.
По небу пр_плывают тёмные тучи.
Скоро з_шуршит под н_гами сух__ л_ства.
Карточка 2
Вставить пропущенные буквы, найти и подчеркнуть грамматическую основу предложения и обстоятельства, над обстоятельствами написать вопрос, на который они отвечают.
Ш_роко раскинулась з_мля. В небе сияет ярк__ со_нце, ветер круж_т пыль по д_роге.4 На б_регу р_ки шумит камыш. Ранн__ 2 в_сной3 с неба льётся в_сёл__ песня жаворонка.
Карточка 3
Вставить пропущенные буквы. Разобрать предложения по членам:
Вет..р п..дхв..тил листья и п..гнал их к речке.
Я вых..жу из дома беру вёсла и иду к речке.
Карточка 4
Вставить пропущенные буквы. Разобрать предложения по членам:
На землю л..тели и л..тели ..сенние листья.
Под перв..ми лучами солнца засверкали заискрились кап..льки в..ды.
Разберите по членам одно простое и одно сложное предложение.
Карточка 3
Расставить знаки препинания.
Наступила осень. Тихо шумят качаются деревья. Из сухой травы выглядывают грибы. Птицы насекомые звери готовятся к зиме. На деревьях и кустах шелестят последние листочки. Скоро наступит зима и выпадет первый снег.
Разобрать по членам предложения:
1) простое, распространённое, с однородными второстепенными членами;
2) сложное предложение.
Карточка 4
Расставьте знаки препинания. Вместо строчной буквы, где нужно, напишите заглавную.
Знайка сказал давайте сделаем воздушный шар.
Сумеешь выбраться из леса спросил паренёк.
Жаворонок поднялся высоко в небо и запел как хорошо в осеннем лесу..
Карточка 5
Расставить знаки препинания.
Пришла весна. Зажурчали звонкие ручейки. На пригорках показалась нежная травка. Жучки, паучки, гусеницы проснулись после долгого сна. На деревьях и кустах появились первые листочки. Растаял снег и появились первые цветы.
Разобрать по членам предложения:
1) простое, распространённое, с однородными подлежащими;
2) сложное предложение.
Карточка 6
Расставьте знаки препинания. Вместо строчной буквы, где нужно, напишите заглавную.
Мы попросили лесника проводи нас дедушка.
Мама сказала надень пальто.
Куда же подевался щенок спросил Мишка.
Карточка 7
Подчеркнуть нераспространенные предложения.
Машина едет. Юра играет. Собака бегает по двору. Папа читает книгу. Надя рисует. Идёт снег.
Карточка 8
Подчеркнуть распространенные предложения.
В магазине была большая очередь. Мама работает. Папа починил
утюг. Матвей спит. Ночь.
Выделить грамматическую основу предложения.
Мама принесла торт. На улице льет дождь. В сентябре дети идут
школу. Саша получит пятерку.
Контрольное списывание.
Про медведей.
Маленькие медвежата очень забавны и игривы. Жаль только, что редко удаётся видеть их. Медведица бывает в это время сердита и на далёкое расстояние не подпускает никого к своей семье.
Медвежата шаловливы: лазают по деревьям, борются, как ребятишки, бегают взад и вперёд, проказничают.
Вот из ближних кустов появилась толстая звериная голова. В лохматой шерсти блеснули зелёные глазки. Это был медведь. Что делать? Медведица подала голос, и семья быстро удалилась в чащу.
Грамматическое задание.
В пятом предложении подчеркнуть главные члены предложения, указать части речи.