kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логические задания на уроках русского языка как средство развития логического мышления у обучающихся - необходимого условия успешного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт моей работы может пригодиться не только начинающим учителям русского языка, начальных классов, но и коллегам - математикам, так как представленные задания способствуют развитию логического мышления и смекалки.

Цель работы: «Осмысление педагогического опыта по формированию логического мышления у  обучающихся  при решении  логических заданий на уроках русского языка».

Актуальность данной темы очевидна, она  состоит в том, что жизнь и образование в открытом информационном обществе требует от человека устойчивости к потоку информации, его критическому осмыслению

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Логические задания на уроках русского языка как средство развития логического мышления у обучающихся - необходимого условия успешного обучения »

Альберт Хаббард

Альберт Хаббард

Плугатырева Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ с.Красный Яр» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Плугатырева Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ « СОШ с.Красный Яр»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Осмысление педагогического опыта по формированию логического мышления у обучающихся при решении логических заданий на уроках русского языка.

Осмысление педагогического опыта по формированию логического мышления у обучающихся при решении логических заданий на уроках русского языка.

Обобщенный мною опыт может пригодиться учителям начальных классов и коллегам-словесникам , работающим в 5 классах.

Обобщенный мною опыт может пригодиться учителям начальных классов и коллегам-словесникам , работающим в 5 классах.

Жизнь и образование в открытом информационном обществе требует от человека устойчивости к потоку информации его критическому               , осмыслению .         ,   осмыслению.

Жизнь и образование

в открытом информационном

обществе требует от

человека устойчивости

к потоку информации

его критическому

,

осмыслению .

, осмыслению.

компетенции специалиста- профессионала Логическое мышление

компетенции

специалиста-

профессионала

Логическое

мышление

ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Логическое мышление- составной элемент компетентности специалиста.

ОБРАЗНОЕ

МЫШЛЕНИЕ

ЛОГИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ

Логическое мышление-

составной элемент компетентности специалиста.

В законе РФ «Об образовании» 2014 года - N 273 говорится: «Содержание должно быть ориентировано на обеспечение самоопределение личности, создание   условий для её самореализации» (ст. 14. п. 1.).      В условиях современной системы образования проблема развития логического мышления приобретает особую актуальность.

В законе РФ «Об образовании» 2014 года - N 273 говорится: «Содержание должно быть ориентировано на обеспечение самоопределение личности, создание   условий для её самореализации» (ст. 14. п. 1.).  

   В условиях современной системы образования проблема развития логического мышления приобретает особую актуальность.

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА   логическое мышление желание преодолевать трудности в учебе. внимание Слабо развитые качества у младших школьников познавательный интерес память глубинное слушание анализ деятельности

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

логическое мышление

желание преодолевать трудности в учебе.

внимание

Слабо развитые качества у младших школьников

познавательный интерес

память

глубинное слушание

анализ деятельности

Лев Семенович  Выготский Петр Яковлевич Гальперин ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОПЫТА Даниил Борисович Эльконин Василий Васильевич Давыдов 9

Лев Семенович

Выготский

Петр Яковлевич

Гальперин

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

ОСНОВА ОПЫТА

Даниил Борисович

Эльконин

Василий Васильевич

Давыдов

9

Психолог Лев Выготский отмечал, что развитие логическое мышления приводит ,в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.

Психолог Лев Выготский отмечал, что развитие логическое мышления приводит ,в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.

Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех остальных психических процессов, то есть по словам Даниила Борисовича Эльконина : «Память становится мыслящей, а восприятие – думающим».

Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех остальных психических процессов, то есть по словам Даниила Борисовича Эльконина : «Память становится мыслящей, а восприятие – думающим».

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.

представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит развитие у детей правильного мышления, они заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства.

представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит развитие у детей правильного мышления, они заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства.

Русский язык! Как это сложно!  А может это интересно?

Русский язык! Как это сложно! А может это интересно?

Ленивой кошке мышей (не) ? поймать.

Ленивой кошке мышей (не) ? поймать.

Разгадайте ребусы, в которых зашифрованы названия произведений М. Ю. Лермонтова.   Напиши мини-сочинение « Какие произведения М.Ю.Лермонтова ты бы рекомендовал почитать своему другу и почему» «Бородино!» «Узник»

Разгадайте ребусы, в которых зашифрованы названия произведений М. Ю. Лермонтова. Напиши мини-сочинение « Какие произведения М.Ю.Лермонтова ты бы рекомендовал почитать своему другу и почему»

«Бородино!»

