Школа – это важный институт социализации. Именно здесь ребёнок начинает проявлять свою самостоятельность относительно собственных желаний, способностей и наклонностей. Каждый человек уникален и у каждого свои интересы и особенности. Когда же сталкиваются противоположности, возникает конфликт.
Конфликты неотъемлемая часть человеческой жизни, так как возникают они только в процессе общения людей. И в какой-то степени их можно назвать одним из способов общения и взаимодействия.
Очевидно, каждому человеку приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет.
Конфликты среди учеников происходят довольно часто, что и, по мнению учителей, «являются обычным делом для школы». Основные поводы для конфликтов между учениками – грубость, хамство, жестокость, озлобленность. Детская жестокость – явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого «подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли…»
Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт – всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.
Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
Наблюдения показывают, что 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей, либо не знает о них, либо не придает им значения.
Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, тип, возможные последствия для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод его разрешения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"В споре рождается истина."»
Для учеников 12 – 13 лет
Пояснительная записка
Школа – это важный институт социализации. Именно здесь ребёнок начинает проявлять свою самостоятельность относительно собственных желаний, способностей и наклонностей. Каждый человек уникален и у каждого свои интересы и особенности. Когда же сталкиваются противоположности, возникает конфликт.
Конфликты неотъемлемая часть человеческой жизни, так как возникают они только в процессе общения людей. И в какой-то степени их можно назвать одним из способов общения и взаимодействия.
Очевидно, каждому человеку приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет.
Конфликты среди учеников происходят довольно часто, что и, по мнению учителей, «являются обычным делом для школы». Основные поводы для конфликтов между учениками – грубость, хамство, жестокость, озлобленность. Детская жестокость – явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого «подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли…»
Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды... В результате сложилось мнение, что конфликт – всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.
Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
Наблюдения показывают, что 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей, либо не знает о них, либо не придает им значения.
Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, тип, возможные последствия для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод его разрешения.
Цель: развитие коммуникативных способностей учащихся.
Задачи:
Познакомить учащихся с понятием «конфликт».
Развивать личностные качества, такие как эмпатия и толерантность.
Помочь выбрать приемлемые способы решения конфликтов.
Контингент участников: подростки.
Возраст: 12-13 лет.
Количество участников: 25-30 человек.
Продолжительность: 1учебный час.
Вид мероприятия: тематическое занятие.
Необходимое оборудование: план занятия, электронная доска, ручки на каждого, тетрадные и альбомные листы на каждого, доска и мел.
Ожидаемые результаты:
Расширить представления о конфликтах и альтернативных
способах решения конфликтных ситуаций.
Освоить стиль сотрудничества как один из основных элементов в
Работа по теме: упр. «Ассоциации»; упр. «Конфликт на бумаге»;
упр. «Сходства и различия»; работа с пословицами.
Итог, выводы.
«В споре рождается истина»
Сократ
Ход занятия
Орг. момент.
- Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас на занятие, которое называется «В споре рождается истина» (слайд 1).
II. Введение в тему.
- Как только человек начинает делать свои первые шаги в мире людей, в его жизнь входят конфликты.
III. Сообщение темы.
- «Конфликт» - это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон в решении проблем. Или же:
«Конфликт» - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. (слайд 2)
- Бытует мнение, что конфликт – это нежелательное явление и его стоит немедленно решать. А ведь у конфликта есть две стороны: негативная и позитивная. И в этом вы сами сегодня убедитесь.
IV. Работа по теме.
- Когда мы слышим слово «конфликт», у каждого человека в голове возникают свои ассоциации с данным словом. Я предлагаю вас упражнение «Ассоциации». (слайд 3)
- С чем у вас ассоциируется слово «конфликт»? (ответы учащихся записываются на доске: агрессия, спор, угрозы, ссора, крики и т.д.)
- Как говорил Карлс (из мультфильма) «Конфликт – дело житейское», без них жизнь была бы однообразна и скучна. Конфликтов в жизни не избежать, но можно научиться достойно выходить из конфликтных ситуаций. Существуют безобидные способы решения конфликтов.
- Поставьте себя на место оппонента; показывайте готовность разобраться с проблемой; будьте твердыми к проблеме и мягкими к людям. Ищите общие интересы, расширяйте круг вариантов решения проблемы; ищите взаимную выгоду; выясняйте, что предпочитает другая сторона.
- На примере одного упражнения мне хочется показать вам альтернативный способ решения конфликта, упражнение так и называется «Конфликт на бумаге». (слайд 4)
- Вам нужно будет вспомнить конфликтную ситуацию, вспомнить те чувства, которые вы испытывали при этом и нарисовать всё на бумаги, на это вам отводится 3 минуты. Когда учащиеся выполняют первую часть задания, после им говорится: «А теперь скомкайте свой листок в плотный шарик и со всей силы бросьте его о стену, выбросите вместе с этим листом все негативные чувства, которые вы вспоминали», «Ещё этот листок можно порвать на мелкие кусочки».
- Так как мы отличаемся друг от друга, давайте подумаем, как мы можем существовать рядом, чтобы всем было комфортно? Разобраться с этим нам поможет упражнение«Сходства и различия».
- Все мы разные, но все мы люди, что-то объединяет нас, в чем-то мы отличаемся. В связи с этими различиями могут возникать конфликтные ситуации на уровне целых национальностей. Подумайте и ответьте, пожалуйста, на вопросы (слайд 5):
Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
Национальность влияет на взаимоотношения людей?
Как общаются между собой пожилые и молодые люди?
Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?
А теперь за 30 секунд вам предлагается объединиться в группы по различным признакам: пол, цвет волос, гороскоп, рост, цвет глаз и т.д.
- В каждом человеке можно найти не только отличные, но и схожие черты. О человеке судят по тому, какая у него внешность, профессия, вера, как он строит отношения в семье и с окружающими. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище и светлее. Это толерантный путь решения проблем.
- В последнем задании вам нужно будет поработать с пословицами. На доске будут показаны отдельные слова пословиц, ваша задача – сформулировать данную пословицу. Например: Здоровый, теле, в, дух, здоровом (слайд 6), вы должны ответить: В здоровом теле – здоровый дух.
Начнём:
- Доброй, мир, худой, ссоры, лучше (слайд 7) «Худой мир лучше доброй ссоры» (слайд 8)
- Тот, первым, спорщиков, из, умнее, кто, двух, замолчит. (слайд 9) «Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит» (слайд 10)
- Не, сделка, вызывает, честная, ссоры (слайд 11) «Честная сделка не вызывает ссоры» (слайд 12)
- Гроша, спорит, кто, стоит, не (слайд 13) «Кто спорит – гроша не стоит» (слайд 14)
- Избегать, способ, их, решать, конфликты, лучший (слайд 15) «Лучший способ решать конфликты – избегать их» (слайд 16)
- Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтные ситуации, но мы не должны пугаться этого. Нам необходимо разрешать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были. Использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов.
V. Итог, выводы.
- Спасибо всем за участие, надеюсь, после нашего занятия каждый для себя сделает вывод, как же нужно правильно вести себя в конфликтных ситуациях.(слайд 17)