Тренинговое занятие направлено на ознакомление детей с правилами, способствующими созданию дружеских отношений. Задачи: развитие процесса общения и взаимоотношений детей, развитие понимания личностных особенностей каждого человека, осознание восприятиясебя окружающими людьми получение навыка выстраивания дружеских отношений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тренинговое занятие "Путь к дружбе"»
Тренинговое занятие «Путь к дружбе»
Цель: познакомить детей с правилами, которые способствуют созданию дружеских отношений.
Задачи: коррекция и развитие процесса общения и взаимоотношений детей, развитие понимания личностных особенностей каждого человека, осознание восприятия себя окружающими людьми, получение навыка выстраивания дружеских отношений.
Стимульный материал: заготовка силуэтов мальчика и девочки без выражений лица по количеству человек, палочки разных цветов, магнитофон с музыкой: «Настоящий друг», «Лебединая песня», цветные карандаши, картинки с написанными правилами, вырезанные из бумаги облачка.
Содержание конспекта:
Очаровательная пушистая Кошечка появилась в классе ранним утром. Крупные зеленые глаза ее завораживали окружающих и поражали глубиной и чистотой. Особенная аккуратность была видна во всем облике новой ученицы. Каждому из ребят хотелось посидеть рядом с ней, потрогать ее красивый бантик. Но останавливал их только пренебрежительный голос новенькой:
- Отойди, Волчонок, ты помнешь мне платье! А ты, Зайчонок, не смотри на меня своими косыми глазами, я этого не люблю! И нечего на меня дышать, Лисенок, а то мне совсем душно станет!
- Я вижу, что вы уже познакомились? - спросил учитель Еж, войдя в класс.
- Да, познакомились, - озадаченно произнесли ребята.
- Надеюсь, вы ее не обидели? - спросил учитель, увидев недовольное выражение лица Кошечки.
- Кто кого еще обидел, - прошептал Зайчонок.
- Конечно, обидели, - вдруг вырвалось у Кошечки, - они грязными руками, трогали мой чистый бантик.
- Я думаю, что наши ребята больше не будут делать этого, - остановил учитель своими словами и взглядом порыв возмущения у Волчонка.
Волчонок понял, что лучше сейчас с Кошечкой не связываться, но долго не мог настроить себя на учебу.
Во время урока соседи Кошечки обсуждали шепотом решение задачи. Она громко произнесла:
- Мне мешают своими разговорами Заяц и Енот.
- Но мы же по делу говорили, - оправдывались ее соседи.
- Тем более, - строго произнесла Кошечка. По классу прошел ропот возмущения:
- Такой вредины еще не бывало в нашей школе! - вырвалось у Белочки.
- Я прошу всех быть более сдержанными, - попросил учитель. - У нас очень серьезная тема, надо в ней разобраться. Ученики послушно продолжали работать. На перемене Кошечка осталась одна, никто не хотел больше приближаться к ней, разговаривать с ней и играть. Учитель подошел к новенькой и спросил:
- Как тебе у нас?
- Плохо, - со слезами на глазах ответила Кошечка, - мне здесь никто не нравится.
- Я понимаю, что приходить одной в сложившийся коллектив очень сложно, но у нас добрые ребята, - успокаивал ее учитель. - Я не заметила, что они добрые! - всхлипнула Кошечка.
- Поживешь - увидишь! - пообещал учитель. А тем временем все ученики обсуждали поступок новенькой, называя ее уже не ласковым именем "Кошечка", а неприятным словом "ябеда". Это прозвище услышала сама виновница и разрыдалась еще больше.
- Так ей и надо! - проворчал обиженный Зайчонок. - Пусть не задается.
- А она и не задается, - вмешался в разговор учитель. - Ей плохо у нас, потому что она не привыкла к нашим правилам общения. Вот она и отстаивает свои правила с помощью такого способа.
- Ха, тоже мне, хороший способ! Мы к ней с вниманием, с лаской. А эта ябеда?.. - продолжал возмущаться Волчонок. - Подожди осуждать ее, постарайся лучше понять, что излишнее внимание тоже некоторым не нравится, - объяснял учитель. - И вероятно, Кошечка воспитывается в строгой семье.
- Почему? - заинтересовалась Белочка.
- Ну, например, говоря о разговорчивых соседях, она ждала, что я их накажу. Ведь, действительно, разговаривать, мешать на уроке нельзя. Помните правило? - спросил учитель. Ребята кивнули, ожидая дальнейших объяснений.
- А так как вместо похвалы Кошечка услышала только мою просьбу о сдержанности, то у нее возникло чувство растерянности. Кошечка не понимает, что у нас происходит. Давайте поможем ей найти верный путь в общении с нами, - предложил учитель. - Интересно, что нам надо сделать? - уточняли ребята.
- Когда Кошечка по привычке будет поучать или ябедничать, ваша задача спокойным голосом, с ласковой улыбкой поблагодарить ее за то, что она это заметила. И предложить найти путь или средство это исправить, - завершил свою мысль учитель Еж.
- Так она обрадуется и станет дальше всех поучать? - не понимала Белочка.
- А давайте попробуем! - загорелся Волчонок.
- Только вот не знаю, как насчет улыбки! У меня может не получиться, - засомневался Зайчонок.