«Узник»

Подготовка к написанию сочинения по картине Федора Павловича Решетникова «Опять двойка» ( Рассмотрев картину, найдите фактические ошибки..)  Стоял прекрасный июльский денек…Дома были все: и мама, и младшая сестра, и кот Тимофей, который встречал школьника. Настроение вконец испортилось. Сережа поднял голову и горько вздохнул .

Подготовка к написанию сочинения по картине Федора Павловича Решетникова «Опять двойка»

( Рассмотрев картину, найдите фактические ошибки..)

Стоял прекрасный июльский денек…Дома были все: и мама, и младшая сестра, и кот Тимофей, который встречал школьника. Настроение вконец испортилось. Сережа поднял голову и горько вздохнул .

Стоял прекрасный зимний денек…Дома были все: и мама, и старшая сестра, и собака Жучка, которая встречала школьника. Настроение вконец испортилось. Сережа опустил голову и горько вздохнул.

Стоял прекрасный зимний денек…Дома были все: и мама, и старшая сестра, и собака Жучка, которая встречала школьника. Настроение вконец испортилось. Сережа опустил голову и горько вздохнул.

Первую в школе все изучают.  Ну, а второй из двустволки стреляют.  Третью исполнят нам два барабана  Иль каблуки отобьют ее рьяно. Дробь

Первую в школе все изучают. Ну, а второй из двустволки стреляют. Третью исполнят нам два барабана Иль каблуки отобьют ее рьяно.

Дробь

72 %  74 %  Повышение качества знаний обучающихся по русскому языку:  70 %

72 %

74 %

  • Повышение качества знаний обучающихся по русскому языку:

70 %

  • активное участие и победы обучающихся на предметной олимпиаде, в творческих проектах и альтернативных олимпиадах по предмету :
Список обучающихся, прошедших во 2 тур II Общероссийской олимпиады по русскому языку «Белая берёза ( январь 2015 года) № Ф.И. ученика (ученицы) Апатьева Ангелина Школа Димитриенко Виктория Руководитель 5 А класс, МБОУ « СОШ с. Красный Яр » , Саратовская область Зякина Вероника Плугатырева Ольга Николаевна 1 тур 5 А класс, МБОУ « СОШ с.Красный Яр » , Саратовская область Лазаренко Денис 5 А класс, МБОУ « СОШ с.Красный Яр » , Саратовская область Плугатырева Ольга Николаевна 2 тур 49 17 Плугатырева Ольга Николаевна 47 5 А класс, МБОУ « СОШ с.Красный Яр » , Саратовская область Итого 50 20 Плугатырева Ольга Николаевна Результат 66 3 место 18 67 50 68 2 место 18 2 место 68 2 место

Список обучающихся, прошедших во 2 тур II Общероссийской олимпиады по русскому языку «Белая берёза ( январь 2015 года)

Ф.И. ученика (ученицы)

Апатьева Ангелина

Школа

Димитриенко Виктория

Руководитель

5 А класс, МБОУ « СОШ с. Красный Яр » , Саратовская область

Зякина Вероника

Плугатырева Ольга Николаевна

1 тур

5 А класс, МБОУ « СОШ с.Красный Яр » , Саратовская область

Лазаренко Денис

5 А класс, МБОУ « СОШ с.Красный Яр » , Саратовская область

Плугатырева Ольга Николаевна

2 тур

49

17

Плугатырева Ольга Николаевна

47

5 А класс, МБОУ « СОШ с.Красный Яр » , Саратовская область

Итого

50

20

Плугатырева Ольга Николаевна

Результат

66

3 место

18

67

50

68

2 место

18

2 место

68

2 место

Димитриенко Виктории Плугатырева Ольга Николаевна

Димитриенко Виктории

Плугатырева Ольга Николаевна

Сравнительная таблица диагностики сформированности критического мышления  Параметры диагностики 4 классы (2014г.) (всего 51чел.) 1. Оценочное  суждение 2. Классификация 12 ч. – 24% 5 классы (2015г.) (всего 51чел.) 16 ч. – 31% 18 ч. – 35% 3. Выводы на основе логических умозаключений 25 ч. – 49% 25 ч. – 49% 4. Понимание принципов 30 ч. – 59% 19 ч. – 37% 22 ч. – 43%

Сравнительная таблица диагностики сформированности критического мышления

Параметры диагностики

4 классы (2014г.)

(всего 51чел.)

1. Оценочное

суждение

2. Классификация

12 ч. – 24%

5 классы (2015г.)

(всего 51чел.)

16 ч. – 31%

18 ч. – 35%

3. Выводы на

основе логических

умозаключений

25 ч. – 49%

25 ч. – 49%

4. Понимание принципов

30 ч. – 59%

19 ч. – 37%

22 ч. – 43%

Предметные результаты РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ 50  учеников ГИА 2012 г. успеваемость составила 100% качество знаний 68 %,  24  ученика ЕГЭ 2010 успеваемость составила 100% качество знаний 79 %, 14  учеников ЕГЭ 2014 успеваемость составила 100% качество знаний 85 %,

Предметные результаты

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

50 учеников

ГИА 2012 г.

