Просмотр содержимого документа
«Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»
Тема: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»
Цели урока: повторить безударные падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода .
Задачи:
1. Образовательные: применять знания, полученные при изучении темы «Склонение имён прилагательных»; использовать правила определения падежа имени прилагательного; установить связь имени прилагательного с именами существительными; отработать правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода
2. Развивающие: развитие логического мышления; формирование навыков самоконтроля и самооценки; активизация познавательной деятельности.
3. Воспитательные: создать атмосферу доброжелательности между учащимися, между учителем и учащимися; воспитывать чувство любви к своей Родине; воспитывать умение чувствовать; гордость за ратные и трудовые подвиги соотечественников, уважение к живущим рядом ветеранам войны.
Тип урока: урок повторения
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебники, тетради, доска, проектор, дидактический материал
Ход урока
1. Организационный момент
- Голландский философ Бенедикт Спиноза говорил: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение» . Давайте порадуемся этому дню и подарим друг другу улыбки, в которых мы выразим чувство радости от встречи друг с другом. Для того, чтобы ответить на вопросы урока, нам понадобится поддержка друг друга.
2. Актуализация знаний.
-Обратите внимание на эпиграф. Антуан де Сент – Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения». Этот эпиграф можно объяснить словами поэта Эдуарда Асадова:
Как мало все же человеку надо!
Одно письмо. Всего-то лишь одно.
… И я теперь богаче, чем банкир.
Мне подарили птиц, рассвет и реку,
Тайгу и звезды, море и Памир.
Твое письмо, в котором целый мир.
Как много все же надо человеку!
-Прочитайте эти слова и ответьте на вопросы:
3. Постановка целей и задач урока
- Что обозначает слово «письмо»?
1 значение – Написанный текст, посылаемый для чего-нибудь кому - нибудь
2 значение- Та или иная система графических знаков для передачи ,
запечатления речи.
Чистописание.
1 строка –письмо
2строка-«Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого
общения» - Антуан де Сент – Экзюпери
-Замените мои предложения одним словом. (СЛАЙДЫ)
Человек, который выиграл сражение (Победитель)
Антоним слова мир (Война)
Награды за боевые заслуги во время войны (Ордена и медали)
Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости (Герой)
Синоним слова воин (Солдат)
Старый, опытный воин, участник прошедшей войны (Ветеран)
- К какой части речи относятся слова, которые вы записали? (имя существительное)
- Какую часть речи мы можем поставить к имени существительным, чтобы получились словосочетания? (имя прилагательное)
- Что мы уже знаем об имени прилагательном?
- Давайте вспомним, что такое имя прилагательное?
- Как могут изменяться имена прилагательные?
- Для чего используют в речи имена прилагательные?
- Какая тема нашего урока? (Закрепить полученные знания о правописании падежный окончаний имен прилагательных)
- Какие задачи мы поставим с вами на урок?
4. Применение знаний и умений в учебной ситуации (сдайды)
У существительных обозначьте орфограмму, поставить ударение и подчеркнуть безударные гласные.
Укажите главное и зависимое слово и род прилагательного.
Великий победитель, военные ордена и медали, юбилейные ордена, боевые ордена.. храбрый
герой, старый герой, бесстрашный герой, мужественный герой, старый
солдат, веселый солдат, храбрый солдат, старый ветеран. больной ветеран,
Сравнить окончания прилагательных мужского и среднего родов
-Выделите окончания.
– Что заметили? Как изменялось имя прилагательное, когда мы его склоняли по
падежам? (Изменялось окончание)
– Сделайте вывод. (Имена прилагательные изменяются по падежам)
– От чего зависит падеж имени прилагательного? (От имени
существительного, к которому оно относится)
– Верно. Падеж имени прилагательного так же, как и род, и число, зависит от
имени существительного, с которым оно связано.
-Как проверить правописание безударного падежного окончания имени
прилагательного.(СЛАЙД)
( 1.. Находим имя существительное, к которому относится
имя прилагательное.2. От существительного задаём вопрос к имени
прилагательному.3. По ударному окончанию вопроса определяем окончание
имени прилагательного.)
Физминутка.
5. Обобщения и систематизация знаний
1)Просклоняйте по падежам словосочетания:
Письмо солдатское, мукой адской, солдат бывалый, последний бой, осенний лист, горячее письмо
2) Работа с текстом.
Прочитайте текст, восстановив слова с пропущенными буквами.
Определите тему и главную мысль текста. (У каждого ученика на парте лежит лист с отпечатанным текстом.)
ТЕКСТ: «В каждом (из)нас есть маленьк.. со..нце. Если мы п..м..гаем человеку в б..де, он г..в..рит: «Я согрет вашей д..бротой». Добрый человек всегда дарит окружающим свет и т..плоту человечност.. . Значит, д...бротой называют солнце, которое ж..вет в людях. Это ничего, что ты маленький. Солнце в тебе может жить самое б..льшое».
Вкаждом из нас есть маленькое солнце. Если мы помогаем человеку в беде, он говорит: "Я согрет вашей добротой." Добрый человек всегда дарит окружающим свет и теплоту человечности. Значит, добротой называют солнце, которое живет в людях. Это ничего, что ты маленький. Солнце в тебе может жить самое большое!
- Какова тема этого текста?( Этот текст о доброте.)
-А какова его главная мысль?( Спешите делать добро. Любой человек, даже очень маленький, может и должен совершать добрые поступки.)
- Объясните правописание слов с пропущенными буквами. Подбирайте проверочные слова.
- Выпишите из текста третье предложение. Сделайте полный синтаксический и пунктуационный разборэтого предложения.
[Добрый человек всегда дарит окружающим свет и теплоту человечности.]
(повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, с однородными второстепенными членами).
6. Информация о домашнем задании
Дифференцированные задания
Задание 1 уровня
Спишите пословицы, употребив словосочетания в скобках в нужном падеже, докажите окончания.
Маленькое дело лучше (большое безделье). Не жалей сил для (нужное дело). (Новый друг) желай, а (старый друг) не забывай.