- А ты попробуй! Добрая сила улыбки всем известна! - уточнил маленький Енот. Волчонок поспешил проверить новый метод. Подойдя к зареванной Кошечке, он с нежной улыбкой позвал ее играть. В ответ он услышал:
- Я с такими лохматыми не играю!
- Помоги мне стать таким же аккуратным, как ты, - продолжал эксперимент Волчонок.
- Хорошо, я попробую, - неуверенно ответила Кошечка. - А у тебя, Волчонок, есть расческа?
- Конечно! - обрадовался Волчонок, доставая расческу из кармана и подмигивая своим друзьям.
- А почему ты дружишь с Белочкой? - спросила Кошечка, старательно расчесывая своего нового друга.
- Она веселая! - не задумываясь, ответил Волчонок.
- Да, но мне она кажется грубой и легкомысленной, - вспомнила Кошечка ее реплику.
- А ты скажи сама ей, что тебе не понравилось, как она назвала тебя. Только лучше сделать это, когда вы будете с Белочкой одни, - посоветовал ей Волчонок. - Да... не забудь про один секрет.
- Что это еще за секрет? - удивилась Кошечка. - Нежная улыбка, - ответил Волчонок, по-доброму, широко улыбнувшись новенькой.
И в ответ Кошечка ему тоже улыбнулась.
- А Волчонок-то справился с этим новым методом общения! - шепотом произнесла Белочка.
Упражнение на знакомство «веник».
На столике вы видите цветные палочки. Каждый участник берет одну палочку. Каждый участник называет свое имя и рассказывает, почему выбрал этот цвет.
А теперь попробуйте сломать свою палочку.
Ну как легко сломалась???
А теперь посмотрите, у меня в руках 8 палочек? как вы думаете, так же легко будет их сломать…
Как вы думаете на какое правило дружбы похоже то, что мы сейчас делали??
Правила:
Оказывать помощь.
Уважать право друга иметь других друзей кроме себя.
А вы когда – нибудь обращали внимание, когда утки летят на юг, как они крякают? Как вы думаете зачем??
Утки криками подбадривают летящих впереди, чтобы они не сбавляли скорости.
Скажите а как люди, т.е. мы с вами можем друг-друга подбадривать??
Сейчас я предлагаю вам попрактиковаться в этом и сыграть в игру «Комплимент».
Упражнение «Комплимент»
Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу.
Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнеры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Приятно ли вам было слушать комплименты в свой адрес? Что было приятнее говорить или принимать комплимент? Как часто в жизни вы и вам говорят комплименты?
Правила:
Стараться чтобы другу было приятно в твоем обществе.
Радоваться вместе с другом успехам, победам.
А сейчас я снова предлагая вам сыграть в игру.
Упражнение «Слепой и поводырь»
МУЗЫКА
По комнате раскладываются предметы и препятствия. Участники группы делятся на пары. Один закрывает глаза. Второй становится поводырем. Он должен провести партнера по всей группе, обходя при этом препятствия. Затем участники пары меняются ролями.
Скажите, а что должен испытывать «слепой», чтобы спокойно следовать за повадырем?
Правила:
Доверять.
Но доверять мы можем не только свою жизнь, но и тайны.
Знаете, в животном мире множество примеров дружбы, которым нам подчас можно только позавидовать.
МУЗЫКА
А сейчас прослушайте отрывок из одной песни, которая называется «Лебединая верность»
Насколько самоотверженно поступает он по отношению к своей подруге.
И вот, например те же самые гуси, когда заболевает один из них, или кого-то ранят. То 2 гуся сопровождают и охраняют его до последнего момента, пока тот либо не выздоровит, либо не умрет. И лишь потом летят либо отдельно, либо прибиваются к другой стае, чтобы догнать своих.
А как это происходит у людей?
Упражнение «Облака»
МУЗЫКА
Облачка раскладываются на определенном расстоянии друг от друга, но так, чтобы можно было перешагнуть с одного на другое без помощи. Детям предлагается пройтись по облакам. Затем облачко убирается и расстояние становится больше, затем еще одно и так далее пока расстояние не станет таким, что без помощи товарища они не смогут переступать. Дети должны догадаться о том, что нужно помочь товарищу, если они не догадываются, то ведущий намекает на то, что чтобы преодолеть сложность нужно взяться за руки.
Сложно ли было перешагивать одному, и как когда в помощь пришел товарищ?.
Правила:
Не критиковать.
Поддерживать в трудные минуты
Смотрите сколько правил дружбы мы открыли
МУЗЫКА
Запомните, что особое место, в развитии каждого человека играет дружба. Когда вы обретаете друзей, вместе преодолевая трудности, насмешки, непонимание, вы на самом деле поднимаетесь на следующую, новую ступенечку развития.
В качестве рефлексии детям раздаются силуэты мальчиков и девочек, но без изображения лица. Они дорисовывают эмоции, которые испытывают сами, по окончании занятия. Затем создается общий плакат «Дружба».
Посмотрите внимательно на плакат и на лица, которые вы изобразили. Какие эмоции преобладают на нем. Вот видите, что дружба приносит положительные эмоции.
Запомните, что учиться дружить никогда не поздно!!!