успеваемость составила

100%

качество знаний 68 %,

24 ученика

ЕГЭ 2010

успеваемость составила

100%

качество знаний 79 %,

14 учеников

ЕГЭ 2014 успеваемость составила

100%

качество знаний 85 %,

Всегда открыта к сотрудничеству  (распространение опыта)   Участие в педагогических сообществах Школы города Энгельса Школы Красноярского муниципального образования Генеральское Липовка Подстепное Взлетный Ленинское Осиновка Прибрежный Шумейка 32

Всегда открыта к сотрудничеству (распространение опыта)

Участие в педагогических сообществах

Школы города Энгельса

Школы Красноярского муниципального образования

Генеральское

Липовка

Подстепное

Взлетный

Ленинское

Осиновка

Прибрежный

Шумейка

32

Учебно-методический центр Энгельсского муниципального района  ( http://umcengels.ucoz.ru/forum/11-6-1) 14.03.2014 г. в МБОУ «СОШ № 1» г. Энгельса состоялось заседание муниципальной творческой мастерской для учителей русского языка и литературы «Технология критического мышления в формировании коммуникативной компетентности обучающихся».

Учебно-методический центр Энгельсского муниципального района ( http://umcengels.ucoz.ru/forum/11-6-1)

14.03.2014 г. в МБОУ «СОШ № 1» г. Энгельса состоялось заседание муниципальной творческой мастерской для учителей русского языка и литературы «Технология критического мышления в формировании коммуникативной компетентности обучающихся».

  • по теме «Методические приёмы технологии развития критического мышления: «мозговая атака», кластеры, «корзина» идей на уроках русского языка и литературы, Плугатырёвой Ольгой Николаевной, учителем МБОУ «СОШ с. Красный Яр», по теме «Технология развития критического мышления на уроках литературы».
Решение логических заданий на уроках русского языка способствуют формированию разносторонне развитой личности, способной логически воспринимать поступающую информацию, делать осознанный выбор, принимать ответственное решение.

Решение логических заданий на уроках русского языка способствуют формированию разносторонне развитой личности, способной логически воспринимать поступающую информацию, делать осознанный выбор, принимать ответственное решение.

    Источники информации http :// logo - rai . ru / index . php / omonimy  http :// www . smekalka . pp . ru / word _ logogrif . html  http :// grafomania . com . ua / index . php ? newsid =188706 Используемая литература

    Источники информации

    • http :// logo - rai . ru / index . php / omonimy
    • http :// www . smekalka . pp . ru / word _ logogrif . html
    • http :// grafomania . com . ua / index . php ? newsid =188706

    Используемая литература

    • А.З.Зак. Как развивать логическое мышление? – Москва.: Аркти, 2001г.
    • .С.Белкин. Ситуация успеха, как ее создать. М.: Просвещение, 1991г.
    • Тарабарина Т.И. 50 игр на логику. – Ярославль, 1999г


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Русский язык

    Категория: Презентации

    Целевая аудитория: 5 класс

    Автор: Плугатырева Ольга Николаевна

    Дата: 11.02.2015

    Номер свидетельства: 171603

    Похожие файлы

    object(ArrayObject)#853 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(55) "Игра на уроках русского языка "
        ["seo_title"] => string(33) "ighra-na-urokakh-russkogho-iazyka"
        ["file_id"] => string(6) "190371"
        ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
        ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
        ["date"] => string(10) "1427139448"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#875 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
        ["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
        ["file_id"] => string(6) "191826"
        ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
        ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
        ["date"] => string(10) "1427373056"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#853 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(116) ""Применение инновационных технологий на уроках русского языка""
        ["seo_title"] => string(71) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
        ["file_id"] => string(6) "257459"
        ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
        ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
        ["date"] => string(10) "1448338833"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#875 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(96) "Тематическое планирование по русскому языку 2 класс "
        ["seo_title"] => string(57) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-2-klass"
        ["file_id"] => string(6) "216154"
        ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
        ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
        ["date"] => string(10) "1432885244"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#853 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(142) ""Внеклассная работа по русскому языку и чтению в коррекционной школе VIII вида"."
        ["seo_title"] => string(76) "vnieklassnaiarabotaporusskomuiazykuichtieniiuvkorriektsionnoishkolieviiivida"
        ["file_id"] => string(6) "281110"
        ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
        ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
        ["date"] => string(10) "1453470601"
      }
    }
    


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства